А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Полански, Роман»

О космонавте см. Полански, Марк Льюис
Роман Полански
Roman Polański
Фото
Роман Полански в 2007 году
Имя при рождении:

Раймунд Роман Либлинг

Дата рождения:

18 августа 1933(1933-08-18) (78 лет)

Место рождения:

Париж, Франция

Профессия:

кинорежиссёр, актёр
кинопродюсер,сценарист

Карьера:

1953 — наст. время

Награды:

«Оскар» (2002)

IMDb:

ID 0000591

Рома́н Пола́нски (Пола́нский, англ. Roman Polanski; более точная транскрипция — Поля́ньский, польск. Polański, имя при рождении Ра́ймунд Ро́ман Ли́блинг, польск. Rajmund Roman Liebling); 18 августа 1933, Париж, Франция) — один из крупнейших кинематографистов послевоенного времени, уроженец Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963—1967), США (1968—1976) и Франции (после 1976).

Обладатель важнейших наград в кинематографе: «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотого льва» Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, «Оскара», «Сезара», «Золотого глобуса» и премии BAFTA за лучшую режиссуру, а также «Феликса» за вклад в развитие кино.[1]

Содержание

Биография

Детство

Роман Полански родился во Франции, в Париже 18 августа 1933 года в еврейской семье. Когда ему было три года, его родители вернулись в Польшу. Во время немецкой оккупации мать погибла в Освенциме, отцу удалось выжить в Маутхаузене. Мальчика укрывали польские семьи. Он вспоминает, что фашисты использовали его как мишень на стрельбах. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, Полански нашёл себя в искусстве. В 1945 году он сумел отыскать отца, который направил его учиться в техническую школу, однако вскоре Роман начинает работать на детском телевидении, играет в радиопостановках и в театре: исполняет заглавную роль в постановке популярной повести Валентина Катаева «Сын полка» (1948, Варшавский Театр юного зрителя).

Польский период

Молодость Романа Поланского пришлась на социалистический период в истории Польши. В 1953 году двадцатилетний актёр впервые снимается в кино; в 1955 году получает роль в фильме «Поколение» Анджея Вайды, — Вайда помогает поступить в Киношколу в Лодзи.

«В то время, когда мир стоит на пороге новой индустриальной революции, советская система настолько централизована и тоталитарна, что она душит все инновации. Когда она сгниет изнутри, империя рухнет. Полагаю, что извечная Россия с её экспансионистскими традициями продолжит существовать, тогда как моя страна направит свои стопы в сторону Запада. Но даже и тогда об неё время от времени будут вытирать ноги».

Роман Полански, 1983 год[2]

Одной из режиссёрских работ Поланского была короткометражка «Убийство» (1957): некто заходит в комнату и убивает спящего человека. Фильм ужасов длился две минуты. Другой его студенческий фильм «Двое мужчин со шкафом» (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Полански окончил киношколу в Лодзи в 1959 году.

В 1959 году Полански женился на актрисе Барбаре Квятковской, с которой прожил в браке до 1962 года. В том же году Полански снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде», прохладно принятый в ПНР, но произведший сенсацию на иностранных фестивалях и номинировашийся на «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Англо-американский период

После съёмок фильма Полански переехал во Францию, где познакомился с Жераром Браком. Вместе они написали сценарии фильмов «Отвращение» (получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале) и «Тупик» (получил «Золотого медведя»). Эти два фильма были сняты в Англии, где режиссёр жил с 1964 по 1968 годы.

В 1968 году, после женитьбы на американской актрисе Шэрон Тэйт, которую он встретил на съёмках своего первого цветного фильма «Бесстрашные охотники на вампиров», он перебрался в США. Дебютировал в Голливуде картиной «Ребёнок Розмари» (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Главную роль в фильме сыграла Миа Фэрроу.

Успех Поланского в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После убийства Полански на несколько лет уехал в Европу. Эта трагедия сильно повлияла на всё его дальнейшее творчество.

В 1974 году Полански возвращается в США, где снимает фильм по сценарию Роберта Тауна «Китайский квартал», в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. Фильм удостоился «Золотого глобуса» за режиссуру и был выдвинут на «Оскар» в 11 номинациях (почти во всех номинациях его обыграл «Крёстный отец 2»).

