А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Расселл, Кен»

Кен Расселл
Ken Russell
Фото
2008
Имя при рождении:

Henry Kenneth Alfred Russell

Дата рождения:

3 июля 1927(1927-07-03)

Место рождения:

Саутгемптон, Великобритания

Дата смерти:

28 ноября 2011(2011-11-28) (84 года)

Место смерти:

Лондон

Гражданство:

Flag of the United Kingdom.svg Великобритания

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист, актёр

Карьера:

1956—2011

Направление:

арт-хаус, мистика, поп-культура, эротика, биографии

IMDb:

ID 0001692

Ге́нри Ке́ннет А́льфред Ра́сселл (англ. Henry Kenneth Alfred Russell, более известный как Кен Расселл; род. 3 июля 1927 года, Саутгемптон, Великобритания — 28 ноября 2011 года, Лондон[1][2]) — английский режиссёр, актёр, сценарист, которого называют «патриархом британского кино» и одним из ведущих режиссёров Великобритании[3]. Фильмы Расселла неоднократно номинировались на престижные кинонаграды, в том числе «Оскар».

Содержание

Биография

Ранние годы (1930—1950-е)

Родился в Саутгемптоне (Англия). С 10 лет интересовался музыкой, но родители хотели видеть его моряком. Окончив престижный Пенборнский морской колледж, он ходил на торговых судах, затем служил в ВВС.

В 1950 году Кен, увлекшись танцами, становится балетным танцовщиком, и в 1951 году присоединяется к драматической труппе. Это во многом очертило круг будущих интересов Расселла-кинематографиста.

Окончив курс фотодела в техническом колледже, работал фотографом. Фотоработы молодого Расселла охотно публиковали журналы[4].

Снял несколько любительских короткометражных фильмов, в том числе «Амелия и Ангел» (1958), открывших ему дорогу на телевидение Би-Би-Си, для которого он в дальнейшем сделал несколько документальных фильмов-биографий известных композиторов. При этом «байопики» молодого режиссёра часто вызывали и вызывают бурю негодований. Его фильмы об английском композиторе Эдуарде Элгаре, о Дебюсси и Айседоре Дункан вызвали шумную реакцию. Например, в фильме о Дебюсси есть кадры, где в обнаженную девушку летят одна за одной стрелы. Часто дело доходило до судебных запретов работ режиссёра. Так, наследники Рихарда Штрауса, владеющие правами на его музыкальные произведения, до сих пор не разрешают показывать фильм о композиторе.

«Ниспровергатель основ» (1960—1970-е)

В полнометражном кино дебютировал в 1963 году эксцентрической комедией «Французское платье» (French Dressing), от которой в последнее время всячески открещивался. В этом фильме рассказана странная история отношений восходящей кинозвезды, приехавшей на кинофестиваль в приморский город, и служащего, который выдает на пляже шезлонги.

О молодом режиссёре заговорили, но мировую известность ему принесла экранизация романа Д. Г. Лоуренса «Влюблённые женщины» (Women In Love, 1969), где в полной мере проявилась авторская манера Рассела, сочетающая китч, провокацию и эстетику поп-культуры. Фильм относится к категории «не рекомендованных для семейного просмотра», он отмечает приход в кино сексуальных и словесных вольностей, которые не позволял себе до этого ни один крупный режиссёр. Гленда Джексон стала первой актрисой, получившей «Оскар» за роль, включавшую сцены эротического характера. В фильме также присутствует длительная сцена борьбы Оливера Рида и Алана Бейтса, во время которой актёры полностью обнажены. Эта сцена противоречила взглядам цензуры на «благопристойность», вследствие чего картина вызвала бурную реакцию.

Большой удачей стала постановка Расселлом мюзикла «Томми» по мотивам одноименной рок-оперы группы «The Who». Помимо полного состава группы «The Who», в работе над картиной приняли участие Оливер Рид, Энн-Маргрет, Элтон Джон, Эрик Клэптон, Тина Тёрнер и другие популярные актёры и певцы. Невзирая на «звёздный» кастинг, фильм получил неоднозначные отзывы. Например, современный кинокритик Сорен Маккарти, противопоставляя его картине Фредерика Роддэма «Квадрофения» (1979) (также поставленный по мотивам рок-оперы «The Who»), пишет что за основу расселловского фильма взят более удачный альбом, но результат получился ужасным[5].

