Артавазд (Артур) Пелешян родился 22 февраля 1938 года в городе Ленинакан Армянской ССР (ныне Гюмри). В 1963—1968 учился на режиссёрском факультете ВГИК. Уже студенческие фильмы принесли ему ряд призов и известность.
Автор ряда теоретических работ о кино, которые переведены на многие языки. Они собраны в знаменитой книге «Моё кино», ставшей новым шагом в развитии кинотеории.[источник не указан 246 дней] «Времена года» (1975) — его наиболее известная лента.
«…ещё в семидесятые, Пелешян уже воспринимался как классик мирового кинематографа.» (Олег Аронсон)
«Пелешян один из немногих режиссёров, а может, и единственный, кому удалось выявить в монтаже этическое измерение.» (Олег Аронсон)
Его поиски поэтического эффекта в строго документальном кино сближают с аналогичными устремлениями Й. ван дер Кёйкена.
Фильмография
«Горный орел» (1964)
«Белый конь» (1965)
«Земля и воля» (1966)
«Начало» (1967)
«Мечта» (1968)
«Мы» (1969)
«Обитатели» (1970)
«Времена Года» (1975)
«Наш век» (1982)
«Бог в России» (1984)
«Жизнь» (1992)
«Конец» (1992)
Теоретические работы
Дистанционный монтаж // Вопросы киноискусства. Вып. 15. М., 1974
Мое кино. — Ереван: Советакан Грох, 1988
Интервью
«Возможно, вы… одна из букв киноалфавита». Артавазд Пелешян в беседе с Александром Сокуровым и Гансом-Йоахимом Шлегелем // Киноведческие записки. №. 49. М., 2000. С. 185—192