Уголовное преследование

Nuvola apps kview.svg Внешние изображения
Searchtool.svg Саманта Геймер в возрасте 13 лет[3]

В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Фотомодель Геймер, которую Полански пригласил якобы для съемки для французского издания Vogue, вспоминала, что Полански дал ей шампанское и наркотик «Кваалюд» (метаквалон)[4], после чего принудил её к оральному и анальному сексу[5][6]. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством соглашения о признании вины смягчить обвинения[7], поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ[8]. До вынесения приговора и по условию соглашения между прокуратурой и адвокатами режиссёра Полански согласился на прохождение психиатрического обследования в течение трёх месяцев в госпитале для преступников при калифорнийской тюрьме города Чино. По возвращении из тюрьмы Полански был уведомлен адвокатом, что судья, рассматривавший его дело, сообщил ему, что он изменил свою позицию и не намерен соглашаться с рекомендацией прокуратуры о вынесении Полански условного приговора без лишения свободы. Это стало нарушением договора, достигнутого адвокатами режиссёра с прокуратурой и ранее одобренного этим же судьёй, и 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, Полански бежал из США в Великобританию (в Лондон), а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию[9].

Впоследствии в печати всплыли и другие обвинения. Например, британская актриса Шарлотта Льюис заявила, что режиссёр силой овладел ею в парижском доме во время съёмок фильма «Пираты» в 1982 году, когда ей было 16 лет[10][11].

Французский период

В Каннах с Эммануэль Сенье (1992)

Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции.

В 1979 году вышла картина «Тэсс», за которую Полански был номинирован на «Оскар», а также получил премию «Сезар». Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет[12][13][14]. Ранее, в 1976 году она снялась в фотосессии для французского журнала «Vogue», приглашённым редактором которого был Полански[15][16].

В 1989 году третьей по счёту женой Поланского стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье; она родила ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах «Неистовый», «Девятые врата» и «Горькая луна».

В 1999 году Роман Полански снял мистический триллер «Девятые врата», в котором главную роль сыграл Джонни Депп.

В 2002 году режиссёр обратился к лично выстраданной теме холокоста, — снял фильм «Пианист». Жюри во главе с Дэвидом Линчем присудило картине «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Швейцарский арест

В сентябре 2009 года Роман Полански прибыл в Швейцарию, чтобы получить награду за свою режиссёрскую деятельность. Организаторы кинофестиваля в Цюрихе заявили, что кинорежиссёр 26 сентября 2009 года был арестован полицией по ордеру, выданному в США и датированному 1978 годом, а также на основании международного ордера на арест 2005 года. Поскольку Полански признал вину и скрылся от суда, согласно американским законам, принцип давности на него не распространяется[17].

Несколько десятков известных кинематографистов подписали обращение в поддержку Полански. В их числе Вуди Аллен, Дэвид Линч, Мартин Скорсезе, Вим Вендерс, Даррен Аронофски, Терри Гиллиам, Педро Альмодовар и др.[18][19] Известные актрисы Фанни Ардан и Моника Беллуччи тоже выразили свое сожаление по поводу ареста Полански. За режиссёра также вступился Никита Михалков[20]. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер отказался помиловать режиссёра[21]. Апелляционный суд Лос-Анджелеса также отказался закрыть дело Полански[22].

Во время нахождения режиссёра под арестом на Берлинском кинофестивале состоялась премьера его нового фильма «Призрак»; фильм был удостоен «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру. 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали американскому правительству в экстрадиции Полански в США и освободили режиссёра из-под домашнего ареста.

Основные темы

«Ты должен удовлетворить аудиторию, но оставить её слегка голодной, чтобы ей хотелось ещё. Сегодня фильмы пытаются объяснить абсолютно всё, и к концу это становится скучно».

Роман Полански[23]

Практически все фильмы Поланского, снятые после «Бала вампиров», основаны на литературных первоисточниках.