Кризис жанра

Поздние его фильмы, вроде «Готики» (Gothic, 1986) (в котором натуралистично изображались некоторые «причуды» Байрона и Шелли, в том числе и спорные моменты из биографий литераторов, например, гомосексуальные наклонности Байрона), и «Последнего танца Саломеи» (Salome`s Last Dance, 1988) (вольной экранизации Оскара Уайльда) успеха не имели.

Поскольку видеоклип, как своеобразный «жанр» визуального искусства, окончательно сформировался в середине 80-х, новаторские изыскания Расселла уже не столько эпатировали, сколько раздражали публику. Расселл-режиссёр не остался в стороне от общих тенденций и снял клип Элтона Джона на песню «Nikita».

В 1990-е годы много работал на ТВ.

Оценка творчества

Среди лучших кинофильмов можно назвать: «Дьяволы», «Влюбленные женщины», «Любители музыки», «Малер», «Дикий мессия», и среди лучших телевизионных фильмов — «Эльгар» и «Песня Лета»[3].

Среди менее значительных, но также интересных кинофильмов[3] — «Французское платье», «Готика», «Шлюха», «Радуга» и среди телевизионных фильмов — «Облака славы», «Леди Чаттерлей», «Британская картина» и вторая версия «Элгара».

Спорными остаются фильмы «Листомания», «Логово Белого Червя» (по Брему Стокеру), «Падение паразита Ашера»[3].

Творчество Кена Рассела всегда вызывало бурную реакцию у публики[6]. Невзирая на провокативный характер творчества, режиссёр обрёл признание у современников. Согласно опросу, проведенному газетой The Daily Telegraph, он вошел под номером 88 в список «100 гениальных современников»[7].

Творческие союзы

У Гленды Джексон практически не было актёрского опыта[8], Оливера Рида считали второсортным актёром[9]. Расселл раскрыл их талант. Режиссёр также легко может добиться хорошей игры и от непрофессионала, как, например, от Твигги в «Приятеле», от Гэйбла в «Делиусе»[3].

Гленда Джексон говорит о Кене Расселле: «Он нравится мне и как человек, и как режиссёр. Он, как и все действительно хорошие режиссёры, оставляет тебя в покое. Плохие режиссёры просто говорят тебе то, что ты хочешь слышать; хорошие режиссёры всегда ждут, чтобы их удивляли. Действительно хорошие режиссёры, скорее инстинктивно, чем сознательно, создают атмосферу, климат, в котором тебе хорошо работается, в котором легко появляются новые идеи. Кену нет дела до актёрской игры. Он может потратить часы на декорации и орать на людей, потому что какая-нибудь совсем мелкая деталь костюма не такая, как надо, а потом он оставляет решение сцены целиком на твоё усмотрение. Поэтому он ничем не сможет помочь плохому актёру» (Из книги Д. Натана «Гленда Джексон»)[10].

Сам Расселл отмечает: «Я не слишком много рассказываю моим актёрам. Я объясняю им всё, что можно, но жизнь не состоит из объяснений или манипулирования»[11].

