А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Скорсезе, Мартин»

Мартин Скорсезе
Martin Scorsese
Фото
Мартин Скорсезе в 2010
Дата рождения:

17 ноября 1942(1942-11-17) (69 лет)

Место рождения:

Куинс, Нью-Йорк, США

Гражданство:

Flag of the United States.svg США

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, актёр

Карьера:

1959— наст. время

Награды:

«Оскар» (2007)
«Золотой глобус» (2002, 2006, 2012)
«Золотая пальмовая ветвь» (1976)
«Эмми» (2011)

Офицер ордена Почётного легиона
Кавалер ордена Почётного легиона
IMDb:

ID 0000217

Ма́ртин Марканто́нио Луча́но Скорсе́зе (англ. Martin Marcantonio Luciano Scorsese, 17 ноября 1942(19421117), Куинс, Нью-Йорк, США) — американский кинорежиссёр, кинопродюсер и сценарист. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (1976), премий «Золотой глобус» за режиссуру (2002, 2006, 2012), «Эмми» за режиссуру драматического сериала (2011) и приза Американской академии киноискусства «Оскар» (2007). Офицер ордена Почётного легиона (с 5 января 2005 года, кавалер с 1998 г.).

Содержание

Биография

Родился и вырос в Нью-Йорке. Работал поваром в морской пехоте США.

Первые короткометражные фильмы

После увольнения с военной службы учится в Нью-Йоркском университете. Где снимает два короткометражных фильма: «Что такая симпатичная девушка как ты делает в таком месте как это?» и «Это не только ты, Мюррей». Более известный короткометражный фильм Скорсезе — «Конкретная стрижка», снятый в 1967 году. Фильм критикует вторжение Американского правительства во Вьетнамский конфликт, из-за этого второе название фильма — «Вьет’67».

Полноценный дебют

Первый полнометражный фильм Мартина Скорсезе носил рабочее название «Я позвоню первым» (I Call First) и снимался в 1967 году, после того как режиссёр закончил работу над своим короткометражным фильмом «Конкретная стрижка». Главную роль в картине исполнил начинающий актёр Харви Кейтель, который позже снимется в нескольких других работах Скорсезе. Фильм рассказывал историю любви Джей Р. и его девушки, живущих на улицах Нью-Йорка. К концу съёмок Скорсезе решил переименовать фильм в «Кто стучится в дверь мою?» (Who’s That Knocking at My Door?). После этого он снимает ещё две картины: полудокументальный фильм «Уличные сценки» и «Берта по прозвищу „Товарный вагон“» (Boxcar Bertha), основанный на реальной истории.

Злые улицы

В 1973 году на экраны вышел фильм «Злые улицы». В фильме помимо Харви Кейтеля сыграл начинающий актёр Роберт Де Ниро, ранее работавший с Брайаном Де Пальмой. В центре сюжета фильма четыре парня, находящихся в тени своих родственников старшего поколения: Тони, итальянец около 30 лет от роду, заправляет местным баром; Майк претендует на звание серьёзного мафиозного воротилы, не роняет ни на секунду маску серьёзности, при том что единственный из всей компании действует исходя из понятий мафиози старого поколения; Джонни Бой занимает деньги у всех без всякого намерения вернуть, ему абсолютно положить с прибором на все понятия, законы и связи этого общества, ему просто нужно выпить, снять девочек, набить кому-нибудь рожу; и Чарли, племянник местного босса мафии, стремится воплотить в жизнь идеи великого Франциска Ассизского, но делает это «на улицах», по своей недальновидной мерке. Чарли очень религиозен, он испытывает свое терпение и веру: пытается спасти Джонни Боя, при том, что покидает свою подругу в момент приступа эпилепсии. В результате снятый Скорсезе фильм был высоко оценен публикой[1].

Алиса здесь больше не живёт

В 1974 году Эллен Бёрстин решилась на съёмки в новой картине Мартина Скорсезе Алиса здесь больше не живёт. Фильм не получил особых наград, кроме Оскара за лучшую женскую роль 1975 года. Фильм рассказывал историю Алисы, у которой умер муж, оставив её безработную с ребёнком на руках.

Таксист

В 1976 году Скорсезе снимает фильм Таксист, в котором впервые был полностью раскрыт талант Мартина Скорсезе как режиссёра. Также, помимо режиссёрской работы, критики высоко оценили актёрскую работу Роберта Де Ниро и работу оператора Майкла Чэпмена. Премьера состоялась 8 февраля 1976 года в США. Повторный выход состоялся 16 февраля 1996 года в США. В фильме Роберт Де Ниро играет таксиста, бывшего морского пехотинца Тревиса Бикла.

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (1976), две премии BAFTA. В общем итоге фильм получил 18 кинопремий, номинировался на четыре Оскара и 9 других премий.

Фильм был задействован в деле о попытке убийства президента США Рональда Рейгана. В 1970-х годах Джон Хинкли посмотрел фильм «Таксист» не менее 15 раз и, по-видимому, отождествлял себя с главным героем фильма[2][3]. Несколько последующих лет Хинкли преследовал Джоди Фостер (игравшую в фильме малолетнюю проститутку) по стране и дошёл даже до того, что, узнав из журнала, что она учится в Йельском университете, поступил туда же на курс писательского мастерства[4]. В конце 1980 г. Хинкли написал Фостер множество писем[5], а также дважды говорил с ней по телефону. Получив вежливый, но однозначный отказ, он, тем не менее, не стал отказываться от своих намерений[3]. Хинкли был уверен, что, прославившись на всю страну, он может добиться равного социального статуса с Фостер. Подобно герою фильма Тревису Биклу, Хинкли начал преследовать президента Джимми Картера с целью его убийства[6]. В марте 1981 г. Хинкли написал Фостер ещё несколько записок. Их тон заметно отличался от предыдущих и побудил её передать их декану. Декан, в свою очередь, передал записки в полицию, однако местонахождение Хинкли установить не удалось[7][8]. Вскоре Хинкли попытался убить Рональда Рейгана и был арестован.

Нью-Йорк, Нью-Йорк и Последний вальс

Бешеный бык

В 1978 году, когда Мартин Скорсезе едва не умер от передозировки наркотиков (он нюхал кокаин), Роберт Де Ниро навестив режиссёра в больнице, попытался уговорить его никогда больше не употреблять наркотики и высказал пожелание, чтобы Скорсезе снял фильм о боксёре. Сначала Скорсезе отказался (он не любил картины о спорте), но Де Ниро в конце концов сумел его переубедить. Многие утверждают, что Де Ниро спас режиссёру жизнь, сумев настоять на его возвращении к работе.

В результате Скорсезе снял фильм «Бешеный бык» об известном американском боксёре итальянского происхождения, чемпионе мира Джейке Ла-Мотта. Сюжет построен как воспоминания постаревшего Джейка в 1960-х годах о расцвете и конце своей блестящей карьеры на боксёрском ринге. Своё прозвище Джейк получил за неукротимый бойцовский дух и бешеный нрав, который также испытали на себе его близкие. Фильм повествует о непростых взаимоотношениях Джейка со своим братом, промоутером и тренером Джоуи и женой Викки. Фильм был высоко оценен критиками и получил Оскар за лучшую мужскую роль и за лучший монтаж (фильм имел номинации ещё в шести категориях).

Король комедии

После работы

Цвет денег

Действие фильма начинается в баре где уже пожилой и закаленный в бильярдных баталиях катала (Пол Ньюман) встречает молодого и талантливого, но недостаточно амбициозного игрока (Том Круз). После чего начинается их совместное турне по штатам Америки. Старик учит молодого тонкостям игры, получая процент от его выигрышей. Сопровождает их молодая подружка героя Тома Круза. В конце концов компаньоны расходятся, чтобы встретиться через некоторое время за столом в финале крупного турнира.

Последнее искушение Христа

Мартин Скорсезе (в центре), Леонардо Ди Каприо и Камерон Диас в 2002 году

Отступники

В 2006 году Мартин Скорсезе снял ремейк популярного гонконгского криминального триллера «Двойная рокировка», вышедшего в 2002 году, фильм носил название «Отступники». В главных ролях снялись Леонардо Ди Каприо и Мэтт Дэймон. Фильм рассказывал про двух лучших выпускников полицейской академии, которые оказались по разные стороны баррикады: один из них — агент мафии в рядах правоохранительных органов, другой — «крот», внедрённый в мафию. Каждый считает своим долгом обнаружить и уничтожить противника, но постоянная жизнь в искажённых реалиях меняет внутренний мир героев.

