Карел Рейш (чеш. Karel Reisz; 27 июля 1926, Острава, Чехословакия — 25 ноября 2002, Лондон, Англия) — британский кинорежиссёр с чешскими корнями, годы активности которого проходили в послевоенной Британии, где он стал одним из пионеров нового реализма Британского кинематографа в 1950-х-1960-х годах.
Рейш был одним из 669-ти еврейских[1] беженцев, спасённых сэром Николасом Уинтоном. Его отец был юристом. Рейш приехал в Англию в 1938 году, почти не зная английского языка, но старался как можно быстрее искоренить свой иностранный акцент[2]. После посещения Leighton Park School(англ.)русск., он присоединился к Королевским военно-воздушным силам Великобритании, где пробыл до конца войны; его родители погибли в Освенциме. После возвращения он изучал естественные науки в колледже(англ.)русск. и начал писать для журналов о кино, включая «Sight & Sound». Стал одним из основателей журнала Sequence(англ.)русск. с Линдси Андерсоном и Гевином Ламбертом (англ.) в 1947 году.
У Рейша было три сына от первой жены Джулии Коппард, с которой он впоследствии развёлся[3]. В 1963 году женился на бывшей жене Джина Келли Бетси Блэр, с которой был до самой своей смерти.
Карьера
Рейш был основателем Free Cinema(англ.)русск., движения в поддержку документального кино. Его первый документальный фильм «Мамочка не позволяет» (англ.) (1955), совместно с продюсером Тони Ричардсоном, в феврале 1956 года был включён в первую программу Free Cinema, показанную в National Film Theatre(англ.)русск., специализирующемся на показах независимых иностранных фильмов. В его фильме «We Are the Lambeth Boys» (1958)[4] реалистично показывалось членство в лондонских мужских клубах, включая нетипичный показ досуга подростков рабочего класса, который состоял из музыки скиффл, сигарет, крикета, рисования и дискуссионных групп. Этот фильм представлял Великобританию на Венецианском кинофестивале. BBC сделали два продолжения фильма о тех же самых людях и клубе, трансляция была в 1985 году.
Первый художественный фильм Рейша «В субботу вечером, в воскресенье утром» (англ.) (1960) был основан на социально-реалистичной новелле Алана Силлитоу, в нём использовались те же приёмы и техника, что и в ранних документальных фильмах режиссёра.
Рейш выступил продюсером фильма Андерсона «Такова спортивная жизнь» (1963) и стал режиссёром фильма «Морган: Подходящий клинический случай» (англ.) (1966), адаптированного Дэвидом Мерсером (англ.) с его телепьесы 1962 года. В 1968 годы вышел биографический фильм «Айседора» о знаменитой танцовщице Айседоре Дункан, в котором главную роль сыграла Ванесса Редгрейв. В следующем десятилетии вышли такие фильмы, как «Игрок» (англ.) (1974) и «Who’ll Stop the Rain» (англ.) (1978).
«Женщина французского лейтенанта» был возможно самым успешным из последних фильмов продюсера. Сценарий был написан Гарольдом Пинтером по роману Джона Фаулза, главные роли были сыграны Джереми Айронсом и Мерил Стрип. Последними для Рейша стали фильмы «Сладкие грёзы» (1985) о великой исполнительнице в стиле кантри Пэтси Клайн и «Все в выигрыше» (англ.) (1990) по пьесе Артура Миллера.
Был главой Британского института кино. Его учебник «The Technique of Film Editing» был впервые опубликован в 1953 году.