Робе́р Брессо́н (фр. Robert Bresson[ʁɔˈbɛʁ bʁɛˈsɔ̃], 25 сентября 1901, Бромон-Ламотт, Овернь — 18 декабря 1999, Дру-сюр-Друэтт, Эр и Луар) — французский кинорежиссёр и сценарист.
Прежде чем посвятить себя режиссуре, занимался живописью, писал киносценарии. В 1940—1941 провёл 18 месяцев в немецком лагере военнопленных. Там познакомился с отцом Брукбергером, с которым разработал идею своего первого игрового фильма, снятого в 1943: «Ангелы греха». Брессоновский кинематограф моральных проблем и беспощадного экзистенциального выбора, как правило, основанный на литературных источниках, получил воплощение в предельно аскетическом киноязыке с характерным отказом от павильонных съемок, спецэффектов, а зачастую и от профессиональных актёров.
Признание
Творчество Брессона, представляющее собой одну из вершин мировой кинематографии, отмечено многочисленными наградами, среди которых — премия Европейской киноакадемии «Феликс» (1994) и премия Рене Клера за совокупность творчества (1995). О режиссёре сняты документальные фильмы «Робер Брессон — невидимый и неведомый» (1965, см.: [1]) и «Путь к Брессону» (1984, см.: [2]).
Фильмография
1934 — Дела общественные / Les affaires publiques, короткометражный
1943 — Ангелы греха / Les Anges du péché, сценарий в соавторстве с Жаном Жироду, Большая премия Французского кино
1945 — Дамы Булонского леса / Les Dames du Bois de Boulogne, по роману Дидро «Жак-фаталист», диалоги Жана Кокто
1951 — Дневник сельского священника / Le Journal d’un curé de campagne, по роману Жоржа Бернаноса, премия Луи Деллюка
1956 — Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет где хочет / Un condamné à mort s’est échappé ou Le vent souffle où il veut, Приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, премия Французской киноакадемии
1959 — Карманник / Pickpocket, премия Французской киноакадемии за лучший фильм
1962 — Процесс Жанны д'Арк / Procès de Jeanne d’Arc, Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля (совместно с Микеланджело Антониони, режиссёром фильма «Затмение»)
1966 — Наудачу, Бальтазар / Au hasard Balthazar, премия Жоржа Мельеса
1967 — Мушетт / Mouchette, по повести Жоржа Бернаноса, премия Ж.Мельеса
1969 — Кроткая / Une femme douce, по рассказу Достоевского, премия кинофестиваля в Сан-Себастьяне
1971 — Четыре ночи мечтателя / Quatre nuits d’un rêveur, по повести Достоевского «Белые ночи», премия Британского киноинститута
1974 — Ланселот Озёрный / Lancelot du Lac
1977 — Вероятно, дьявол / Le Diable probablement, Специальный приз жюри «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля
1983 — Деньги / L’Argent, по повести Льва Толстого «Фальшивый купон», Приз за режиссуру Каннского кинофестиваля (вместе с Андреем Тарковским, режиссёром фильма «Ностальгия»), приз Союза американских кинокритиков
Брессон о кино
Notes sur le cinématographe. Paris: Gallimard, 1975.
О нем
Briot R. Robert Bresson. Paris: Ed.du Cerf, 1957.
Estève M. Robert Bresson. Paris: Editions Seghers, 1962.
Sontag S. Spiritual Style in ther Films of Robert Bresson// Sontag S. Against Interpretation. New York: Dell Publishing Co, 1969, p. 181-198.
The Films of Robert Bresson/ Ian Cameron, ed. New York: Praeger Publishers, 1970.
Schrader P. Transcendental Style in Film: Ozu, Bresson, Dreyer . Berkeley: University of California Press, 1972.
Sloan J. Robert Bresson: A Guide to References and Resources. Boston: G.K. Hall, 1983
Arnauld Ph. Robert Bresson. Paris: Cahiers du cinema, 1986.
Hanlon L. Fragments: Bresson’s Film Style. Cranbury: Associated University Presses, 1986.
Sémolué J. Bresson, ou, L’acte pur des métamorphoses. Paris: Flammarion, 1993
Reader K. Robert Bresson . Manchester: Manchester UP, 2000.
Cunneen J.E. Robert Bresson: A Spiritual Style in Film. New York: Continuum International Pub. Group, 2003.
Литература
Шредер, Пол. Вероятно, Робер Брессон: Интервью 1976 года / Пер. Н. Цыркун // Киноведческие записки. 2000. № 46. [3]
Ссылки
Робер Брессон(англ.) на сайте Internet Movie Database