В первый уикенд после своего выхода на экраны «Отступники» заняли первое место по дебютным кассовым сборам в США, заработав 26,887,467 $ и опередив фильмы «Работник месяца» и «Техасская резня бензопилой: Начало». В Великобритании в дебюте фильм уступил только картине «Дьявол носит Prada», однако в следующую неделю вышел на первое место. По состоянию на 15 декабря 2006 года фильм собрал 118,7 млн $ в США и 219,5 млн $ по всему миру, став самым коммерчески успешным фильмом Скорсезе. Так же фильм получил отличные отзывы кинокритиков и ряд наград, включая шесть номинаций на «Золотой глобус» в категориях «лучший фильм», «лучший режиссёр», «лучший актёр» (Леонардо Ди Каприо), две «лучший актёр второго плана» (Джек Николсон и Марк Уолберг) и «лучший сценарий». Однако лишь в одной номинации, за лучшую режиссуру, фильму удалось получить приз.

Именно 26 февраля 2007 года Мартин Скорсезе получил долгожданную премию «Оскар». Номинирован он был шесть раз: в 1981 году за фильм «Бешеный бык», в 1989 году за работу «Последнее искушение Христа», в 1991 за фильм «Славные парни», в 2003 году за «Банды Нью-Йорка», в 2005 году за фильм «Авиатор» и в 2007 году за фильм «Отступники».

Режиссёрский почерк

Большинство фильмов Скорсезе основаны на реальных событиях. Часто исполняет небольшую эпизодическую роль в своих фильмах[9].

Личная жизнь

Скорсезе вступал в брак пять раз, четырежды разводился. С первой женой режиссёр расстался из-за религиозных разногласий (первая супруга — иудейка, Скорсезе — католик). Вторая жена — домохозяйка. Третья — журналистка — ушла от мужа из-за его измены (Скорсезе приписывали роман с певицей и актрисой Лайзой Минелли). У Мартина Скорсезе от предыдущих браков (кроме второго) есть три дочери. С 1999 года женат на Хелен Моррис. От их брака у них родилась четвёртая дочь Франческа.

Фильмография

  • 1959 — Везувий VI / Vesuvius VI
  • 1963 — Что такая симпатичная девушка как ты делает в таком месте как это? / What’s a Nice Girl Like You Doing in a Place Like This?
  • 1964 — Это не только ты, Мюррей! / It’s Not Just You, Murray!
  • 1967 — Конкретная стрижка / The Big Shave
  • 1967 — Кто стучится в дверь мою? / Who’s That Knocking at My Door?
  • 1970 — Уличные сценки / Street Scenes
  • 1972 — Берта по прозвищу «Товарный вагон» / Boxcar Bertha
  • 1973 — Злые улицы / Mean Streets
  • 1974 — Алиса здесь больше не живёт / Alice Doesn’t Live Here Anymore
  • 1976 — Таксист / Taxi Driver
  • 1977 — Нью-Йорк, Нью-Йорк / New York, New York
  • 1978 — Последний вальс / The Last Waltz
  • 1980 — Бешеный бык / Raging Bull
  • 1983 — Король комедии / The King of Comedy
  • 1985 — После работы / After Hours
  • 1986 — Цвет денег / The Color of Money
  • 1988 — Последнее искушение Христа / The Last Temptation of Christ
  • 1989 — Нью-йоркские истории (новелла «Жизненные уроки») / New York Stories (segment Life Lessons)
  • 1990 — Сделано в Милане / Made in Milan
  • 1990 — Славные парни / Goodfellas
  • 1991 — Мыс страха / Cape Fear
  • 1993 — Эпоха невинности / The Age of Innocence
  • 1995 — Казино / Casino
  • 1997 — Кундун / Kundun
  • 1999 — Воскрешая мертвецов / Bringing Out the Dead
  • 2002 — Банды Нью-Йорка / Gangs of New York
  • 2004 — Авиатор / The Aviator
  • 2006 — Отступники / The Departed
  • 2008 — The Rolling Stones. Да будет свет / The Rolling Stones: Shine a Light Movie Special
  • 2010 — Письмо к Элиа
  • 2010 — Остров проклятых / Shutter Island
  • 2011 — Джордж Харрисон: живя в материальном мире / George Harrison: Living in the Material World
  • 2011 — Хранитель времени / Hugo
  • 2012 — Ирландец / The Irishman

Другие проекты

Вудсток. Три дня мира и музыки

Мартин Скорсезе был одним из монтажёров музыкального документального фильма «Вудсток» о легендарном фестивале рок-музыки, проходившем под открытым небом в Вудстоке в 1969 году. В этой работе не просто запечатлены выступления популярных исполнителей своего времени, но и создан уникальный портрет поколения шестидесятых годов в Америке. Режиссёром фильма выступил Майкл Уэдли.

