Из семьи фармацевта. В 1949 приехал в Париж с мечтой заниматься кино. Провалился на устном экзамене в Институт высших кинематографических исследований. Синефил, постоянно встречал в Парижской синематеке Годара, Трюффо, Ромера, вскоре составивших новую волну во французском кино (Трюффо признавал, что новая волна появилась на свет благодаря именно Риветту). В 1950 вместе с Ромером основал Киногазету. Критик, с 1952 постоянно выступавший в Les Cahiers du cinema, он стал в 1963—1965 главным редактором журнала.
Работал ассистентом у Беккера и Ренуара. Сделал несколько короткометражек, в 1960 снял свой первый полнометражный фильм Париж принадлежит нам.
Творчество
Риветт, одним из немногих, продолжает следовать принципам новой волны, отстаивая и делая авторское кино. Его фильмы, по коммерческим меркам, невозможно длинны и бессюжетны, они почти целиком импровизационны. Он охотно раскрывает условность киноискусства (в его фильмах нередки сцены из театральных спектаклей), что лишь подчеркивает склонность режиссёра к сюрреалистической фантастике в повседневном, к игре и заставляет критиков, пишущих о его кинематографе, вызывать имена Кэрролла и Кокто.
Творческое сотрудничество
Обычно работает с узким кругом — труппой или компанией — своих актеров, куда входят Бюль Ожье (сыграла в семи фильмах Риветта), Жюльет Берто, Жан-Пьер Кальфон, Эрмин Карагёз, Сандрин Боннер, Эммануэль Беар, Джейн Биркин.
Фильмография
1960 — Париж принадлежит нам / Paris nous appartient (премия Британского киноинститута, 1962)
1966 — Монахиня / La religieuse (по одноимённой повести Дени Дидро)
1968 — Безумная любовь / L’Amour fou (по Андре Бретону, премия Британского киноинститута, 1969)
1971 — Out 1: Noli me tangere — 13-часовой фильм, один из самых длинных в истории кино
1973 — Out 1: Spectre — сокращённая 4-часовая версия предыдущего
1974 — Селин и Жюли совсем заврались / Céline et Julie vont en bateau (специальная премия жюри кинофестиваля в Локарно, 1974)
1976 — Дуэль / Duelle (une quarantaine)
1976 — Северный ветер / Noroît
1978 — Карусель / Merry-Go-Round
1981 — Северный мост / Le Pont du Nord
1984 — Любовь на траве / L’Amour par terre
1986 — Грозовой перевал / Hurlevent (по роману Эмили Бронте «Грозовой перевал»)
1988 — Банда четырёх / La Bande des quatre (премия ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля, 1989)
1991 — Очаровательная проказница / La Belle Noiseuse (по мотивам новеллы Оноре де Бальзака «Неведомый шедевр») (Большая премия жюри Каннского МКФ, Премия экуменического жюри, 1991)
1994 — Жанна-девственница / Jeanne la Pucelle
1995 — Вверх, вниз, хрупко / Haut bas fragile
1997 — Тайная защита / Secret défense
2001 — Кто знает / Va savoir (по мотивам пьесы Луиджи Пиранделло «Как ты меня хочешь»; специальная премия жюри Вальядолидского кинофестивал)
2003 — История Мари и Жюльена / Histoire de Marie et Julien
2007 — Не трогай топор / Ne touchez pas la hache (по новелле Бальзака «Герцогиня де Ланже»)
2009 — 36 видов с пика Сен-Лу / 36 vues du Pic Saint Loup
Признание
Кинематограф Риветта привлек внимание Сержа Дане, Джонатана Розенбаума, Жиля Делеза, Ноэля Бёрча, Дейвида Эренштейна, Томаса Эльзессера и других кинокритиков и аналитиков киноязыка.
Литература
Rosenbaum J. Rivette: Texts & Interviews. London: British Film Institute, 1977
Rivette: critique et cinéaste. Paris: Lettres modernes; Minard, 1998
La nouvelle vague: Claude Chabrol, Jean-Luc Godard, Jacques Rivette, Eric Rohmer, François Truffaut. Paris: Cahiers du cinéma, 1999
Deschamps H. Jacques Rivette: théâtre, amour, cinéma. Paris: Harmattan, 2001
Frappat H. Jacques Rivette, secret compris. Paris: Cahiers du cinéma, 2001
De Pascale G. Jacques Rivette. Milano: Il Castoro, 2002