Дми́трий Ио́сифович Светоза́ров — советский, российский кинорежиссёр. Автор (соавтор) как произведений массового искусства (сериалы «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности»), так и экранизаций русской литературной классики («Преступление и наказание»). Сын режиссёра Иосифа Ефимовича Хейфица.
БиографияРодился 10 октября 1951 года в Ленинграде. После окончания средней школы поступил на филологический факультет ЛГУ, который окончил в 1974 году. По первому образованию Дмитрий Светозаров — филолог (английский язык и литература). В дипломный год работал на киностудии «Ленфильм» ассистентом у режиссёра И. Авербаха на кинокартине «Чужие письма» (1975 год), затем у И. Хейфица в фильме «Ася» (1977 год). Некоторое время продолжал заниматься литературными переводами, но вскоре полностью отдал себя кинематографу. В 1980 году закончил Высшие режиссёрские курсы (мастерская И. Хейфица, дипломная работа — к/м фильм «Очки от солнца»), после чего продолжил работу на «Ленфильме» в качестве режиссёра. 1980-е годыВ 1983 году Дмитрий Светозаров заявил о себе в полнометражном игровом кино. Дебютом стала спортивная драма «Скорость», которая не только резко выбивалась из общего ряда «кино эпохи застоя», но и обозначила позицию молодого режиссёра: Светозаров собирался взяться за малоизученную в СССР область жанрового кинематографа. Успех «Скорости» в прокате позволил режиссёру приступить к следующей работе, и в 1986 году на экраны страны вышел фильм «Прорыв» — история крупной аварии в ленинградском метро, второй фильм-катастрофа за всю историю отечественного кино. В годы так называемой перестройки жанровый кинематограф Светозарова становился все более авторским, бескомпромиссным, жёстким, что вызывало отрицательную реакцию у кинематографического начальства. Первым социальным фильмом стала драма «Без мундира» (1988 год). Недовольство официального кинематографа Святозаровым достигло пика после фильма «Псы» (1989 год). Картина была для своего времени новаторской как по форме — это был первый триллер в советском (российском) кино, так и по содержанию. Исследуя худшие стороны человеческой души, режиссёр вступил в зону, которую до этого в советском кино обходили стороной 1990-е годыВ 1992 году детектив «Арифметика убийства» получил Гран-при кинофестиваля «Киношок» и приз за лучшую мужскую роль Сергея Бехтерева на МКФ в Валансьене. «Арифметика убийства» закрепила за Светозаровым репутацию профессионала, свободно чувствующего себя в рамках любого жанра В 1997 году Дмитрий Светозаров совместно с продюсером Александром Капицей выпустил первый российский телесериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты»), который стал абсолютным рекордсменом по продолжительности на отечественном ТВ. Уже более 10 лет «Менты» остаются одним из самых популярных сериалом (снято более 150 серий) В 1998 году вышел сериал «Агент национальной безопасности», в котором Светозаров выступил как художественный руководитель, режиссёр и автор креативной идеи о «российском Джеймсе Бонде». 2000-е годыВ 2000 году Д. Светозаров вернулся к полнометражному кино и снял «14 цветов радуги» — жанровую смесь триллера, драмы и приключенческого кино (в подзаголовке — «русская сказка»). Фильм получил награду на кинофестивале в Каире и приз за лучшую женскую роль актрисе Светланы Смирновой фестиваля «Кинотавр». В 2002 году Д. Светозаров осуществил давний замысел — снял многосерийный фильм «По имени Барон» — гангстерскую сагу, которую некоторые критики называют российским аналогом «Однажды в Америке» (канал «НТВ»). Фильм был удостоен национальной премии ТЭФИ (2002) в номинации «лучший телесериал», а Д. Светозаров получил ТЭФИ за лучшую режиссуру В 2002 году Д. Светозаров с продюсером Андреем Сигле создал киностудию «АСДС» (инициалы продюсеров) Д. Светозаров известен, как режиссёр, «открывающий» для кинематографа новых звезд ФильмографияРежиссёр
Сценарист
Примечания
Ссылки
|