Итало-американец

  • 1974 — Итало-американец / Italianoamerican

Американский парень

  • 1978 — Американский парень / American Boy

История американского кино от Мартина Скорсезе

Документальный телефильм, вышедший в 1995 году и посвященный фильмам раннего Голливуда. Повествование, не сохраняя хронологической последовательности, охватывает период от становления американского кинематографа до переломных времен начала 1960-х, от новаторства Д. У. Гриффита 1910-х годов до классических фильмов таких мастеров эпохи расцвета Голливуда как Билли Уайлдер, Винсент Минелли, Элиа Казан. Скорсезе рассматривает развитие таких типично американских узких жанров как вестерн, мюзикл, гангстерский фильм, показывая изменения, которые претерпевали те клише и стандарты, по которым они снимались. Значительную часть фильма занимает рассказ об особенностях режиссёрской работы, о том, как режиссёры стремились преодолеть стереотипы коммерческого кино, привнося новые технические и художественные решения, а иногда и откровенно бунтуя против них. В фильме использованы элементы интервью режиссёров, в которых они рассказывают о своем творческом подходе и своем видении кино.

Видеоклип «Bad»

  • 1987 — режиссёр короткометражного фильма «Bad» (Майкл Джексон), послужившего основой для одноимённого музыкального видеоклипа. В 18-минутном фильме есть множество ссылок на фильм 1961 года Вестсайдская история, особенно эпизод с «Cool».

Мое путешествие в Италию

  • 1999 — Мое путешествие в Италию / Il mio viaggio in Italia

Нет пути назад: Боб Дилан

  • 2005 — Нет пути назад: Боб Дилан / No Direction Home: Bob Dylan

The Rolling Stones. Да будет свет

Документальный фильм Мартина Скорсезе, в котором рассказывается о карьере рок-н-ролльной группы The Rolling Stones. В фильм также включены кадры съёмок тура «A Bigger Bang Tour» (2006). Скорсезе снимал The Rolling Stones в течение двух ночей в нью-йоркском Beacon Theater: 29 октября и 1 ноября 2006 года.

Удивительные истории

  • 1985 — Удивительные истории (эпизод «Зеркальце, зеркальце») / Amazing Stories (episode Mirror, Mirror)

Концерт для Нью-Йорка

  • 2001 — Концерт для Нью-Йорка (новелла «Соседство») / The Concert for New York City (segment The Neighborhood)

Блюз

  • 2003 — Блюз (эпизод «Из дальних странствий возвратясь») / The Blues (episode Feel Like Going Home)

Леди на море: Статуя Свободы

  • 2004 — Леди на море: Статуя Свободы / Lady by the Sea: The Statue of Liberty

Интересные факты

  • Мартин Скорсезе практикует трансцендентальную медитацию. В декабре 2010 года он выступил на благотворительном вечере Фонда Дэвида Линча в поддержку обучения трансцендентальной медитации молодёжи из группы риска, ветеранов, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и других людей, подверженных сильному стрессу[10].

Примечания

  1. Mean Streets (1973) (англ.) на сайте Internet Movie Database
  2.  (англ.) «Taxi Driver: Its Influence on John Hinckley, Jr.» Проверено 30 октября 2007 г.
  3. 1 2  (англ.) «Taxi Driver», Denise Noe. Crime Library. Courtroom Television Network, LLC. Проверено 30 октября 2007 г.
  4.  (англ.) Биография Джона Хинкли-младшего на сайте UMKC Law Проверено 30 октября 2007 г.
  5.  (англ.) «I’ll Get You, Foster», Denise Noe. Crime Library. Courtroom Television Network, LLC. Проверено 30 октября 2007 г.
  6.  (англ.) «The American Experience — John Hinckley Jr.», Julie Wolf. Проверено 30 октября 2007 г.
  7.  (англ.) «Teen-age Actress Says Notes Sent by Suspect Did Not Hint Violence», Matthew L. Wald, New York Times, 2 апреля 1981 г.
  8.  (англ.) «Yale Police Searched For Suspect Weeks Before Reagan Was Shot», Matthew L. Wald, New York Times, 5 апреля 1981.
  9. Most Famous Film Director Cameos by Tim Dirks, Filmsite.org (online), 2008
  10. Martin Scorsese voices his support of Transcendental Meditation and DLF  (англ.) (2011). Проверено 10 марта 2012.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную