Ха́ральд Райнль (нем. Harald Reinl; 8 июля 1908, Бад-Ишль, Австро-Венгрия — 9 октября 1986, Пуэрто-де-ла-Крус, Санта-Крус-де-Тенерифе, Испания) — австрийский кинорежиссёр. Приобрёл известность благодаря экранизациям произведений Карла Мая и Эдгара Уоллеса, а также документальной научно-популярной кинодилогией по произведениям Эриха фон Дэникена на тему палеоконтакта — «Воспоминания о будущем» и «Тайны богов (Возвращение к звёздам)».
В молодости выступал на соревнованиях по скоростному лыжному спуску и прыжкам на лыжах с трамплина≡┐. Впервые попал на съёмочную площадку в 1930 году в качестве дублёра Лени Рифеншталь в опасных лыжных сценах в фильме «Бури над Монбланом[ru]» пионера немецкого «горного кино[ru]» Арнольда Фанка[ru]. Год спустя Фанк предложил Райнлю сняться в своём следующем фильме — «Белое безумие — новое лыжное чудо[ru]»≡┐. Через некоторое время Райнль, в промежутке между съёмками получивший степень доктора юридических наук, стал помощником Лени Рифеншталь на съёмках фильма «Долина»≡┐, затем сам взялся за режиссуру и в 1949 году поставил свой первый полнометражный игровой фильм — мелодраму «Горный хрусталь[ru]».
К концу 1960-х годов Райнль приобрёл европейскую известность благодаря экранизациям произведений Эдгара Уоллеса, — «Лягушка в маске[ru]» (1959), «Ужасные люди[ru]» (1960), «Фальшивомонетчик из Лондона[ru]» (1961), «В стальной сети доктора Мабузе[ru]» (1961), «Невидимые когти доктора Мабузе[ru]» (1962), «Комната № 13[ru]» (1964), «Зловещий монах[ru]» (1965) — а также трём киноадаптациям романов о Джерри Коттоне[ru][1]: «Динамит в зелёном шёлке[ru]» (1968), «Смерть в красном „Ягуаре“[ru]» (1968), «Смертельные выстрелы на Бродвее[ru]» (1969). Апогеем режиссёрской карьеры Райнля стало участие в одиннадцатисерийной немецко-французско-итальянско-югославской экранизации цикла приключенческих романов Карла Мая о Виннету. Фильмы, поставленные Райнлем, — «Сокровище Серебряного озера[ru]» (1962), «Виннету 1» (в советском прокате — «Виннету — сын Инчу-Чуна», 1-я серия: «Хищники из Россвелля»; 1963), «Виннету 2[ru]» (в советском прокате — «Виннету — сын Инчу-Чуна», 2-я серия: «Трубка мира»; 1964), «Виннету 3[ru]» (в советском прокате — «След головорезов»; 1965), «Виннету и Шаттерхенд в Долине Смерти[ru]» (1968) — стали самыми удачными в цикле, принесли рекордные кассовые сборы в европейских кинотеатрах и ныне считаются классикой учреждённого Райнлем киножанра: подчёркнуто простодушного «романтического» немецкого вестерна (в отличие от психологически изощрённого итальянского «спагетти-вестерна», представленного, главным образом, работами Серджо Леоне того же периода)≡┐.
В дальнейшем, со второй половины 1960-х до середины 1980-х годов, Райнль с переменным успехом снимал приключенческие, комедийные и документальные фильмы обширного тематического диапазона. Двухсерийный фильм «Нибелунги[ru]» (1966—1967) — ремейк одноимённой картины Фрица Ланга (1924) — стал самой дорогостоящей, хотя и не самой удачной в художественном отношении, послевоенной кинопостановкой ФРГ. Документальная кинодилогия «Воспоминания о будущем» (1970) и «Тайны богов (Возвращение к звёздам)» (1976), снятая Райнлем по произведениям швейцарского уфолога Эриха фон Дэникена, приобрела огромную популярность во всём мире, породив устойчивую интеллектуальную моду на рассуждения о внеземном происхождении египетских пирамид, рисунках пустыни Наска и иных свидетельствах визита на Землю «древних астронавтов». Кинодилогия демонстрировалась на большом экране в СССР; мелодия-лейтмотив «Воспоминаний о будущем», сочинённая немецким композитором Петером Томасом[ru], использовалась в качестве заставки к советской научно-популярной телевизионной программе «Очевидное — невероятное»[2].
Личная жизнь
Райнль был трижды женат: в 1946—1950 годах на Коринне Франк (нем. Corinna Frank), в 1954—1968 годах на немецкой актрисе Карин Дор[ru], с 1976 года до конца жизни — на чешской актрисе Даниэле Марии Делис (чеш. Daniela Maria Delis).
Смерть
9 октября 1986 года Райнль был убит женой (долгое время страдавшей от хронического алкоголизма) в результате супружеской ссоры, вспыхнувшей между ними в доме их знакомых в городе Пуэрто-де-ла-Крус на испанском острове Тенерифе. Последняя работа Райнля — документальный фильм «Шри-Ланка — светлый край» (нем. Sri Lanka — Leuchtendes Land) — была смонтирована и вышла в прокат после его смерти.