Кларенс Браун (англ. Clarence Brown; 10 мая 1890, Клинтон(англ.)русск. — 17 августа 1987, Санта-Моника) — американский кинорежиссёр и продюсер, обладатель «Кубка Муссолини» Венецианского кинофестиваля (1935), премии BAFTA в номинации «Награда объединённых наций» (1951) и именной звезды на Голливудской «Аллее славы» (1960)[1].
Наиболее известен по режиссуре фильмов «Плоть и дьявол» (1926), «Анна Кристи» (1930), «Анна Каренина» (1935), «Жена против секретарши» (1936) и «Они встретились в Бомбее» (1941), в большинстве из которых были задействованы любимые актёры Кларенса Брауна — Грета Гарбо и Кларк Гейбл; именно Браун открыл талант Гарбо. Браун — шестикратный номинант на премию «Оскар» и единственный режиссёр в мире с таким количеством номинаций, никогда не удостоившийся ни одной статуэтки.
Стиль Брауна казался обманчиво простым, однако подобная лёгкость была результатом громадной заботы. Как режиссёр, Браун был обеспокоен не только актёрской игрой, но и освещением, монтажом, построением истории — каждой деталью процесса создания фильма. Ситуации его лент, в которых он добился сильного натурализма, были всегда убедительными. По словам самого Брауна, всем этим он был обязан кинорежиссёру Морису Турнёру(англ.)русск., который проложил ему дорогу в кинематограф.
Кларенс Леон Браун родился 10 мая 1890 года в городе Клинтон(англ.)русск., штат Массачусетс, США, в семье производителя хлопка Ларкина Х. Брауна. Вся семья переехала на юг, когда мальчику было одиннадцать лет. После окончания Ноксвильсской средней школы(англ.)русск., Браун поступил в университет Теннесси(англ.)русск., успешно окончив и его в девятнадцать лет с двумя степенями в инженерном деле. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и занялся производством хлопка, однако увлечение Кларенса автомобилями сподвигло его покинуть родной дом и переехать в Иллинойс, где Браун устроился на работу в компанию Moline Automobile Company(англ.)русск., а позже в Stevens-Duryea(англ.)русск..
В 1913-1914 годах Браун впервые заинтересовался кинематографом и посетил кинокомпанию Peerless Studio, где взял несколько фильмов для просмотра. Среди них были ленты Фрэнка Крэйна(англ.)русск., Альбера Капеллани, Эмиля Шотара(англ.)русск. и Мориса Турнёра(англ.)русск.. После просмотра картин Браун твёрдо решил стать кинорежиссёром. Для этого он отправился в Нью-Йорк, для того, чтобы познакомиться с одним из этих четырёх режиссёров. Пересекая боро Форт Ли(англ.)русск. на пароме, он услышал, как несколько человек разговаривали о Морисе Турнёре, в частности о том, что режиссёр подыскивает себе помощника. Добравшись до Нью-Йорка, Браун нашёл Турнёра на съёмочной площадке нового фильма «Детёныш(англ.)русск.». Прождав режиссёра до шести часов вечера, Браун все-таки добился того, чтобы его взяли на новую работу.
До 1919 года Браун продолжал работать на Турнёра, пока сам не нашел интересную историю, на основе которой можно было бы снять фильм. Сценарий написал сам Браун совместно с актёром Джоном Гилбертом. Как признавался сам Браун, вся съёмочная группа была целиком «зелёной»: от оператора до художника-постановщика. Даже Джон Гилберт никогда до этого не писал сценарии. После завершения съёмочного процесса Браун посмотрел картину вместе с Морисом Турнёром и Джоном Гилбертом, последнему из которых она крайне не понравилась: «Бог мой! Он испортил мою историю! Это — худший фильм, который я видел в своей жизни!» — кричал он. Браун расстроился, опустил плечи, и подумал, что, вероятно, ему не стать хорошим кинорежиссёром. В монтажной комнате к нему подошёл Турнёр, и сказал, что фильм был великолепным. «Великий искупитель» — именно такое название дали ленте, которая стала настоящим хитом. Картина стала дебютом Брауна в большом кино.
После этого Браун еще несколько лет работал совместно с Турнёром, срежиссировав несколько фильмов, в том числе «Последний из Могикан(англ.)русск.» и «Глупые матроны». В середине 1920-х годов Браун начал работать на продюсера Жюля Брулатура(англ.)русск., который, как выяснилось, продюсировал почти все фильмы Турнёра. Наиболее примечательные картины Брауна 1920-х годов — «Женщина-простушка(англ.)русск.» (1925), «Орёл(англ.)русск.» (1925) и «Плоть и дьявол» (1926). Наиболее тяжело Брауну далось создание «Орла» — экранизации романа Александра Пушкина «Дубровский», главную роль в котором исполнил Рудольф Валентино. Позже Браун признавался, что наибольшее удовольствие ему доставила работа с Гретой Гарбо и самим Валентино, который скончался через год после выхода ленты на экран. «Плоть и дьявол», по мнению режиссёра, открыла талант Гарбо, а на съёмочной площадке этого фильма между актрисой и Джеком Гилбертом завязался любовный роман.
Спустя четыре года Браун впервые в своей жизни был выдвинут на премию «Оскар» за режиссёрскую работу фильмов «Анна Кристи» и «Романс(англ.)русск.», но на церемонии вручения проиграл Льюису Майлстоуну[2]. Впоследствии режиссёр ещё пять раз был номинирован на премию: за режиссёрские работы фильмов «Вольная душа(англ.)русск.» (1931), «Человеческая комедия(англ.)русск.» (1943), «Национальный бархат(англ.)русск.» (1944) и «Оленёнок(англ.)русск.» (1946).
В 1952 году Кларенс Браун снял свой последний фильм «Плимутское приключение(англ.)русск.» и заявил об уходе из кино. Морис Турнёр, учитель Брауна, ушёл из жизни в 1961 году, когда Кларенс находился в Санкт-Морице, Швейцария. Как только режиссёру сообщили трагическую новость, тот сразу же вылетел из Швейцарии и похоронил друга. Свою автобиографию, написанную в 1968 году, Браун завершил словами:
Я обязан всем, что у меня есть в мире, Морису Турнёру. Сейчас я покончил с кинематографом. Я закончил свою работу. Я закончил свою жизнь. Я не видел и двух фильмов за последние десять лет. Почему? Да потому, что я, как старая огненная лошадь, которая продолжает бежать, когда слышит звон колокола. Если я смотрю картину и она мне не нравится — все в порядке. Но если она мне нравится, старые инстинкты начинают работать, а я хочу продолжить свое дело и вернуться к работе.
—Кларенс Браун
Перешагнув черту в 90 лет, Браун проживал в городе Санта-Моника, штат Калифорния, где 17 августа 1987 года и скончался в медицинском центре «Сейнт-Джон» от отказа почки[3]. Браун никогда не был женат и не оставил после себя детей.
Фильмография
Год
Русское название
Оригинальное название
Роль
1920
ф
Великий искуситель
The Great Redeemer
режиссёр
1920
ф
Последний из Могикан
The Last of the Mohicans
режиссёр
1921
ф
Глупые матроны
The Foolish Matrons
режиссёр
1923
ф
Не женись ради денег
Don't Marry for Money
режиссёр
1923
ф
Оправдательный приговор
The Acquittal
режиссёр
1924
ф
Сигнальная башня
The Signal Tower
режиссёр
1924
ф
Бабочка
Butterfly
режиссёр
1925
ф
Тлеющий пожар
Smouldering Fires
режиссёр
1925
ф
Женщина-простушка
The Goose Woman
режиссёр
1925
ф
Орёл
The Eagle
режиссёр
1926
ф
Плоть и дьявол
Flesh and the Devil
режиссёр
1926
ф
Кики
Kiki
режиссёр
1928
ф
След 98-го
The Trail of '98
режиссёр
1928
ф
Женщина, крутившая романы
A Woman of Affairs
режиссёр
1929
ф
Женские чудеса
Wonder of Women
режиссёр
1929
ф
Голубые береты
Navy Blues
режиссёр
1930
ф
Анна Кристи
Anna Christie
режиссёр
1931
ф
Вдохновление
Inspiration
режиссёр
1931
ф
Вольная душа
A Free Soul
режиссёр
1932
ф
Эмма
Emma
режиссёр
1932
ф
Летти Линтон
Letty Lynton
режиссёр
1932
ф
Сын-дочь
The Son-Daughter
режиссёр
1933
ф
Забегая наперёд
Looking Forward
режиссёр
1933
ф
Ночной полёт
Night Flight
режиссёр
Год
Русское название
Оригинальное название
Роль
1934
ф
Сэйди Макки
Sadie McKee
режиссёр
1934
ф
В цепи
Chained
режиссёр
1935
ф
Анна Каренина
Anna Karenina
режиссёр
1935
ф
Ах, дикость!
Ah, Wilderness!
режиссёр
1936
ф
Жена против секретарши
Wife vs. Secretary
режиссёр
1936
ф
Чудесная Хасси
The Gorgeous Hussy
режиссёр
1937
ф
Завоевание
Conquest
режиссёр
1938
ф
Из человеческих сердец
Of Human Hearts
режиссёр
1939
ф
Восторг идиота
Idiot's Delight
режиссёр
1939
ф
Идут дожди
The Rains Came
режиссёр
1940
ф
Эдисон, человек
Edison, the Man
режиссёр
1941
ф
Приходи со мной жить
Come Live with Me
режиссёр
1941
ф
Они встретились в Бомбее
They Met in Bombay
режиссёр
1943
ф
Человеческая комедия
The Human Comedy
режиссёр
1944
ф
Белые скалы Дувра
The White Cliffs of Dover
режиссёр
1944
ф
Национальный бархат
National Velvet
режиссёр
1946
ф
Оленёнок
The Yearling
режиссёр
1947
ф
Песня любви
Song of Love
режиссёр
1949
ф
Осквернитель праха
Intruder in the Dust
режиссёр
1950
ф
Порадовать женщину
To Please a Lady
режиссёр
1951
ф
Ангелы у кромки поля
Angels in the Outfield
режиссёр
1951
ф
Это большая страна
It's a Big Country
режиссёр
1952
ф
Когда в Риме
When in Rome
режиссёр
1952
ф
Плимутское приключение
Plymouth Adventure
режиссёр
Литература
Кевин Браунлоу — The Parade's Gone By — University of California Press, 1968.
Примечания
↑Clarence Brown(англ.). Los Angeles Times. Проверено 25 апреля 2012.