Фильмография

Режиссёр

Художественные фильмы

  • 1956 — Рыцари на велосипедах / Knights on Bikes (к/м, не завершён)
  • 1956 — Пип-шоу / Peepshow (к/м)
  • 1958 — Лурдес / Lourdes (к/м)
  • 1959 — Амелия и ангел / Amelia and the Angel (к/м)
  • 1964 — Французское платье / French Dressing
  • 1967 — Мозг ценой в миллиард долларов / Billion Dollar Brain
  • 1969 — Влюблённые женщины / Women in Love
  • 1970 — Любители музыки / The Music Lovers
  • 1971 — Дьяволы / The Devils
  • 1971 — Приятель / The Boy Friend
  • 1972 — Дикий мессия / Savage Messiah
  • 1974 — Малер / Mahler
  • 1975 — Томми / Tommy
  • 1975 — Листомания / Lisztomania
  • 1977 — Валентино / Valentino
  • 1980 — Другие ипостаси / Altered States
  • 1984 — Преступления на почве страсти (Голубая китаянка) / Crimes of Passion
  • 1985 — Фауст / Faust
  • 1986 — Готика / Gothic
  • 1987 — Ария (новелла «Nessun dorma»)]] / Aria (segment «Nessun dorma») (киноальманах)
  • 1988 — Последний танец Саломеи / Salome’s Last Dance
  • 1988 — Логово белого червя / The Lair of the White Worm
  • 1989 — Радуга / The Rainbow
  • 1991 — Шлюха / Whore
  • 1992 — Леди Чаттерлей / "Lady Chatterley"
  • 1995 — Приключения в джакузи / "Wet"
  • 1997 — Прикоснись ко мне / "Touch me"
  • 1997 — Странный недуг Антона Брукнера / "The strange affliction of Anton Bruckner"
  • 1995 — Ненасытная миссис Кирш (Шедевры мировой эротики 2) / The Insatiable Mrs. Kirsch (киноальманах)
  • 2002 — Падение гниды Ашера / The Fall of the Louse of Usher

Телевизионные фильмы

  • 1964 — Пустынное побережье / Lonely Shore
  • 1964 — Дневник Никого / Diary of a Nobody (к/м)
  • 1989 — Британские зарисовки / A British Picture
  • 1990 — Женщины и мужчины: Истории соблазнений / Women and Men: Stories of Seduction
  • 1993 — История любви леди Чаттерлей / Lady Chatterley
  • 1995 — Алиса в стране России / Alice in Russialand
  • 1996 — Экстрасенс / Mindbender
  • 1998 — Люди-собаки / Dogboys
  • 2000 — Пасть льва / Lion’s Mouth (к/м)

Документальные фильмы

  • 1960 — Лондон поэта / Poet’s London (к/м)
  • 1960 — Дом в Бэйсуотере / A House in Bayswater (к/м)
  • 1961 — Лондонские настроения / London Moods (к/м)
  • 1961 — Антонио Гауди / Antonio Gaudi (к/м)
  • 1966 — Не стреляйте в композитора / Don’t Shoot the Composer
  • 1966 — Айседора Дункан, величайшая танцовщица мира / Isedora Duncan, the Biggest Dancer in the World
  • 1986 — Воэн-Уильямс / Vaughan Williams
  • 1997 — В поисках английской песни / In Search of the English Folk Song

Актёр

  • 1990 — Русский дом / The Russia House — Уолтер

Примечания

  1. Lenta.ru: Кино: Умер кинорежиссёр Кен Рассел
  2. Умер известный британский кинорежиссёр Кен Рассел // Интерфакс
  3. 1 2 3 4 5 Lanza, Joseph Phallic Frenzy: Ken Russell and His Films. — Chicago Review Press, 2007. — ISBN 1-55652-669-5
  4. Ельчев Е. Сто гениев современности. — СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. — 182 с. — ISBN 978-5-367-00680-3
  5. Маккарти С. 60 культовых фильмов мирового кинематографа. — Екатеринбург: У-фактория, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-9757-0149-7
  6. Chris Roberts Heavy Words Lightly Thrown: The Reason Behind Rhyme. — Thorndike Press, 2006. — ISBN 0-7862-8517-6
  7. 100 гениальных современников по версии «Дейли Телеграф»
  8. Steve Grant, ‘Spectrum: A talent to smoulder and chill / Times Profile of actress Glenda Jackson’, The Times (15 January 1987).
  9. Стивен Джей Шнадер Трэвис Кроуфорд об Оливере Риде // Шнайдер С. Дж. 501 КиноStars. Биографии и роли самых великих актёров мира : Сб. — М.: Эксмо, 2008. — С. 446.
  10. Nathan, David Glenda Jackson. — Tunbridge Wells, Kent, 1984. — ISBN 0-9467-7135-9
  11. John Baxter An appalling talent: Ken Russell. — 1973. — ISBN 0-7181-1075-7

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную