А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Козинцев, Григорий Михайлович»

Григорий Козинцев
Фото
Имя при рождении:

Григорий Моисеевич Козинцев[1]

Дата рождения:

9 (22) марта 1905(1905-03-22)

Место рождения:

Киев,
Российская империя

Дата смерти:

11 мая 1973(1973-05-11) (68 лет)

Место смерти:

Ленинград, РСФСР, СССР

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя Flag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

кинорежиссёр, театральный режиссёр, сценарист, педагог

Карьера:

1919-1973

Направление:

социалистический реализм

Награды:
Народный артист СССР— 1964 Ленинская премия — 1965 Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1948
Орден Ленина Орден Ленина Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени  — 1939
IMDb:

ID 0468882

Григо́рий Миха́йлович Ко́зинцев (9 (23) марта 1905, Киев, — 11 мая 1973, Ленинград) — советский режиссёр кино и театра, сценарист, педагог. Народный артист СССР (1964). Лауреат двух Сталинских (1941, 1948) и Ленинской премии (1965).

Содержание

Биография

Григорий Козинцев родился в Киеве в семье врача-терапевта Моисея Исааковича Козинцева (род. 1859)[2] и его жены Анны Григорьевны Лурье.[3][4][5]

Учился в гимназии. В 1919 году посещал школу живописи А. А. Экстер.[6] Вместе с другими учениками школы Козинцев участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц.

Более всего привлекал его театр; работу в нём он начал с участия в росписи декораций к знаменитому спектаклю Константина Марджанова «Фуэнтe Овехуна» испанского драматурга Лопе де Вега. Работал в театре Соловцова. С помощью Марджанова и вместе с друзьями С. И. Юткевичем и А. Я. Каплером он создал кукольный театр, а затем экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе, и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимиллиан». В начале 1920 года уехал в Петроград, поступил в класс Н. И. Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывшая Академии художеств, ныне — Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина) и одновременно режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого К. А. Марджановым.

В декабре 1921 года совместно с Леонидом Траубергом и Г. К. Крыжицким написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС».

В 1924 начал работать на кинофабрике «Севзапкино», (ныне киностудия «Ленфильм»). Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Ю. Н. Тынянова, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссёрами из театра (среди них был С. А. Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе С. А. Герасимов, Янина Жеймо, А. А. Костричкин.

Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию А. И. Пиотровского — был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор А. Н. Москвин и художник Евгений Еней, работавшие с Козинцевым практически на всех его фильмах.

Следующий фильм фэксов «Шинель» (1926), экранизация «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, стал одним из шедевров советского немого кино. Замечательный сценарий Ю. Н. Тынянова, развивающий его лучшие стороны режиссёрский замысел, экспрессивное изобразительное решение и эксцентрическая, на грани гротеска игра актёров привели к созданию фильма стилистически точно отвечающего «манере Гоголя».

Энергично и организованно работавший коллектив фэксов стремился в каждом фильме вести поиск в новом направлении, и в 1927 году выпустил ещё и современную комедию «Братишка» (1927) по своему сценарию, а сразу вслед за ней историческую мелодраму «С. В. Д.» (1927) по сценарию Ю. Н. Тынянова и Ю. Г. Оксмана, написанному на материале восстания декабристов. Оба фильма пользовались успехом у зрителей, особенно, «С. В. Д.» — В. Б. Шкловский назвал этот фильм «самой нарядной лентой Советского Союза».

С августа 1927 года Козинцев - преподаватель в Ленинградского института сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС[7].

С первой звуковой картиной «Одна» (1931) в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954).

С 1944 вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 профессор). Среди его выпускников — Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий.

Его «Дон Кихот» (1957, художник Альберто Санчес, Почётный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964), Ленинская премия (1965), (специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970).

В 1965-71 годах Козинцев руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).

Благодаря фильмам Козинцева стали широко известны за рубежом артисты русской драматической сцены[источник не указан 1100 дней] — Ю. Е. Ярвет (король Лир, роль озвучивал З. Е. Гердт), Эльза Радзиня (Гертруда), И. М. Смоктуновский (Гамлет).

Зять (муж старшей сестры Козинцева — Любови) — писатель И. Г. Эренбург.

Умер 11 мая 1973 года; похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Ленинграде.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за кинотрилогию о Максиме (1934, 1937, 1938).
  • Сталинская премия второй степени (1948) — за фильм «Пирогов» (1947).
  • Ленинская премия (1965) — за фильм «Гамлет» (1964).
  • Народный артист СССР (1964).
  • Два ордена Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени (1939) — за фильм «Выборгская сторона» (1938)
  • Орден Октябрьской Революции
  • Ещё один орден, медали
  • МКФ в Москве (1935, Главный приз («Серебряный кубок») за программу к/с «Ленфильм», фильм «Юность Максима»)
  • ВКФ (1958, Вторая премия за режиссуру, фильм «Дон Кихот»)
  • ВКФ (1958, Третья премия по разделу художественных фильмов, фильм «Дон Кихот»)
  • МКФ в Ванкувере (1958, Почетная грамота, фильм «Дон Кихот»)
  • Премия Британскаой киноакадемии BAFTA (1964, Лучший фильм года, фильм «Гамлет»)
  • ВКФ (1964, Спец. премия жюри «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира», фильм «Гамлет»)
  • КФ шекспировских фильмов в Висбадене (1964, Приз за лучший фильм, фильм «Гамлет»)
  • МКФ в Венеции (1964, Спец. премия, фильм «Гамлет»)
  • МКФ в Сан-Себастьяне (1964, Приз, фильм «Дон Кихот»)
  • МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Спец. приз жюри, фильм «Гамлет»)
  • МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Премия нац. федерации испанских киноклубов, фильм «Гамлет»)
  • Союз польских журналистов (1965, Почетный диплом клуба кинокритиков, фильм «Гамлет»)
  • «Золотой лавровый венок» Фонда Дэвида Оливера Селзника (1966, «За вклад в международное понимание путем разработки общечеловеческих тем и и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня», фильм «Гамлет»)
  • МКФ в Лиме (1966, Премия нац. совета киноцензуры «Серебряная лама», фильм «Гамлет»)
  • МКФ в Панаме (1966, Приз «Серебряное блюдо», фильм «Гамлет»)
  • Премия «Фемина» (Бельгия) (1966, фильм «Гамлет»)
  • МКФ в Тегеране (1972, Главный приз «Золотая статуэтка крылатого тура», фильм «Король Лир»)
  • МКФ в Чикаго (1972, Приз «Серебряный Хьюго», фильм «Король Лир»)
  • МКФ в Милане (1973, Золотая медаль, фильм «Король Лир»)

Фильмография

Режиссёрская работа

  • 1924 — Похождения Октябрины
  • 1925 — Мишки против Юденича
  • 1926 — Чёртово колесо
  • 1926 — Шинель
  • 1927 — Братишка
  • 1927 — С. В. Д.
  • 1929 — Новый Вавилон
  • 1931 — Одна
  • 1934 — Юность Максима
  • 1937 — Возвращение Максима
  • 1938 — Выборгская сторона
  • 1941 — Боевой киносборник № 2
  • 1942 — Юный Фриц
  • 1942 — Однажды ночью из альманаха «Наши девушки»
  • 1945—1956 — Простые люди
  • 1947 — Пирогов
  • 1951—1953 — Белинский
  • 1957 — Дон Кихот
  • 1964 — Гамлет
  • 1970 — Король Лир

Все фильмы до «Выборгской стороны» включительно, а также фильм «Простые люди» — совместно с Л. З. Траубергом.

Поставленные сценарии

  • 1924 — Похождения Октябрины
  • 1924 — Красная газета
  • 1925 — Мишки против Юденича
  • 1926 — Братишка
  • 1929 — Новый Вавилон
  • 1931 — Одна
  • 1934 — Юность Максима
  • 1937 — Возвращение Максима
  • 1938 — Выборгская сторона
  • 1941 — Встреча с Максимом
  • 1945 — Простые люди
  • 1951 — Белинский
  • 1964 — Гамлет
  • 1970 — Король Лир

Все сценарии от «Похождения Октябрины» до «Простые люди» написаны совместно с Л. З. Траубергом. Сценарий «Мишки против Юденича» ещё и совместно с И. Е. Куниной. Сценарий «Белинский» — совместно с Ю. П. Германом и Е. П. Серебровской.

Источник: Киноведческие записки. — 2003. — № 63. — С. 187—197.

Театральные работы

  • 1919 — «Балаганное представление четырех клоунов» — театр «Арлекин» в Киеве
  • 1919 — «Царь Максимилиан» — в Киеве
  • 1922 — «Женитьба» — «Фабрика эксцентрического актёра»
  • 1923 — «Внешторг на Эйфелевой башне» — «Фабрика эксцентрического актёра» (совместно. с Л. Траубергом)[8].
  • 1939 — «Опасный поворот» — в Театре Комедии
  • 1941 — «Король Лир» У. Шекспира — в БДТ им. М. Горького в Ленинграде.
  • 1944 — «Отелло» У. Шекспира — в Академическом театре драмы имени Пушкина.
  • 1954 — «Гамлет» У. Шекспира — в Академическом театре драмы имени Пушкина.

Литература

Библиография

  • Козинцев Г. М. Собр. соч. в 5 тт. / Гл. редактор С. А. Герасимов; Составители В. Г. Козинцева, Я. Л. Бутовский. Л.: Искусство. 1982—1986.
  • Козинцев Г. М. Чёрное, лихое время… Из рабочих тетрадей / Подготовка текста, вст. заметка и примеч. В. Г. Козинцевой. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1994.
  • Переписка Г. М. Козинцева. 1922—1973. / Сост. и примеч. В. Г. Козинцевой и Я. Л. Бутовского М.: Артист. Режиссёр. Театр. 1998.
  • От балагана до Шекспира: Хроника театральной деятельности Г. М. Козинцева / Сост. и комментарии В. Г. Козинцевой и Я. Л. Бутовского. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002,
  • Тынянов Ю. Н. О фэксах // СЭ. 1929. № 14. С. 10. Перепеч.: Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 346—348.
  • Добин Е. С. Козинцев и Трауберг. Л.-М.: Искусство, 1963.
  • Добин Е. С. Гамлет — фильм Козинцева. Л.-М.: Искусство, 1967.
  • Ваш Григорий Козинцев: Воспоминания. М.: Артист. Режиссёр. Театр. 1996. Сост., редактура, примеч. и дополн. В. Г. Козинцевой и Я. Л. Бутовского.
  • Караганов А. В. Григорий Козинцев: от «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». М.: Материк. 2003.
  • Бутовский, Я. Л. Григорий Козинцев и Золотой век довоенного «Ленфильма» // Киноведческие записки. — 2005. — В. 70.

Примечания

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]
гамма-спектрометрыуслуги покоса травы

На главную