Началось все с “Волкодава”. И тут же, прямо в январе, грянула “Жара”. Зато в июле всех знобило после “Груза 200”. Траванулись “Консервами”. Подумали было провести “Изгнание” в Каннах, но потом решили: “Я остаюсь”. Когда не могли уснуть, считали баранов от “12” до “1612”. А когда особенно не спалось — даже до “1814”. “Монгол” пробудил в нас “Жестокость”. Подумали было окунуться в “Глянец”, но жизнь показала, что важнее “Простые вещи”. По осени пережили “Код Апокалипсиса”. И поняли, что такое “Шекспиру и не снилось”. Вступили во второй “Бой с тенью”. Хорошо отметили главный русский праздник “День выборов”. Поиграли в “Любовь-морковь” и угодили в “Тиски”. Поняли, что лучшая “Артистка” — “Александра”. Вот такая “Ирония судьбы”, прямо скажем — “Продолжение”.
По итогам голосования на сайте “МК” большинство наших читателей назвали лучшим фильмом года “12” Никиты Михалкова. Тут бы и порадоваться. Но настораживает массовая склонность к прямолинейному социальному пафосу, который представлен в картине в полный рост. С другой стороны, нас не покидает спасительная самоирония.
Проявив невероятную гражданскую активность на выборах, мы тут же над собой и посмеялись: решительно двинули на второе место гомерически смешную комедию “День выборов” Олега Фомина. Дальше странно — на третьем месте абсолютный трэш “Код Апокалипсиса” Вадима Шмелева. Гордость, что ли, нас обуяла? Мол, хватит американцам спасать мир, мы чем хуже? Как-то приятнее смотреть в неопределенное завтра, чем грузиться вполне определенным “вчера”. Поэтому “Груз 200” Алексея Балабанова увлек немногих, правда, столь же немногих и оттолкнул.
Интересно становится, когда кинешь взгляд на номинацию “худший фильм года”. Какие горизонты открываются!
Понятно, что среди худших лидирует невнятная “Жара” Резо Гигинеишвили. Зато — сюрпри-из! — вторыми среди худших признаны те же “12”. А если к этому добавить, что среди худших актеров года назван Никита Михалков за роль в своем же “12”… Значит, думают наши читатели отнюдь не в едином порыве. “Код Апокалипсиса” тоже угодил в худшие. Ходить в спасителях человечества оно, конечно, приятно. Но наш человек не дурак и неумолимо требует от режиссеров и продюсеров качественного кино: замахнулись на голливудские приоритеты, так будьте любезны — добросьте лапоть до сияющих высот мирового киноолимпа. Оттого и “Параграф 78” Михаила Хлебородова не угодил зрителям. И “Глянец” Андрея Кончаловского не носит PRADA, хоть тресни.
Порадовало появление в тройке лидеров лучших актрис Галины Павловны Вишневской. Не ленятся наши уставшие от жизни зрители смотреть трудное авторское кино. Пусть не отмечен фильм Сокурова “Александра” в целом. Но ведь проняла неглянцевая красота великой Галины и ее игра, которую иначе как мощным личностным присутствием не назовешь. Однако личность личностью, а “прекрасная няня” — по-прежнему наше все. Как среди лучших, так и среди худших. И стойкое обаяние Кристины Орбакайте продолжает работать. А что говорить про Юлию Высоцкую, которая зацепила-таки зрителей душещипательной историей своей провинциальной золушки из “Глянца”. Золушек всегда будут любить, особенно провинциальных, и особенно у нас. Непонятно только, за что Ренату Литвинову за роль в неплохой психологической драме задвинули в худшие, да еще на одну ступеньку с поп-дебютанткой в банальном боевике. За принадлежность обеих к миру гламура?.. Так у Литвиновой и мозги есть.
С мужчинами картина не в пример стройнее. Лучший из лучших — покойный, но незабываемый Андрей Краско. Похоже, любимый народом артист выходит в герои нашего времени — по всем показателям: какие роли играл, как работал, как жил, как умер. Не удивляет и лидерство Сергея Гармаша — силен он в фильме “12”. Да и где не силен?
Так же, как Сергей Маковецкий, давно доказавший, что сыграть может все. Правда, по совести, 1-й присяжный в “12” все же не лучшая его роль. Хотя сделал все, что мог, остальные претензии к сценаристам и режиссеру. В общем, в который раз приходится отметить, что с мужской актерской школой у нас все в порядке. Ну провалился Алексей Чадов в “Жаре”, за что и назван худшим из худших. Гоша Куценко, неубедительно перевоплотившийся в женщину, разорвал аудиторию на две неравные части. Большинство зрителей его игру забраковали. Антикиллеру — антикиллерово, и нечего глазки строить!
Лучший фильм
1. “12”, реж. Никита Михалков
2. “День выборов”, реж. Олег Фомин
3. “Код Апокалипсиса”, реж. Вадим Шмелев
4. “Груз 200”, реж. Алексей Балабанов
5. “Любовь-морковь”, реж. Александр Стриженов
Худший фильм
1. “Жара”, реж. Резо Гигинеишвили
2. “12”, Никита Михалков
3. “Код Апокалипсиса”, реж. Вадим Шмелев
4. “Параграф 78”, реж. Михаил Хлебородов
5. “Глянец”, реж. Андрей Кончаловский; “Груз 200”, реж. Алексей Балабанов