Родился в 1938 году в Ленинграде. В период с 1941 по 1944 год находился в Могилевской области (Белоруссия) в немецкой оккупации[1]. В 1950-х годах — участник движения стиляг в Ленинграде[2].
Учеба и работа
Окончил в 1961 году геологический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ им. Жданова). Работал в Воркуте в комплексной геолого-разведочной экспедиции геологом.
В 1972 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), мастерская П. Ногина.
С 1964 по 1975 год работал ассистентом кинооператора, кинооператором и кинорежиссёром на Ленинградской студии документальных фильмов (Ленинградская Кинохроника).
С 1975 по 1996 год работал кинооператором и кинорежиссёром на Ленинградской студии научно-популярных фильмов (Леннаучфильм)[3].
В 1989 году был участником последней советской дрейфующей станции Северный полюс-31.
Член Союза кинематографистов России.
Интересные факты биографии
В 1950-1960-е годы соседями В. Петрова по коммунальной квартире в Ленинграде на Греческом проспекте 13 были Александр Броневицкий и Эдита Пьеха.
В 1963 году в составе одной из первых групп советских туристов встречался на Кубе с Фиделем Кастро.
Факты кинобиографии
10 марта 1966 года в Ленинграде принимал участие в несанкционированных съемках отпевания и похорон поэтессы Анны Ахматовой совместно с режиссёром С. Д. Арановичем, оператором А. Д. Шафраном и другими[2] . В 1989 году отснятые материалы были использованы С. Д. Арановичем в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой».
В 1972 году снимал в качестве оператора первый советский рекламный кинофильм для внутреннего зрителя «Шоколад»[4]. Данный фильм — также одна из первых работ в качестве автора сценария Никиты Михалкова[5].
В 1973 году снял первую отечественную кинорекламу с элементами эротики — «Женское бельё». Вот что сообщает «МК в Питере» об этом фильме со слов в тот период художественного руководителя объединения рекламных фильмов Ленинградской студии Кинохроники[5]
С красивыми телами в советской рекламе была напряженка. Сергей Бондарчик с трудом вспоминает лишь один случай, когда перед камерой оказалась полуобнаженная девушка. Она рекламировала женское белье, а потому набросила на плечи лишь прозрачную накидку. Потерявшие совесть операторы снимали девушку против солнца. Сергей Бондарчик говорит, что девушка была так красива, что ролик неожиданно для всех прошел цензуру. В остальной советской рекламе эротикой и не пахло.
В 1975 г. работал вместе с Владимиром Высоцким над рекламным фильмом «Знаки Зодиака», где В. Высоцкий сочинил и исполнил песню «О знаках зодиака»[2]. Сергей Бондарчик, в тот период художественный руководитель объединения рекламных фильмов Ленинградской студии Кинохроники, вспоминает об этом фильме[5]:
Идея ролика была проста: Высоцкий за кадром поет свою песню, а актёры перед камерой изображают знаки зодиака. Но и в этой простоте чиновники Госкино СССР нашли крамолу. Главным недостатком рекламы назвали самого Владимира Семеновича, от которого, как известно, всего можно было ожидать. Но последний гвоздь в карьеру режиссёра Петрова забил вовсе не Высоцкий. Во всех бедах оказался виноват красный Лев.
Чтобы зрителям было легче отличать знаки зодиака, каждому из них мы присвоили свой цвет. Так, Лев у нас стал красным. Вскоре Виктора Петрова вызвали на ковер и спросили: «Разве вы не знаете, что красный — это цвет СССР? Неужели вы хотите сказать, что Страна Советов — это такой же хищник, как и лев?».
После того, как режиссёр послушно вырезал красного Льва, ролик приняли.
Публикации
В 1961 году в чехословацком журнале «Фотография» опубликована статья В. А. Петрова «Демократичность и другие проблемы художественной фотографии».
В 2008 году В. А. Петров опубликовал автобиографическую книгу «Страх, или Жизнь в Стране Советов», в которой дал собственный, критический анализ различных аспектов советского строя[2].
В другой своей публикации («Война имеет трупный запах», белорусская газета «Уз Горак», 17 июня 2010 года, № 24 (55)) Петров отстаивает позицию, согласно которой романтизация и идеализация войны недопустима, в особенности если речь идет о Великой Отечественной Войне, в которой СССР понёс огромные потери.
Избранная фильмография В. А. Петрова
Ленинградская киностудия документальных фильмов
(Ленинградская Кинохроника)
«От чанов до проходных шнековых аппаратов», 1968
«Поточный метод изготовления бортовых колец», 1968
«Флаги над гаванью», 1968
«Судья», 1971
«Строительные материалы СССР», 1971
«Новое в строительстве животноводческих помещений», 1971
«Мы — советский народ», 1972
«За 10 минут до звонка», 1972
«Солдат — сын солдата», 1972
«Шоколад», рекламный, 1972
«Охрана труда на жд транспорте», 1972
«Ошибка бригадира», 1972
«Мелодии России», рекламный, 1973
«Плащи», рекламный, 1973 (режиссёр)
«Женское белье», 1973 (режиссёр)
«С песней по жизни», 1974
«Твой след на земле», 1974
«Почему человек сеет хлеб?», 1974
«Коэффициент безопасности», 1975
«Рассказы о советских женщинах», 1975
«Знаки зодиака», рекламный, 1975 (режиссёр)
Ленинградская студия научно-популярных фильмов
(Леннаучфильм)
«Технология изготовления обуви», 1976
«Урок № 13», 1977
«Сложное движение точки», 1977
«Оказание первой помощи пострадавшим на полевых геологических работах», 1978
«От первой в мире АЭС к гигантам атомной энергетики», 1978
«Вологодская швейная фабрика», 1978
«Архангельское ПШЭ», 1978
«Водогрейные котлы», 1979
«Защита культурных ценностей от оружия массового поражения», 1979
«Прядильно-крутильные машины. Часть 3.», 1979
«Охрана труда транспортных строителей», 1980
«Договор поставки», 1981
«Энергоснабжение в строительстве», 1983
«Межхозяйственные предприятия по производству кормов на пойменных землях», 1983
«Адмирал Макаров», 1984
«Мир народных промыслов», 1984
«Выращивание лиственницы», 1984 (режиссёр)
«Конструкторы лучей», 1985
«Ловушка», 1986
«Андрей Рублев», 1987
«Воззрение на Святую Троицу», 1988
«Исследуем Арктику», 1989 (режиссёр)
«Производство капроновых нитей»,1989 (режиссёр)
«Над вечным покоем», 1990
«Добыча и использование сапропелей», 1990 (режиссёр)
«Ученые мира — Крайнему Северу», 1991 (режиссёр)
«Ринг — дело благородное», 1991 (режиссёр)
«Земля Камчадалия», 1991 (режиссёр)
«Байкальские предания», 1992 (режиссёр)
«Аграрная реформа Николая Травкина», 1993 (режиссёр)
«Встреча», 1994
«Российские меры», 1994.
«Морские наводнения на компьютере», 1995 (режиссёр)
«Лик», 1996
Кинонаграды
1973 год: фильм «Солдат — сын солдата» получил почётный диплом Интервидения в Праге.
1976 год: фильм «Почему человек сеет хлеб» получил Диплом и премию ВЦСПС на Всероссийском конкурсе сельскохозяйственных фильмов в Ярославле[2].
1986 год: фильм «Межхозяйственные предприятия по производству кормов на пойменных землях» получил 3-ю премию и диплом на 4-м Всесоюзном фестивале фильмов о развитии Нечерноземной зоны.
1990 год: фильм «Над вечным покоем» получил специальный приз Академии экранного искусства на 2-ом Всероссийском фестивале «Православное кино».
Примечания
↑Петров В. А. Война имеет трупный запах. // Уз Горак. — от 17 июля 2010. — № 24 (55).