Многие из его картин (особенно «классического» периода, заканчивающегося «Жильцом») погружают зрителя в ощущения психологической изоляции и паранойи. Герои «комнатной трилогии» («Отвращение», «Ребёнок Розмари», «Жилец») неумолимо спускаются в пучину безумия, мир этих фильмов отфильтрован сознанием психически нездорового протагониста, концовкам присущ элемент неопределённости, интерпретация оставлена на усмотрение зрителя.

Полански — один из самых пессимистичных режиссёров. Главный герой его фильма, как правило, сталкивается с угрозой подвергнуться моральному, а иногда и физическому насилию со стороны сил иррациональных, демонических, не доступных его пониманию[24][25]. При этом эти силы в большинстве случаев побеждают; иногда дело заканчивается тем, что протагонист теряет рассудок.

Зло у Поланского может принимать самые разные формы:

  • Психические: медовый месяц оборачивается чередой унизительных издевательств со стороны неверной жены и невесть откуда взявшегося громилы («Тупик»), у психопатки наподобие хичкоковской Марни прикосновение любого мужчины пробуждает травматическое воспоминание о приставаниях со стороны отца («Отвращение»), эмигрант-неудачник ощущает себя не только кастрированным, но и буквально превращающимся в женщину («Жилец»).
  • Мистические: молодой человек подвергается сексуальным домогательствам со стороны вставших из могилы упырей («Бал вампиров»), беспринципный букинист неведомо для себя оказывается в постели с дьяволом («Девятые врата»), а на голом теле девушки, воспитанной у монашек, Сатана вершит чёрную мессу («Ребёнок Розмари»).
  • Социально-политические: рафинированный еврейский интеллигент попадает в облаву озверевших нацистов («Пианист»), незадачливый писатель-инженю проводит ночь в постели с агенткой ЦРУ, инспирировавшей преступления мирового масштаба («Призрак»), наивный ребёнок благородных кровей оказывается вовлечён в шайку циничных воров («Оливер Твист»).

Влияние

Полански принадлежит к числу самых влиятельных кинематографистов послевоенного времени. Например, его лента «Ребёнок Розмари» (1969) породила моду 1970-х на мистические фильмы ужасов («Изгоняющий дьявола», «Омен», «Сияние»). «Отвращение» стало ориентиром для адептов сюрреалистической образности и тонко психологизированных концовок. «Китайский квартал» предвосхитил расцвет жанра нео-нуар в 1990-е годы. Фильм братьев Коэнов «Бартон Финк» (которому каннское жюри во главе с Поланским присудило «Золотую пальмовую ветвь») по признанию его создателей, — оммаж в честь Поланского времён «комнатной трилогии»[26]. И если Лодзь формировал абсурдизм молодого Поланского, то присудивший режиссёру Золотую пальмовую ветвь («Пианист», 2002) Дэвид Линч в весьма зрелом возрасте отдал должное этому городу, сняв здесь свою «Внутреннюю империю» (2006).

Фильмография

Режиссёр

  • 1962 — Нож в воде / Nóż w wodzie
  • 1965 — Отвращение / Repulsion
  • 1966 — Тупик / Cul-de-Sac
  • 1967 — Бесстрашные убийцы вампиров / The Fearless Vampire Killers
  • 1968 — Ребёнок Розмари / Rosemary’s Baby
  • 1971 — Макбет / The Tragedy of Macbeth
  • 1972 — Что? / What?
  • 1974 — Китайский квартал / Chinatown
  • 1976 — Жилец / Le Locataire
  • 1979 — Тэсс / Tess
  • 1986 — Пираты / Pirates
  • 1988 — Неистовый / Frantic
  • 1992 — Горькая луна / Bitter Moon
  • 1994 — Смерть и девушка / Death and the Maiden
  • 1999 — Девятые врата / The Ninth Gate
  • 2002 — Пианист / The Pianist
  • 2005 — Оливер Твист / Oliver Twist
  • 2010 — Призрак / The Ghost Writer
  • 2011 — Резня / Carnage

Короткометражные фильмы

  • 1955 — Велосипед / Rower — фильм не закончен
  • 1957 — Убийство / Morderstwo
  • 1957 — Разгоняем танцульку / Rozbijemy zabawę
  • 1957 — Зубастая улыбка / Uśmiech zębiczny
  • 1958 — Двое мужчин со шкафом / Dwaj ludzie z szafą
  • 1959 — Лампа / Lampa
  • 1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
  • 1961 — Толстый и худой / Gros et le maigre, Le
  • 1962 — Млекопитающие / Ssaki
  • 2007 — У каждого своё кино / Chacun son cinéma — эпизод «Эротический кинотеатр»

Актёр

  • 1953 — Три повести / Trzy opowieści (segment Jacek)
  • 1955 — Волшебный велосипед / Zaczarowany rower
  • 1955 — Три старта / Trzy starty
  • 1955 — Велосипед / Rower
  • 1955 — Поколение / Pokolenie
  • 1956 — Необыкновенная карьера / Nikodem Dyzma
  • 1957 — Обломки корабля / Wraki
  • 1957 — Конец ночи / Koniec nocy
  • 1958 — Эроика / Eroica
  • 1958 — Двое мужчин и шкаф / Dwaj ludzie z szafą
  • 1958 — Позвони моей жене / Zadzwońcie do mojej żony?
  • 1959 — Когда падают ангелы / Gdy spadają anioły
  • 1959 — Летучая / Lotna
  • 1960 — Косоглазое счастье / Zezowate szczęście
  • 1960 — До свидания, до завтра / Do widzenia, do jutra
  • 1960 — Невинные чародеи / Niewinni czarodzieje
  • 1961 — Осторожно, йети! / Ostrożnie, Yeti!
  • 1961 — Толстый и худой / Le Gros et le maigre
  • 1961 — Самсон / Samson
  • 1962 — Нож в воде / Nóż w wodzie (озвучка)
  • 1965 — Отвращение / Repulsion
  • 1967 — Бесстрашные убийцы вампиров / The Fearless Vampire Killers - Альфред
  • 1969 — Волшебный Кристиан / The Magic Christian
  • 1970 — Чао, Федерико ! (фр.)русск. / Ciao Federico ! (документальный фильм Гидеона Бахмана (нем. Gideon Bachmann) о съёмках «Сатирикона»)
  • 1972 — Что? / What? - Москито
  • 1974 — Кровь для Дракулы / Blood for Dracula
  • 1974 — Китайский квартал / Chinatown
  • 1976 — Жилец / Le Locataire
  • 1982 — Чехарда / Chassé-croisé
  • 1989 — В ожидании Годо / En attendant Godot (TV)
  • 1992 — Назад в СССР / Back in the U.S.S.R. - русский мафиозо Курилов
  • 1994 — Чистая формальность / Una Pura Formalita
  • 1994 — Коварство славы / Grosse fatigue
  • 2000 — Дань уважения Альфреду Лепети / Hommage à Alfred
  • 2002 — Месть / Zemsta
  • 2007 — Час пик 3
  • 2008 — Тихий хаос / Caos calmo

Награды и номинации

Награды

  • Командор ордена искусств и литературы[источник не указан 751 день] (Франция)
  • Офицер ордена искусств и литературы[источник не указан 751 день] (Франция)
  • Кавалер ордена искусств и литературы[источник не указан 751 день] (Франция)
  • Фильм «Отвращение» — «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.
  • Фильм «Тупик» — «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля.
  • Фильм «Пианист» — «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля; лучшая режиссура, премия «Оскар».

Номинации

  • Фильм «Нож в воде» — лучший иностранный фильм, премия «Оскар».
  • Фильм «Китайский квартал» — лучшая режиссура, премия «Оскар».
  • Фильм «Тэсс» — лучшая режиссура, премия «Оскар».

Нереализованные проекты

  • «Двойник»

В 1997 году Полански отказался от идеи переработать для экрана «Мастера и Маргариту» и приступил к давно задуманной экранизации повести Достоевского «Двойник»[27]. Однако на съёмочной площадке выяснилось, что режиссёр добавил сцену, в которой главный герой в исполнении Джона Траволты должен был появиться обнажённым[28]. Траволта наотрез отказался продолжить съёмки и без объяснения с режиссёром уехал из Парижа, оставив в недоумении 250 человек на съёмочной площадке[29]. Полански впоследствии прокомментировал этот эпизод: «Столько народу вложили огромные усилия в этот проект, и тут совершенно внезапно всё разваливается на части. Пьер Гуффруа, который давно работает со мной в качестве художника-постановщика, плакал, когда пришлось демонтировать декорации… Как может Траволта, получающий за фильм зарплату в 20 млн $, вести себя столь глупым образом?»[2] С осуждением действий Траволты выступили и другие режиссёры, в частности, Дэвид Линч[30].

  • «Помпеи»

В 2007 году широко анонсировалось начало съёмок фильма по роману Роберта Харриса — «Помпеи». Главные роли должны были исполнить Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон[31] . Однако работа над картиной была отложена на неопределённый срок, — при том, что права на фильм уже купили дистрибьюторы из 35 стран[32][33].

Примечания

  1. Roman Polanski — Awards // imdb.com  (Проверено 28 сентября 2009)
  2. 1 2 Roman Polanski: Interviews. University Press of Mississippi, 2005. ISBN 978-1-57806-800-5. Pages 105, 172.
  3. EXCLUSIVE: POLANSKI RAPED ME WHEN I WAS 13 .. HE IS A CREEP — mirror.co.uk
  4. Judge the Movie, Not the Man — Los Angeles Times
  5. Polanski arrested over 1977 underage sex charge — Europe, World — The Independent
  6. Polanski nabbed, 31 years late — NYPOST.com
  7. Polanski Named in Rape Charge, Roman Polanski Media Archive
  8. Grand Jury Indictment (People v Polanski), FindLaw
  9. Биография режиссёра
  10. ЖИЗНЬ: Полански обвинён ещё в одном изнасиловании несовершеннолетней
  11. Британская актриса обвинила Романа Полански в изнасиловании
  12. Leaming, Barbera. Polanski, A Biography: The Filmmaker as Voyeur. New York: Simon and Schuster. 1981. 155
  13. Richard Corliss. A Sensual Child Comes of Age. Time. 2 May 1983, Vol. 121, Iss. 18, pg. 44-49
  14. James Morrison. Roman Polanski. University of Illinois Press, 2007. p 127. ISBN 0-252-07446-7, 9780252074462
  15. Denise Worrell. Icons: Intimate Portraits. The Atlantic Monthly Press. 1989. pp. 108—114. ISBN 0-87113-306-7
  16. Harlan Kennedy. «A Perfect Tess». American Film. October 1979.
  17. http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1245729 «Не прощай, Америка!» Коммерсантъ-Власть, № 39, 2009
  18. Le cinéma soutient Roman Polanski / Petition for Roman Polanski — SACD
  19. Release Polanski, demands petition by film industry luminaries | Film | guardian.co.uk
  20. Никита Михалков защитил арестованного Романа Полански
  21. Шварценеггер: c Полански нужно обращаться, как и с остальными
  22. Калифорнийский суд отказался закрывать дело Полански
  23. Исправленному — не верить | Роман Полански увлекся в «Призраке» политическими параллелями и потерял триллер | Русский Newsweek
  24. Черти специального назначения. Коммерсантъ № 141 (4441) (5 августа 2010). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
  25. The ASC — American Cinematographer: DVD Playback:
  26. Rowell, Erica. The Brothers Grim: The Films of Ethan and Joel Coen. Lanham, Maryland: The Scarecrow Press, Inc., 2007. P.122. — ISBN 0-8108-5850-9
  27. Джон Траволта выступил в роли шантажиста // КоммерсантЪ. 1996. 25 июня. № 106(1064)
  28. Brief And Shining Moments In Camelot — Page 2 — New York Daily News
  29. John Travolta: Cool + Confident | EW.com
  30. Lynch on Lynch. IBSN 9780571220182. Page 98.
  31. Орландо Блум и Скарлетт Йоханссон разрушат «Помпеи» Романа Полански // NEWSru.com. 2007. 11 мая.
  32. Роман Полански не будет снимать «Помпеи» // Rolling Stone. 2007. Сентябрь.
  33. Polanski pulls out of «Pompeii»: Looming actors strike causes problems // Variety. 2007. Sep. 11.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную