А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Швейцер, Михаил Абрамович»

Михаил Швейцер
Фото
Имя при рождении:

Моисей Абрамович Швейцер

Дата рождения:

16 февраля 1920(1920-02-16)

Место рождения:

Пенза, РСФСР

Дата смерти:

2 июня 2000(2000-06-02) (80 лет)

Место смерти:

Москва,
Российская Федерация

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССР
Flag of Russia.svg Россия

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист

Карьера:

1949—1993

Награды:
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени Орден Почёта — 1995
Народный артист СССР— 1990 Государственная премия СССР — 1977 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — 1989 Премия Президента Российской Федерации — 1998
IMDb:

ID 0796073

Михаи́л (при рождении Моисе́й) Абра́мович Шве́йцер (1920—2000) — советский кинорежиссёр. Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Содержание

Биография

Родился 16 февраля 1920 года в Пензе[1].

Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. С. М. Эйзенштейна). В 1941—1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом режиссёра на фильме «Человек № 217» (1944). В 1951—1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии.

Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову, с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по В. Ф. Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с В. В. Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссёру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед !» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с С. А. Милькиной, 1987), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А. П. Чехов («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1979) и Н. В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты — до печальной, драматической, даже трагической.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжелое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с С. А. Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини!» (1993, совместно с С. А. Милькиной) с Л. М. Гурченко в единственной роли.

Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.

Жена и сорежиссёр — С. А. Милькина.

Награды и звания

  • орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 марта 2000) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства[2]
  • орден Почёта (28 декабря 1995) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[3]
  • народный артист СССР (3 мая 1990) — за большие заслуги в развитии советского киноискусства[4]
  • народный артист РСФСР (1977)
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)

Достижения

  • 1977 — Государственная премия СССР — за фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)
  • 1989 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за фильм «Крейцерова соната» (1987)
  • 1992 — премия «Кинотавр» в номинации «Специальная премия за творчество»
  • 1995 — премия «Золотой Овен»
  • 1998 — премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (12 января 1999)[5]
  • 1999 — премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство»

Фильмография

Режиссёрские работы

  1. 1949 — Путь славы
  2. 1954 — Кортик
  3. 1956 — Чужая родня
  4. 1957 — Тугой узел
  5. 1960 — Мичман Панин
  6. 1960 — Воскресение
  7. 1965 — Время, вперёд!
  8. 1968 — Золотой телёнок
  9. 1970 — Карусель
  10. 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли
  11. 1977 — Смешные люди!
  12. 1979 — Маленькие трагедии
  13. 1984 — Мёртвые души
  14. 1987 — Крейцерова соната
  15. 1991 — Как живёте, караси?
  16. 1993 — Послушай, Феллини!

Написал сценарии

  1. 1960 — Воскресение
  2. 1965 — Время вперёд!
  3. 1968 — Золотой телёнок
  4. 1970 — Карусель
  5. 1977 — Смешные люди!
  6. 1979 — Маленькие трагедии
  7. 1984 — Мёртвые души
  8. 1987 — Крейцерова соната
  9. 1991 — Как живёте, караси?
  10. 1993 — Послушай, Феллини!
  11. 2001 — Кошки под дождём

Актёрские работы

  1. 1966 — Время, вперёд!

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган — Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт.
  2. Указ Президента РФ от 13 марта 2000 г. № 487
  3. Указ Президента РФ от 28 декабря 1995 г. № 1325
  4. Указ Президента СССР от 3 мая 1990 г. № 94
  5. Указ Президента РФ от 12 января 1999 г. № 93

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную