Никола́й Па́влович Охло́пков (2 (15) мая 1900, Иркутск — 8 января 1967, Москва) — русский советский актёр театра и кино, режиссёр, педагог.
Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1947, 1949 — дважды, 1951 — дважды). Член КПСС с 1952 года.
Содержание
Биография
Родился 2 (15) мая 1900 года в Иркутске.
Окончил кадетский корпус, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. В 1917 году поступил в Иркутский театр как мебельщик-декоратор, в 1918 году стал актёром этого театра.
В 1921 году Охлопков поставил на городской площади Иркутска «массовое действо» в честь 1 Мая с участием войск. В 1922 году в иркутском Молодом театре поставил «Мистерию-Буфф» В. В. Маяковского, после чего был послан учиться в Москву.
С 1923 года Охлопков становится актёром Театра В. Э. Мейерхольда, одновременно продолжал учиться в ГЭКТЕМАСе (Государственные экспериментальные театральные мастерские).
С 1930 по 1937 год возглавлял Реалистический театр в Москве. В 1938—1943 годах — режиссёр и актёр Театра имени Е. Б. Вахтангова. С 1943 года главный режиссёр Московского театра Революции (позже Театр драмы; ныне Московский академический театр им. Вл. Маяковского).
Героико-патетическая направленность, публицистичность и эмоциональность искусства Николая Охлопкова проявились с особой силой в спектаклях периода Великой Отечественной войны: «Фельдмаршал Кутузов» и «Сирано де Бержерак» в Театр им. Евг. Вахтангова, «Сыновья трёх рек» В. М. Гусева в Московском театре драмы.
Выдающаяся работа Охлопкова в театре — спектакль «Молодая гвардия» (1947 год, по роману А. А. Фадеева). Принцип поэтического раскрытия содержания произведения нашёл здесь выражение во всём образном строе постановки. С живыми характерами героев здесь органично слит образ алого знамени, выражающий героическую духовную силу человека.
Важным этапом в развитии дарования Охлопкова был спектакль «Гамлет» поставленный им в 1954 году. В нём режиссёр раскрыл философскую суть театра Шекспира. «Гамлет» в трактовке Охлопкова — героическая трагедия. Пафос спектакля — моральная победа гамлетовского мятежа над косностью «мира-тюрьмы».
Николай Охлопков занимался педагогической деятельностью, преподавал в ГИТИСе. В 1955—1956 годах — заместитель Министра культуры СССР.
Н. П. Охлопков умер 8 января 1967 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Память
В 1962 году имя Охлопкова было присвоено Иркутскому драматическому театру.
Звания, учёные степени и награды
Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли большевика Василия в фильмах «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».
Сталинская премия первой степени (1947) — за постановку спектакля «Молодая гвардия» А. А. Фадеева.
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли комиссара Воробьёва в фильме «Повесть о настоящем человеке».
Сталинская премия второй степени (1949) — за постановку спектакля «Закон чести» А. П. Штейна.
Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Батманова в фильме «Далеко от Москвы».
Сталинская премия второй степени (1951) — за постановку оперного спектакля «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса.
Народный артист РСФСР (1942).
Народный артист СССР (1948).
орден Ленина
три ордена Трудового Красного Знамени
орден Красной Звезды
медали
профессор ГИТИСа.
член-корреспондент Берлинской Академии художеств.
Режиссёрские работы в театре
Реалистический театр
1932 — «Разбег» (по очеркам В. П. Ставского)
1933 — «Мать» (по роману М. Горького)
1933 — «Железный поток» (по А. С. Серафимовичу)
1935 — «Аристократы» Н. Ф. Погодина
1937 — «Кола Брюньон» (по повести (Р. Роллана)
«Отелло» У. Шекспира
Театр им. Евг. Вахтангова
1940 — «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва
1942 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана
Большой театр (оперные постановки)
1953 — «Декабристы» Ю. А. Шапорина
1957 — «Мать» Т. Н. Хренникова
Московский академический театр им. Вл. Маяковского
Мемориальная доска Охлопкову, режиссёру театра Маяковского в 1948−1967
«Сыновья трёх рек» В. М. Гусева
«Молодая гвардия» А. А. Фадеева
«Закон чести» А. П. Штейна
1953 — Гроза А. Н. Островского
1954 — «Гамлет» У. Шекспира
1956 — «Гостиница „Астория“» А. П. Штейна
1960 — «Иркутская история» А. А. Арбузова
1961 — «Медея» Еврипида
Режиссёрская фильмография
1930 — Путь энтузиастов (автор сценария совм. с Г. Павлюченко)
1928 — Проданный аппетит (среднеметражный; не сохранился)
1927 — Митя (не сохранился; исполнил роль Мити)
Актёрская фильмография
Охлопков в роли Василия Буслаева в фильме Александр Невский, 1938 год
1924 — Гонка за самогонкой (короткометражный)
1924 — Банда батьки Кныша — Скрипач
1925 — Чёрное сердце (не сохранился)
1926 — Предатель (среднеметражный; сохранился не полностью)
1926 — Бухта Смерти — Матрос
1927 — Митя (не сохранился) — Митя
1932 — Дела и люди — Захаров
1937 — Ленин в Октябре — Василий
1938 — Александр Невский — Василий Буслаев
1939 — Ленин в 1918 году — Василий
1940 — Яков Свердлов — известный певец
1941 — Настоящий патриот, Белая ворона (Боевой киносборник № 7)
1943 — Кутузов — генерал Барклай-де-Толли
1947 — Свет над Россией (в прокат не вышел) — инженер Антон Иванович Забелин
1948 — Повесть о настоящем человеке — комиссар Воробьёв
1950 — Далеко от Москвы — Батманов Василий Максимович
1950 — Огни Баку
Литература
Охлопков Н. П. Всем молодым. М., Молодая гвардия, 1961.
Бейлин А. М. Народный артист СССР Николай Охлопков. М.: Госкиноиздат, 1953.
Юзовский Ю. Театр Охлопкова // Зачем люди ходят в театр. М.: Искусство, 1964.
Поэзия театра Сб. статей. М., 1960
Рудницкий К. Л. Режиссёр Мейерхольд. М., 1969
Велехова Н. А. Охлопков и театр улиц. М., 1970.
Бейлин А. М. Николай Охлопков // Актёры советского кино. М.: Искусство, 1970.
Н. П. Охлопков. Статьи и воспоминания. М., ВТО 1986.
Полемика с Н. П. Охлопковым в журнале «Театр»
Эфрос А. Бедный Станиславский! // Театр. 1956. № 10. С. 62—68.
Товстоногов Г. Открытое письмо Николаю Охлопкову // Театр. 1960. № 2. С. 42—56.
Прокофьев Вл. Искусство модное и искусство подлинное // Театр. 1960. № 8. С. 53—71.
Примечания
Симонов Е. Р. Режиссёрские приёмы Охлопкова // Наследники Турандот. — М.: Алгоритм, 2010. — С. 192-207. — 336 с. — ISBN 978-5-9265-0778-9