А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Одзу, Ясудзиро»

Ясудзиро Одзу
小津 安二郎
Фото
Дата рождения:

12 декабря 1903(1903-12-12)

Место рождения:

Токио, Япония

Дата смерти:

12 декабря 1963(1963-12-12) (60 лет)

Место смерти:

Токио, Япония

Гражданство:

Flag of Japan.svg Япония

Профессия:

кинорежиссёр

Карьера:

1927—1962

IMDb:

ID 0654868

Ozu-san

Ясудзиро Одзу (яп. 小津 安二郎 Одзу Ясудзиро:?) (12 декабря 1903, Токио — 12 декабря 1963, там же) — один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры.[1][2]

Содержание

Биография

Родился в богатой купеческой семье, воспитывался в провинции. Родители расстались, когда мальчику было 9 лет. Короткое время работал учителем в школе.

Одзу пришёл в киноискусство в 1923 году, начинал как помощник оператора. Дебютировал в немом кино самурайской драмой «Меч покаяния» (1927), с 1936 года снимал звуковые фильмы, с конца 1950-х («Цветы праздника Хиган», 1958) использовал цвет. Испытал влияние американского кино — как комедий и мелодрам, так и социальных фильмов: его любимый кинофильм — «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Участвовал в японско-китайской и Второй мировой войнах.

После войны режиссёрский почерк Одзу претерпевает слом, он отходит от комедийных и криминальных сюжетов и вообще от драматизации событий в сторону изображения повседневного семейного быта, избегая прямого комментария, вытесняя многое в подтекст. Как пишет Дж. Розенбаум, действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды.[3]

Ясудзиро Одзу вёл холостяцкий образ жизни в доме матери, иногда посещал дома терпимости, любил выпить с друзьями.[4] Предпочитал работать с одними и теми же актёрами, такими как Тисю Рю и Сэцуко Хара. Умер в день своего 60-летия и похоронен в священном городе Камакура. На надгробье режиссёра начертан символ Му.

Характеристика творчества

Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают[5], картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму.[4] Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности[3].

Одзу на съемках фильма Токийская повесть

В послевоенные годы Одзу выработал уникальную режиссёрскую технику со следующими отличительными чертами:

  • Крайняя низкая точка съёмки, словно бы с точки зрения человека, который сидит на циновке, при практически полной неподвижности камеры. У зрителя создаётся впечатление, что он находится в одной комнате с персонажами.
  • Переходы между сценами решаются не традиционными наплывами и затемнениями, а за счёт демонстрации мест действия до и после появления в них действующих лиц. Музыка, если и звучит, то лишь во время этих переходов.
  • Лаконизм повествования приводит к тому, что из него выпускаются драматические события (свадебная церемония, приступ тяжёлой болезни), которые могли бы вызвать у зрителя всплеск эмоций.

С другим классиком японского кино, Кэндзи Мидзогути, Одзу сближает бесстрастная фиксация кинокамерой незначительных, на первый взгляд, происшествий, а также сведение к минимуму роли монтажа.[6]

Признание

В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни. На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.

К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа — наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры».[7]

В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином».[4] Вендерс называет творчество японца «продолжительной истиной, которая длилась от первого до последнего кадра»:

Такого представления действительности, такого искусства в кино больше нет. Это было однажды.[2]

Фильмография

Примечания

Литература

На могилу Ясудзиро Одзу поклонники приносят его любимый напиток — саке
  • Schrader P. Transcendental Style In Film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berkeley: University of California Press, 1972
  • Richie D. Ozu. Berkeley: University Of California Press, 1974
  • Yasujiro Ozu: a critical anthology / John Gillett, David Wilson, eds. London: British Film Institute, 1976
  • Bordwell D. Ozu and the Poetics Of Cinema. London: BFI; Princeton: Princeton UP, 1988
  • Ishaghpour Yu. Formes de l’impermanence: le style de Yasujiro Ozu. Tours: Farrago; Paris: L. Scheer, 2002
  • Вендерс В. История истины // Киноведческие записки, 2005, вып. 75, с.113-115.
  • Ричи Д. Ясудзиро Одзу и грамматика его фильмов // Там же, с. 116—122
  • Шредер П. Одзу и дзэн // Там же, с. 123—136

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную