Фридрих Вильгельм Мурнау (нем. Friedrich Wilhelm Murnau, настоящее имя Фридрих Вильгельм Плумпе, нем. Friedrich Wilhelm Plumpe; 28 декабря 1888 — 11 марта 1931) — немецкий кинорежиссёр эпохи немого кино, один из крупнейших мастеров киноэкспрессионизма.
Ранние годыРодился в городе Билефельд в Германии в семье суконного фабриканта Генриха Плумпе и его второй жены Оттилии, бывшей учительницы. У Фридриха два родных брата Роберт и Бернхард и две сводных сестры Ида и Анна. В 1891/92 году семья переезжает из Билефельда в Кассель. В 1907 году Фридрих становится студентом Берлинского университета, а затем переводится в Гейдельбергский университет. Он изучает немецкую и французскую филологию и посещает лекции по истории искусств. Во время учебы он знакомится с Гансом Эренбаумом-Дегеле, сыном банкира и оперной певицы. В свободное время он играет в студенческом театре. Увидев Фридриха в одном из спектаклей, Макс Рейнхардт приглашает его в Берлин в свою театральную школу. По воспоминаниям современников, Мурнау был выше двух метров ростом. С 1912 года он входит в состав труппы Немецкого театра, с 1914 года работает помощником режиссёра. Его псевдоним происходит от названия баварского городка Мурнау, который он однажды посещает вместе со своим другом Гансом Эренбаумом-Дегеле. С началом Первой мировой войны в октябре 1914 года записывается добровольцем в армию. 7 августа 1915 года его производят в офицеры. В 1917 году после ряда курсов переводят в подразделение, которое занимается разведывательными полётами. В конце 1917 года Мурнау и его пилот, заблудившись в тумане, приземляются на швейцарской территории. До окончания войны он остаётся в плену сначала в Андерматте, затем в Люцерне, ставит там несколько спектаклей с участием военнопленных. В 1919 году возвращается в Берлин. Мэри Эренбаум-Дегеле, мать погибшего на фронте друга, принимает Мурнау в своём доме в Груневальде и предоставляет ему право пожизненного проживания. Работа в киноРанние работыМурнау основывает «Мурнау-Фейдт-Гезельшафт» (Murnau-Veidt-Gesellschaft) и с Эрнстом Хоффманом в качестве продюсера и исполнителя главной роли снимает свой первый фильм «Мальчик в голубом» (Der Knabe in Blau, 1919; другое название — «Изумруд смерти»). До конца 1921 года Мурнау снимает 10 художественных фильмов, в пяти из которых играет его коллега и друг по театру Рейнхардта Конрад Фейдт. Три из десяти фильмов периода 1919-1921 гг. сохранились, семь считаются утерянными. Голова ЯнусаОдним из важных фильмов раннего периода является «Голова Януса» (Der Januskopf, 1920; другие названия — «Ужас», «Тайна сэра О’Коннора»), экранизация повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона с Конрадом Фейдтом в двойной роли. Во избежание правовых коллизий добропорядочный доктор Джекил стал в фильме доктором Уорреном, а злодей мистер Хайд - О`Коннором. Сюжет повествует о враче Уоррене, который изобретает эликсир, позволяющий ему разделить добро и зло в человеке. Теперь Уоррен может свободно превращаться в своего alter ego О`Коннора и обратно. В качестве О`Коннора он совершает злодеяния. Но однажды превращение не срабатывает, он обречён вечно оставаться О`Коннором. Он пытается составить завещание на имя Уоррена, но это ему не удаётся. В конце концов, преследуемый полицией, Уоррен кончает с собой. Носферату. Симфония ужасаВ 1921 году немецкий продюсер Альбин Грау просит Флоренс Стокер, вдову Брэма Стокера, разрешить экранизацию романа «Дракула» в Германии. Но вдова отказывает, а режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау уже полностью поглощён идеей экранизации книги. Он меняет в сценарии имена основных персонажей, переносит действие из Лондона в Висборг — и начинает съёмки. Фильм «Носферату. Симфония ужаса» (Nosferatu. Eine Symphonie des Grauens, 1922), во многом революционный для своего времени, приносит Мурнау всемирную славу. Заглавную роль графа Орлока в этой фантазии на тему романа Стокера сыграл Макс Шрек, создав один из самых известных экранных образов вампиров. После выхода фильма на экраны Флоренс Стокер через суд добивается уничтожения всех копий фильма. Компания Prana Film, выпустившая фильм, таким образом становится банкротом, и «Носферату» остаётся первым и последним фильмом компании. Но к тому времени фильм уже разошёлся по всему миру в пиратских копиях. Существует версия, в которой разные сцены раскрашены в разные цвета для придания фильму более точной атмосферы. Фильм Мурнау породил собственную кинематографическую традицию, которая продолжается и по сей день — прямым её продолжением являются, например, фильмы «Носферату — призрак ночи» Вернера Херцога (1979) и «Тень вампира» Э. Элиаса Мериджа (2000). ПризракВ фильме «Призрак» (Phantom), поставленном по роману Герхарта Гауптмана, Мурнау использует новаторский по тем временам приём «субъективной камеры», когда отдельные эпизоды фильма снимаются как бы глазами персонажа, а его видения накладываются на реальность. Герой фильма — талантливый, но безвольный поэт Лоренц Любота, впечатлительность которого становится его проклятием. Теряя ощущение реальности, он утрачивает и нравственный стержень и становится сообщником преступления. Последний человекЕщё одной вершины Мурнау достигает в фильме «Последний человек» (Der letzte Mann, 1924), беститровой камерной драме о старом швейцаре (классическая роль Эмиля Яннингса), уволенном со службы и переживающем сложнейший психологический кризис. Этот фильм часто называют самым глубоким произведением режиссёра. Драма в фильме усиливается с каждым кадром, игра Яннингса изумительна, а практически полное (кроме объяснения причин понижения портье и вынужденной концовки фильма) отсутствие интертитров делает фильм эталоном настоящего немого кино. Операторская работа изобилует экспериментальными приёмами, многие из которых были использованы впервые (например, сползающая вниз шатающаяся камера, показывающая мир глазами пьяного портье). Тартюф, ФаустЗатем Мурнау обращается к экранизациям классики и ставит фильмы «Тартюф» (Herr Tartüff, 1926) и «Фауст» (Faust — Eine deutsche Volkssage, 1926), в каждом из которых играет Эмиль Яннингс. В Тартюфе он снова сотрудниает с Эрихом Поммером, который был продюсером «Последнего человека», а Карл Майер превращает мольеровскую комедию в «фильм в фильме». Студия УФА открыла новый берлинский кинотеатр «Gloria Palast» немецкой премьерой «Тартюфа», презентуя фильм Мурнау как главное общественное событие. «Тартюф» задумывался как грандиозный проект международного рынка кино. Бюджет фильма составлял 2 млн марок. История «Фауста» Гете планировалась как гарантия утонченности и успешности кинематографа Германии. Это был последний фильм, снятый Мурнау для студии УФА. Восход солнцаВ июне 1926 года по приглашению американского продюсера Уильяма Фокса Мурнау отправляется в Голливуд и в июле заключает четырёхлетний контракт, гарантирующий ему два фильма в год. Его первым американским фильмом становится «Восход солнца» (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927) — притча о человеке, который ради любви к другой женщине пытается убить свою жену. Сценарий фильма написал Карл Майер по повести Германа Зудермана. Приз Американской киноакадемии 1927/28 — Джанет Гейнор за лучшую женскую роль; студиям Фокса за художественные достоинства; Чарльзу Рошеру, Карлу Штруссу за лучшую операторскую работу. Диплом гильдии киноработников 1927/28 — Мурнау за лучшую режиссуру. Впоследствии фильм неоднократно включался в списки наиболее значительных кинофильмов всех времён. Переход к звуковому киноСледующие фильмы Мурнау «Четыре дьявола» (Four Devils, 1928) и «Горожанка» (City Girl, 1930) приходятся на кризисный этап перехода к звуковому кино и успехом не пользуются. Четыре дьяволаФильм Мурнау «Четыре дьявола» (Four Devils) вышел в 1928 году в Голливуде. Фильм был драмой о четырёх цирковых акробатах, именующих себя «четырьмя дьяволами». Через несколько месяцев после выхода фильма на экран студия Fox решает его озвучить; Мурнау был против, но это не повлияло на решение руководства студии. Озвученная версия отличалась и концовкой: каким-то образом упала только Мэрион, и то после падения она выживает. Сам Мурнау был очень недоволен обработкой. Озвученная версия была на 3 минуты дольше немой: 100 минут вместо 97. Фильм не сохранился; по свидетельству историка кино и коллекционера Уильяма К. Эверсона, единственная сохранившаяся копия была утеряна актрисой Мэри Дункан, взявшей её на студии Fox. ТабуВ апреле 1929 года на своей яхте «Бали» Мурнау отправляется на Таити для подготовки совместно с пионером американской документалистики Робертом Флаэрти проекта документального фильма «Табу» (Tabu, 1931). Во время съёмок Флаэрти в силу разногласий концептуального характера отказывается от совместной работы и уезжает, Мурнау заканчивает фильм один. Этот фильм про жизнь туземцев тихоокеанских островов был испорчен цензурой в следствии того, что в кадр постоянно попадала ничем не прикрытая грудь туземных женщин. В одном из начальных эпизодов фильма Питера Джексона «Кинг-Конг» есть прямой намек на эту историю — один из продюсеров говорит про то, что «в таких фильмах зрителям нужна только голая грудь». СмертьПо пути на премьеру фильма «Табу» в Нью-Йорке 11 марта 1931 года Мурнау попал в автомобильную катастрофу в Санта-Барбаре. «Роллс-Ройсом» в момент аварии управлял четырнадцатилетний филиппинец Гарсиа Стивенсон. Шофёр, менеджер синхронной студии Нэд Мартин, Стивенсон и даже овчарка Пэл отделались испугом. Мурнау получил серьёзную травму на затылке и умер от её последствий в клинике Санта-Моники. Нестандартная сексуальная ориентация Мурнау никогда не была секретом, поэтому в Голливуде немедленно пустили слух о том, что покойный режиссёр ласкал Стивенсона в то время, когда тот управлял автомобилем, а некоторые даже утверждали, что он занимался оральным сексом с филиппинцем. Из-за этих слухов проститься с режиссёром 19 марта решились прийти всего 11 человек, в том числе Грета Гарбо, поэт Бертольд Фиртель с женой Залкой, Джордж О’Брайен, Герман Бинг. 31 марта тело Мурнау было переправлено в Германию. Похороны состоялись 13 апреля 1931 года на кладбище Штансдорф под Берлином. На них были Роберт Флаэрти, Георг Вильгельм Пабст, Эрих Поммер, Эмиль Яннингс. Прощальную речь произнёс Фриц Ланг. Память о Мурнау
Фильмография
ПримечанияСсылки
|