А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Мидзогути, Кэндзи»

Кэндзи Мидзогути
溝口 健二
Фото
Кэндзи Мидзогути, начало 1950-х годов
Дата рождения:

16 мая 1898(1898-05-16)

Место рождения:

Токио

Дата смерти:

24 августа 1956(1956-08-24) (58 лет)

Место смерти:

Киото

Гражданство:

Flag of Japan.svg Япония

Профессия:

кинорежиссёр

Карьера:

1920—1956

IMDb:

ID 0003226

Кэндзи Мидзогути (яп. 溝口 健二, 16 мая 1898, Токио — 24 августа 1956, Киото) — японский кинорежиссёр, который наравне с Ясудзиро Одзу и Акирой Куросавой признан крупнейшим мастером японского кинематографа. Для его режиссёрской манеры характерна техника «плана-эпизода» («одна сцена — один план»), которая подразумевает отказ от монтажа в пользу сложных передвижений камеры внутри кадра (план «эмакимоно» по названию длинного живописного свитка, развёрнутого по горизонтали)[1].

Содержание

Ранние годы

Мидзогути родился в Токио в семье кровельщика. Семья имела средний достаток, пока его отец не попытался заняться продажей плащей для солдат во время Русско-японской войны. Война закончилась слишком быстро, чтобы инвестиции окупились; семья оказалась в удручающем положении. Старшую сестру Кэндзи пришлось отдать в чужую семью; через некоторое время приёмные родители продали её в гейши. Это событие глубоко повлияло на мировоззрение Мидзогути, предопределив главную тему его творчества — «несчастья женщин в мужском мире»[2], в том числе их прозябание в домах терпимости. Он всю жизнь резко противостоял отцу, жестоко обращавшемуся с матерью и сестрой.

Мидзогути оставил школу в 13 лет, чтобы работать и изучать графику в институте Аохаси. Первой его работой был дизайн рекламы в Кобэ. В 1915 году умерла его мать, и старшая сестра, оставив отца дома, увезла двух младших братьев в Токио. В 1920 Мидзогути вошёл в мир киноиндустрии как актёр. Через три года он стал полноправным режиссёром на студии «Никкацу», поставив свой первый фильм «Воскрешение любви» во время забастовки рабочих.

Карьера

Ранние работы Мидзогути созданы под сильным влиянием немецкого экспрессионизма, в их числе адаптации Юджина О’Нила и Льва Толстого. Мидзогути работал быстро, иногда снимая фильм за несколько недель. В 1920-х — 1930-х годах он снял более 50-ти фильмов, большинство которых ныне утеряно.

После Великого землетрясения Канто Мидзогути переехал в Киото, где располагалась студия «Никкацу», и работал там, пока скандал не вынудил его временно отойти от дел: Юрико Итидзё, девушка по вызову, с которой у него были отношения, напала на него и порезала бритвой спину.

На фильмах первой половины 1930-х сказалась склонность Мидзогути к социализму. Сам режиссёр в последние годы жизни говорил, что по-настоящему его карьера началась фильмами «Осакская элегия» и «Гионские сёстры», оба 1936 года. Постепенно Мидзогути завоёвывает репутацию режиссёра «нового реализма». Одной из основных тем его фильмов становится бесправная роль женщины в японском обществе.

Мидзогути, под впечатлением от судьбы сестры, снял несколько фильмов о мире гейш и проституток: «Гейша», «Район красных фонарей» и др.; героини его фильмов беззащитны перед жестокостью меркантильного мира.

Во время Второй мировой войны Мидзогути был вынужден идти на уступки военному правительству. Самая известная картина этого периода — эпическое произведение «Преданность в эпоху Гэнроку» (1941), в основу которого легла знаменитая легенда о 47 ронинах.

Признание

В начале 1950-х Мидзогути вместе со своим постоянным сценаристом Ёсиката Ёдой целиком переключился на дзидайгэки, заимствуя сюжеты из истории и фольклора. В этот период появились его самые известные работы: «Жизнь Охару, куртизанки» (1952), фильм, который сам режиссёр считал лучшей своей работой; «Сказки туманной луны после дождя» (1953), удостоенные «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале; и «Управляющий Сансё» (1954), один из любимых фильмов критиков французской новой волны.

Эти работы принесли режиссёру, который у себя на родине считался старомодным, мировое признание. Дело доходило до того, что в Европе его «сравнивали с Шекспиром и Бетховеном за мрачную мелодию неотвратимого рока… с Рембрандтом, Тицианом и даже Пикассо за изощрённую живописность чёрно-белого изображения»[2]. Мидзогути умер в расцвете творческих сил от лейкемии. В 1975 году Канэто Синдо снял полнометражный документальный фильм «Кэндзи Мидзогути — жизнь кинорежиссёра».

Фильмография

  • 1929 Утреннее солнце сияет / 朝日は輝く
  • 1929 Токийский марш / 東京行進曲
  • 1930 Любовница иностранца / 唐人お吉
  • 1933 Белые нити водопада / 滝の白糸
  • 1934 Перевал любви и ненависти / 愛憎峠
  • 1935 Падение Осэн / 折鶴お千
  • 1936 Осакская элегия / 浪華悲歌
  • 1936 Гионские сёстры / 祇園の姉妹
  • 1937 Проливы любви и ненависти / 愛怨峡
  • 1939 Повесть о поздней хризантеме / 残菊物語
  • 1941 Верность в эпоху Гэнроку (47 ронинов) / 元禄忠臣蔵
  • 1944 Миямото Мусаси / 宮本 武蔵
  • 1945 Знаменитый меч Бидзёмару / 名刀美女丸
  • 1946 Пять женщин вокруг Утамаро / 歌麿をめぐる五人の女
  • 1947 Любовь актрисы Сумако / 女優須磨子の恋
  • 1948 Женщины ночи / 夜の女たち
  • 1949 Огонь моей любви / わが恋は燃えぬ
  • 1950 Портрет госпожи Юки / 雪夫人絵図
  • 1951 Госпожа Ою / お遊さま
  • 1951 Дама из Мусасино / 武蔵野夫人
  • 1952 Жизнь Охару, куртизанки / 西鶴一代女 (приз Венецианского кинофестиваля)
  • 1953 Сказки туманной луны после дождя / 雨月物語 (приз Венецианского кинофестиваля)
  • 1953 Гейша (Гионский музыкальный фестиваль) / 祇園囃子
  • 1954 Управляющий Сансё / 山椒大夫 (приз Венецианского кинофестиваля)
  • 1954 Женщина и молва / 噂の女
  • 1954 Рассказ Тикамацу / 近松物語
  • 1955 Ян Гуйфэй / 楊貴妃
  • 1955 Новая повесть о роде Тайра / 新平家物語
  • 1956 Район красных фонарей / 赤線地帯

Литература

  • Kenji Mizoguchi /Mesnil, Michel, ed. Paris: Seghers, 1965
  • Tessier M. Dossiers du Cinéma — Mizoguchi Kenji. Paris: Editions Casterman, 1971
  • Freiburg F. Women in Mizoguchi’s Films. Melbourne: The Japanese Studies Centre, 1981
  • Andrew D., Andrew P. Kenji Mizoguchi: a guide to references and resources. Boston: G.K. Hall, 1981
  • McDonald K. Mizoguchi. Boston: Twayne Publishers, 1984
  • Kirihara D. Patterns of time: Mizoguchi and the 1930s. Madison: University of Wisconsin Press, 1992
  • Serceau D. Kenji Mizoguchi — un art de condensation. Bern: Lang, 1995
  • Mizoguchi the Master/ Gerald O’Grady, ed. Toronto: Cinémathèque Ontario, 1997
  • Le Fanu M. Mizoguchi and Japan. London: BFI Publishing, 2005
  • Кэндзи Мидзогути: Ретроспектива фильмов. М.; СПб, 2002
  • Мунипов А. Мидзогути: отрешенный взгляд// Искусство кино, 2003, № 3, с.83-91.
  • Бёрч Н. Кэндзи Мидзогути// Киноведческие записки, 2005, вып.75, с.137-162
  • Годар Ж.-Л. Мидзогути// Там же, с.167-169.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную