Кве́нтин Джеро́м Таранти́но (англ. Quentin Jerome Tarantino, МФА: [ˌtærənˈtiːnɵ]; 27 марта 1963(19630327), Ноксвилл, Теннесси, США) — американский кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор, фильмы которого отличаются нелинейной структурой и эстетизацией насилия[1][2][3][4].
Мировую известность получил после картины «Криминальное чтиво» (1994), которая принесла ему «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а также премии «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший сценарий[5]. К его работам относятся также «Бешеные псы» (1992), «Джеки Браун» (1997), «Убить Билла» (в двух частях, 2003—2004), «Доказательство смерти» (2007) и «Бесславные ублюдки» (2009). В 2004 году являлся председателем жюри основной конкурсной программы на Каннском кинофестивале[6]. В 2010 году Тарантино был назначен председателем жюри основного конкурса 67-го Венецианского кинофестиваля[7].
Также Квентин популярен и как актёр, благодаря фильмам «Отчаянный», «От заката до рассвета», «Дестини включает радио», «Шпионка», «Четыре комнаты» и другим.
Родился вне брака у шестнадцатилетней медсестры Конни Макхью от актёра и музыканта Тони Тарантино. Конни родилась в Ноксвилле и имеет ирландские корни и корни индейского племени чероки. Тони — американец итальянского происхождения, родился в Куинсе[8][9][10][11]. Мать Квентина была одарённой ученицей, окончила школу в 15 лет и вышла замуж за Тони только для того, чтобы стать независимой женщиной. Но брак не удался, они расстались. О том, что она беременна, Конни узнала уже после развода, но никогда не пыталась связаться с бывшим мужем, и сам Квентин в дальнейшем не предпринимал попыток найти своего биологического отца[12]. Конни сначала хотела дать ребёнку имя Квинт в честь Квинта Аспера, героя ковбойского сериала «Дым стрельбы» в исполнении Берта Рейнолдса, но позже решила назвать его Квентин в честь героини Квентины романа «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера[13].
Когда Квентину исполнилось два года, они с матерью переехали на юг Лос-Анджелеса, в Торранс, а позже в соседний Харбор-Сити. В Лос-Анджелесе и прошло его детство, он пошёл в младшую среднюю школу Fleming в Ломите и брал уроки драмы[12]. Мать вторично вышла замуж за местного музыканта Курта Заступила. Курт усыновил Квентина, когда тому было два с половиной года, и дал ему свою фамилию. По сути, только закончив школу и решив стать актёром, Квентин вернулся к более подходящей для сцены фамилии своего биологического отца — Тарантино. По мере того как Конни делала удачную карьеру в области фармакологии, семейство построило собственный дом. Конни работала весь день, а Курт по ночам, поэтому Квентин проводил много времени с отцом и его друзьями. Единственный ребёнок среди взрослых, Квентин много часов проводил перед телевизором, без конца пересматривая различные сериалы и телевизионные шоу. Семья постоянно ходила в кино, это было их любимым отдыхом. Когда ему было около пяти лет, он посмотрел такие фильмы, как «Познание плоти» и «Избавление», просмотр которых даже в наше время не рекомендуется лицам моложе 16 лет[13]. А его любимым фильмом в детстве был «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна»[14].
Я ненавидел школу. Школа меня угнетала. Я хотел быть актёром. Всё, в чём я не преуспеваю, мне не нравится. И я просто не мог сосредоточиться на школе. Я всегда любил читать и интересовался историей. История была как кино. Но многое из того, чему люди учились легко, мне давалось с трудом. Я никогда не сёк в математике и правописании, до пятого класса я не умел кататься на велосипеде, не умел плавать даже в старших классах, я не понимал, как узнавать время, до шестого класса.
Когда Квентину было восемь, Курт и Конни развелись. Интерес к кино у мальчика только рос, и он разыгрывал массу сценариев со своими игрушечными персонажами. Хотя Квентин и был талантливым ребёнком, у него начались проблемы со школой. Он учился в средней школе Нарбонна в Харбор-Сити. Тарантино не нравилось то, что он учился в частной, платной христианской школе, поэтому он начал прогуливать. В 15 лет, с вынужденного согласия матери, он бросил школу с условием, что найдёт работу. Мать хотела, чтобы он понял, что жизнь без образования не сплошной праздник. Тарантино обрёл первое рабочее место в качестве билетёра в одном из кинозалов в Торрансе, где крутили порно; мать знала, что он работает в кинотеатре, но даже не догадывалась, что там показывают порнографию[13]. Позже Квентин сказал:
Большинство подростков думают: „Классно, я в порнокинотеатре!“ — Но мне не нравились порнофильмы. Мне нравилось настоящее кино, а не это — противное и дешёвое[13].
По вечерам он начал посещать курсы актёрского мастерства Джеймса Беста. Утверждения, что Квентин снимался в фильмах «Рассвет мертвецов» и «Король Лир», не являются правдой. Квентин много лет назад ложно писал эти утверждения в своём резюме, чтобы тем самым компенсировать нехватку опыта[13][14]. Но несмотря на этот шаг, роли не посыпались на него из рога изобилия. В январе 1981 года в центре Джеймса Беста он впервые встретился со сценаристом Крейгом Хейменном, который стал другом и соратником Квентина в те далёкие дни. В 1984 году Хейменн познакомил Тарантино с Кэтрин Джеймс, которая в дальнейшем стала менеджером Тарантино во время съёмок «Криминального чтива». В 22 года Тарантино устроился на работу в «Видео-архив», пункт видеопроката на Манхэттен-Бич, который с тех пор превратился в «Ривьеру-Таксидо» с ещё более разросшимся магазином, переехавшим на пару миль в сторону. Его владелец, как и в те старые времена, — доброжелательный Ланс Лоусон[13]. В видеопрокате Тарантино познакомился с Роджером Эвери. Они проводили весь день вместе, обсуждая фильмы и рекомендуя их клиентам[15]. Сам Квентин называет работу в «Видео-архиве» лучшей работой из всех, что он получал, пока не стал режиссёром[13]. Он обращал внимание на то, какие фильмы нравятся людям, и использовал этот опыт в своей последующей карьере. В какой-то момент он захотел стать романистом. Даже пытался написать две главы о том времени, когда он работал в видеопрокате. Теперь можно заметить, что беллетристические методы повествования свойственны его фильмам[13][14].
Начало карьеры
Продюсер Лоуренс Бендер, с которым Тарантино познакомился на одной голливудской вечеринке, убедил его заняться написанием сценариев. Первый сценарий Тарантино, написанный в 1985 году, был назван «Капитан Пичфуз и анчоусовый бандит», но не был реализован[13][14]. После этого Тарантино провёл несколько трудных лет, предлагая студиям свои первые творения (он намеревался поставить их самостоятельно) и получая неизменные отказы[16]. Вскоре он вместе со своим другом Роджером Эвери приступил к съёмкам любительского фильма «День рождения моего лучшего друга». Последние тридцать минут фильма были уничтожены пожаром, который разгорелся в лаборатории во время монтажа, и он так и остался незаконченным, но его сценарий послужил основой для сценария к фильму «Настоящая любовь»[13]. После этого он также появился на телевидении в первом и третьем сезонах шоу «Золотые девочки», где сыграл роль двойника Элвиса Прэсли[17].
Сценарий первого полноценного фильма Тарантино — «Бешеных псов» — был написан за три недели. Квентин был готов снять этот фильм на минимальные средства, даже 16-миллиметровой камерой на чёрно-белую плёнку, но после того как сценарием заинтересовался более или менее известный актёр Харви Кейтель, бюджет фильма значительно вырос, так как проект получил финансовую поддержку от Live Entertainment[18].
На многих показах «Бешеных псов» отдельные зрители покидали зал прямо посреди сеанса из-за сцены с отрезанием уха пленному полицейскому, но в целом фильм собрал неплохую кассу и был высоко оценён критикой. Он был показан на кинофестивале Сандэнс и стал важной вехой в истории независимого американского кино, хотя по-настоящему его заметили и оценили уже после успеха «Криминального чтива»[13]. Одним из исполнительных продюсеров этого фильма был Монте Хеллман — режиссёр любимого вестерна Квентина Тарантино «Побег в никуда»[14].
Вскоре вышло два фильма, снятых по сценариям Тарантино: «Настоящая любовь» Тони Скотта и «Прирождённые убийцы» Оливера Стоуна. Стоун подверг оригинальный сценарий Тарантино существенной переработке, и Квентин потребовал убрать его имя из титров, но, в конце концов, согласился на формулировку: «По сюжету Квентина Тарантино»[19]. Кстати, эти два сценария Тарантино продал ещё до «Бешеных псов» (для съёмок которых он и использовал вырученные деньги), так как не смог найти инвесторов для того, чтобы снять эти фильмы самостоятельно[18].
Криминальное чтиво
Моего лирического героя охарактеризовать очень просто: он появляется, даёт всем под зад и уходит.
Cовместная с Лоуренсом Бендером компания Квентина «A Band Apart»[13] (назвал он её в честь фильма «Посторонние» (фр. Bande à part) (1964) режиссёра Жана-Люка Годара, на чьи фильмы в картинах Тарантино множество ссылок[14]) начала заниматься выпуском музыки, концентрируясь главным образом на музыке из кинофильмов, но главное предназначение компании — производство фильмов. Тарантино стал знаменит в 1994 году после выхода «Криминального чтива», в производстве которого участвовала и «A Band Apart». Фильм завоевал несколько престижных наград и множество поклонников. Уже в «Криминальном чтиве» сложился стиль Тарантино, признаками которого являются показ сцен не в хронологическом порядке, разбиение фильма на «главы», фирменные «тарантиновские» диалоги (герои могут очень долго разговаривать на совершенно отвлечённые темы — вроде истинного смысла песни Мадонны «Like a Virgin» или номенклатуры французских гамбургеров[20]), ссылки на поп-культуру и заимствования из старых, часто малоизвестных и второсортных фильмов, на которых Тарантино вырос[21][22].
Фильм стал поворотной точкой в карьере многих актёров. Ума Турман, которую Тарантино сравнивал с Марлен Дитрих и называл «своим Клинтом Иствудом»[23], и Сэмюэль Л. Джексон вошли в число ведущих актёров Голливуда, а Джон Траволта — вернулся туда после неудачных для себя 80-х годов. Все трое были номинированы на «Оскар». Брюс Уиллис уже был суперзвездой, однако все его последние фильмы были неудачными. Соглашаясь на роль второго плана в фильме с небольшим бюджетом, он пошёл на уменьшение своего обычного гонорара и рисковал своим звёздным статусом, однако эта стратегия полностью оправдалась: Уиллис не только получил миллионы долларов как проценты со сборов, но и перестал восприниматься лишь как герой боевиков[24]. Кроме того, в фильме сыграли Харви Кейтель, Тим Рот и Стив Бушеми из «Бешеных псов».
После «Криминального чтива» Квентин работает на телевидении, где исполняет роль Дезмонда в «Американской девушке», а также снимается в эпизодах 20-го и 21-го сезонов шоу «Субботним вечером в прямом эфире». Первоначально планировалось, что Тарантино снимет один из эпизодов «Секретных материалов», названный «Never Again», но этого не позволила «Американская гильдия режиссёров». Также была роль Джонни Дестини в фильме «Дестини включает радио».
Знакомство с Робертом Родригесом
Тарантино познакомился с начинающим режиссёром Робертом Родригесом на кинофестивале в Торонто, на котором он представлял «Бешеных псов», а Родригес — «Музыканта». Режиссёры быстро поняли, что у них много общего, и решили сотрудничать. Впоследствии они стали близкими друзьями[25].
Их первым совместным проектом стал фильм «Четыре комнаты». Он состоит из четырёх частей, объединённых местом действия (отель) и главным героем (портье Тед, которого играет Тим Рот), отснятых четырьмя режиссёрами — Эллисон Андерс, Александром Рокуэллом, Родригесом и Тарантино. В основу эпизода Тарантино, снятого всего за два дня, лёг рассказ Роалда Даля «Человек с юга»[26]. Критики и зрители встретили фильм прохладно, хотя рецензенты со знаком плюс выделяют из четырёх новелл именно ту, которую снял Квентин[27][28]. В 1995 году Тарантино сыграл эпизодическую роль в фильме Родригеса «Отчаянный» — продолжении «Музыканта»[29]. После этого Квентин ещё успел доработать в 1995 году диалоги в фильме Тони Скотта «Багровый прилив»[13][30] и снять эпизод сериала «Скорая помощь» под названием «Материнство», который был показан 11 мая 1995 года.
Я пишу фильмы о бродягах, людях, которые плюют на правила, и мне не нравятся фильмы о людях, которые уничтожают бродяг.
К этому моменту у Тарантино оставался один нереализованный сценарий — о братьях-преступниках, которые, спасаясь от правосудия, берут в заложники семью из трёх человек и успешно пересекают мексиканскую границу, но останавливаются на ночь в баре, кишащем вампирами. Первоначально Тарантино планировал поставить этот фильм самостоятельно и сыграть в нём одну из главных ролей, но позже, сосредоточившись на доработке сценария и своей роли, уступил место режиссёра Родригесу. Фильм под названием «От заката до рассвета» увидел свет в 1996 году, Квентин сыграл в нём свою самую значительную роль — психопата-параноика Ричи Гекко[31]. После этого Квентин появлялся в эпизоде фильма Спайка Ли «Девушка № 6».
«Джеки Браун» и «Убить Билла»
Третьим фильмом Тарантино стал «Джеки Браун» — экранизация его любимого романа «Ромовый пунш» Элмора Леонарда с кинозвездой 70-х Пэм Гриер в главной роли. Фильм имел значительно меньший успех, чем два предыдущих[32]. Тарантино практически ушёл из кино на следующие шесть лет, занимаясь лишь продюсированием сиквелов к «От заката до рассвета» и играя небольшие роли в малозначительных фильмах либо на телевидении[33]. Например, роль сумасшедшего слепого проповедника апокалипсиса в комедии «Никки, дьявол-младший» и роль Маккенаса Коула в телесериале «Шпионка» в 2002 году. А ранее, в 1998 году, он обратил внимание на бродвейские постановки, где сыграл в «Wait Until Dark».
Я любитель всех жанров от спагетти-вестернов до самурайского кино.
Возвращение Тарантино состоялось в 2003 году, когда вышла первая часть фильма «Убить Билла» — сильно стилизованного кровавого боевика, снятого по сценарию, разработанному Тарантино вместе с Умой Турман (она же и сыграла главную роль) во время съёмок «Криминального чтива»[34]. Съёмки «Убить Билла» были отложены из-за её беременности[14]. В картине отразилось увлечение Тарантино уся (жанр китайского фэнтези с обильной демонстрацией восточных единоборств), спагетти-вестернами и итальянскими триллерами в жанре «джалло».
На съёмках второй части «Убить Билла», в которой, по сравнению с первой, было больше диалогов и меньше боевых сцен, Тарантино использовал музыку Родригеса, выплатив ему символический гонорар в размере одного доллара. Долг был возвращён год спустя, когда Тарантино за ту же сумму отснял небольшой эпизод в родригесовском фильме «Город грехов»[35].
Последние работы
В апреле 2004 года Тарантино снял один из эпизодов шоу «Джимми Киммель в прямом эфире». Прежде, чем приступить к своему следующему крупному проекту, Тарантино успел побывать в роли сценариста и режиссёра последнего двухсерийного эпизода пятого сезона «C.S.I. Место преступления», который был назван «Серьёзные опасности» (Grave Danger) и показан 19 мая 2005 года. В этом эпизоде Квентин подробно описал ситуацию из второй части «Убить Билла». Ник Стоукс захвачен и похоронен живьём, в то время как веб-камера передаёт это всё в штаб CSI (в «Убить Билла» Невеста (Ума Турман) также была захвачена и похоронена живьём). В оригинальном телевизионном показе две серии эпизода были названы «Volume 1» и «Volume 2», что также напоминает «Убить Билла». Некоторые элементы, такие как груда кишок в роли приманки, самоубийство Уолтэра Гордона и чёрно-белая сцена вскрытия трупа, которую воображает Ник, а также нелинейность повествования — всё это навевает мысли об «Убить Билла» и других фильмах Квентина[36]. Этот двойной эпизод был выпущен на DVD, 10 октября 2005 года. За эту работу Тарантино номинировался на премию «Эмми» как лучший режиссёр драматического телесериала.
Квентин Тарантино и Роберт Родригес на премьере фильма «Грайндхаус»
Очередным совместным творением Тарантино и Родригеса стал фильм «Грайндхаус», состоящий из «Планеты страха» Родригеса, «Доказательства смерти» Тарантино и трейлеров к нескольким несуществующим фильмам. Фильмы воссоздают атмосферу дешёвых кинотеатров 70-х гг. и представляют собой что-то вроде сделанных с любовью пародий на низкопробные фильмы ужасов тех лет. Через пару лет Роберт Родригес расширил один из трейлеров — «Мачете» — до полнометражного фильма. Несмотря на то, что «Планета страха» и «Доказательство смерти» являются разными фильмами, сюжетно они связаны — в них есть несколько общих персонажей, частично совпадает и место действия. Хронологически «Доказательство смерти» предшествует «Планете страха». Главную роль в «Доказательстве смерти» сыграл Курт Рассел[37].
В американском прокате, начавшемся 6 апреля 2007 года, «Грайндхаус» оглушительно провалился. Сборы составили чуть более 25 миллионов долларов при производственном бюджете в 67 миллионов[38]. Поэтому компания Боба и Харви Вайнштейнов, занимающаяся дистрибуцией фильма, решила разделить картину и выпустить каждую из её частей самостоятельно. Тарантино и Родригес перемонтировали свои ленты до двухчасового формата, и в таком виде они вышли в европейский прокат, в частности, в России[37].
Финансовая неудача не помешала «Грайндхаусу» завоевать высокие оценки среди кинокритиков. Признанием картины среди профессионалов может служить, в частности, факт включения «Доказательства смерти» Квентина Тарантино в основной конкурс престижного Каннского кинофестиваля[39]. После этого у него была небольшая роль Ринго в фильме «Сукияки Вестерн Джанго».
Следующим фильмом режиссёра стали «Бесславные ублюдки». О своих планах снять фильм режиссёр говорил в 2001 году. В СМИ сообщалось, что главную роль в фильме сыграет Майкл Мэдсен, снявшийся в «Бешеных псах» Тарантино, а релиз состоится в 2004 году. Однако к 2002 году Тарантино обнаружил, что производство фильма займёт значительно больше времени, чем планировалось, и переключился на съёмки фильма «Убить Билла»[40].
В результате релиз «Бесславных ублюдков» состоялся лишь в 2009 году. В фильме Тарантино предлагает зрителям альтернативный исход Второй мировой войны и обыгрывает многие стереотипы: в частности, среди героев фильма — отряд американских евреев, которые жестоко убивают нацистов и снимают с них скальпы. Фильм в разных странах восприняли очень неоднозначно. Вот, что рассказал сам режиссёр:
Итак, в Израиле. Весь театр буквально утопает в аплодисментах не в тот момент, когда Гитлера убивают, а когда Шошанна говорит: «Это — лицо еврейской мести» — Я думаю, это начали два парня, но затем все вскочили со своих мест. И, вы знаете, это было жестоко. Это было страшно. В той радости была какая-то жестокость. Это не походило на радостное приветствие «Индианы Джонс». В этом было что-то, вызывающее ужас.
Оригинальный текст(англ.)
So now, in Israel, I’m watching the film, and we get into the theater sequence. And literally, not when Hitler gets killed, but when you hear Shoshanna’s voice say, ‘This is the face of Jewish vengeance,’ the whole theater just erupted in applause. I think there were two guys that started it, but everyone jumped in. And you know something? It was violent. It was scary. There was violence in that cheer. It wasn’t like cheering Indiana Jones. There was something bloodcurdling about it.
В последние годы Тарантино использовал своё влияние в Голливуде, чтобы уделить иностранным фильмам больше внимания, чем они получили бы в США. Такие фильмы обычно маркируются «Квентин Тарантино представляет». Первым таким фильмом в 2001 году стал гонконгский фильм о боевых искусствах «Железная обезьяна», который собрал 14 миллионов долларов в США, что в 7 раз превысило бюджет картины. В 2004 году Тарантино представил в США китайский фильм «Герой», который стал первым номером по кассовым сборам с суммой в 53 с половиной миллионов долларов. В 2006 году Квентин выступил продюсером фильма «Хостел», собравшего более 20 миллионов в первый уикенд. В том же году он выставил на суд американской общественности тайский фильм с боевыми искусствами «Честь дракона», который собрал в США почти 12 миллионов долларов в прокате и ещё 20 с половиной миллионов на продажах DVD. В 2007 году Тарантино спродюсировал «Хостел 2», в 2008 — «Адскую поездку». Гонконгский фильм «Выборы» 2005 года не входит в серию «Квентин Тарантино представляет», но Тарантино понравился этот фильм так, что он помог выпуску DVD: его цитата «Лучший фильм года» находится на обложке этого фильма в США[41].
В 2011 году Тарантино заявил о начале создания спагетти-вестерна «Освобождённый Джанго», сюжет которого будет рассказывать о рабе Джанго, оказавшемся на свободе и разыскивающем свою жену-рабыню[42]. Как признавался актёр Франко Неро, сыгравший Джанго в одноимённом фильме 1966 года, рабочее название фильма — «Ангел, плохой, мудрый» — некая аллюзия и дань уважения к фильму Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой»[42]. Съёмки фильма стартовали в январе 2012 года в штате Калифорния[43]. Главные роли в картине будут исполнять Джейми Фокс (Джанго) и Кристоф Вальц (доктор Кинг Шульц), с которым Тарантино ранее работал в фильме «Бесславные ублюдки»[44].
Председательство на кинофестивалях
В 2004 году являлся председателем жюри основной конкурсной программы на Каннском кинофестивале[6]. В том году «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля получил скандальный документальный фильм Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», содержавший жёсткую критику президента США Джорджа Буша и указывавший на давние связи последнего с саудовскими миллионерами, к числу которых относился и «террорист № 1» Усама бен Ладен[45]. Комментируя выбор жюри, Тарантино, однако, специально заявил, что он не был обусловлен политическими соображениями[46].
В 2010 году Тарантино был назначен председателем жюри основного конкурса 67-го Венецианского кинофестиваля[7]. «Золотой лев» был вручён дочери Френсиса Форда Копполы за картину «Где-то», рассказывающую об отношениях отца-актёра и дочери-подростка на фоне голливудского кинопроизводства. Как отметил председатель жюри фестиваля Квентин Тарантино, объявляя победителя, победа была отдана Софии Копполе единогласно.
Нереализованные проекты и планы на будущее
Нереализованные проекты
Тарантино планировал снять фильм под названием «Уикенд» в Сербии. В главных ролях должны были сняться Шэрон Стоун, Майкл Мэдсен и Деннис Хоппер[47]. Тарантино открыто выражал намерение снять «Казино „Рояль“» о Джеймсе Бонде, но эта инициатива не была поддержана продюсерами. Более того, сама идея снять фильм «Казино „Рояль“» принадлежит Квентину Тарантино. Также он желал, чтобы в главной роли снялся Пирс Броснан[48]. В 2008 году Тарантино решил снять ремейк чёрно-белой картины Русса Мейера «Мочи, мочи их, киска!» (англ. Faster, Pussycat! Kill! Kill!). Сюжет этого фильма был основан на автогонках в пустыне трёх танцовщиц-лесбиянок[49]. Но ни один из этих проектов так и не был реализован.
Приквелы и сиквелы «Убить Билла»
Лучшие фильмы 2011 года
по мнению Тарантино
«Полночь в Париже»
«Восстание планеты обезьян»
«Человек, который изменил всё»
«Кожа, в которой я живу»
«Люди Икс: Первый класс»
«Бедная богатая девочка»
«Чужие на районе»
«Красный штат»
«Воин»
«Артист» / «Мой
придурочный брат»
«Мушкетёры»
По данным сайта The Quentin Tarantino Archives (14 января 2012)[50]
На международном ежегодном съезде фанатов кино, телевидения и комиксов Comic Con в Сан-Диего Тарантино рассказал, что хочет снять приквел к «Убить Билла». Так как оригинал вышел в «двух томах», приквелов тоже запланировано два. Первая часть должна рассказывать о прошлой жизни Билла (Дэвид Кэррэдин) и его отношениях с меченосцем Хаттори Ханзо (Сонни Чиба). Вторая часть осветит деятельность Невесты (Ума Турман) на посту наёмного убийцы в бытность её в «змеиной» команде. Тарантино также намекнул, что, если все сложится, оба приквела будут представлять собой аниме — наподобие эпизода с О-Рен Ишии из первого «Убить Билла». Однако ни сроков, ни продюсеров Квентин не указал[51].
Кроме приквела Квентин собирается снять и сиквел — «Убить Билла 3». Ещё до выхода второго фильма, Тарантино в предпремьерном интервью заявил, что собирается через 10—15 лет снять продолжение кровавой истории. Режиссёр сообщил, что Невеста, роль которой в первых двух частях исполняет Ума Турман, не будет главной героиней третьей части. Сюжет продолжения будет разворачиваться вокруг Никки — дочери Верниты Грин (Вивика Фокс). Невеста в первой части фильма на глазах у Никки убивает её мать и говорит девочке, что когда та вырастет, то сможет ей отомстить. Все деньги Билла, по словам Квентина, достанутся Софи Фаталь (Джули Дрейфус). Она вырастит Никки, и девушка начнет мстить Невесте за убитую мать[52].
В июне 2007 года исполнительный продюсер первых двух картин Беннет Уолш рассказал, что, оказывается, первый вариант сценариев «Убить Билла 3» и «Убить Билла 4» уже написан, и при первой возможности Квентин Тарантино отправится в Китай, чтобы начать съёмки. Также продюсер поведал, что в третьей части Невесте будут мстить двое из «88 бешеных», которые в первой части по её вине лишились глаз и рук. В четвёртой части в схватку друг с другом вступят дочери самой Беатрикс Киддо (Ума Турман) и убитой ею Верниты Грин[53].
И в октябре 2009 года, после того, как в кинотеатрах отгремели «Бесславные ублюдки», проект «Убить Билла 3» был, наконец, объявлен. Премьера назначена на 2014 год. Режиссёр такой долгий срок объясняет так: «Во-первых, нам с Умой нужно отдохнуть, потому что „Убить Билла“ было очень тяжело снимать. А во-вторых, я обожаю Беатрикс Киддо! Мне кажется, она заслуживает того, чтобы провести 10 лет со своей дочерью!»[54].
Другие задумки
В апреле 2007 года Квентин рассказал, что хотел бы исследовать что-то такое, что ещё никем толково не исследовалось: «Я хочу сделать фильм про ужасные страницы истории Америки, связанные с рабством, причём хочу сделать это в жанре „спагетти-вестерна“. Я попытаюсь иметь дело с тем, с чем Америка ещё не имела дела, потому что она стыдится этого, и другие об этом не говорят, так как считают, что не имеют на это право»[55].
Тарантино накануне выхода в Великобритании в прокат «Бесславных ублюдков» рассказал, что хотел бы снять фильм по шпионской трилогии писателя Лена Дейтона, автора «Досье Ипкресс» и других остросюжетных бестселлеров. Речь идет о трилогии «Гейм в Берлине» — «Сет в Мехико» — «Матч в Лондоне» («Berlin Game», «Mexico Set» и «London Match»), объединённой одним героем — немолодым разведчиком по имени Бернард Самсон, работающим в вымышленной Секретной разведывательной службе (Secret Intelligence Service, SIS) в последние годы холодной войны[56].
Тарантино планировал снять фильм о Вике Веге (Майкл Мэдсен) из «Бешеных псов» и Винсенте Веге (Джон Траволта) из «Криминального чтива» ещё в 1995 году, но оставил эту идею из-за немолодого возраста обоих актёров, посчитав, что не сможет убедить зрителя в том, что они моложе своего возраста. Но в сентябре 2009 года появилась информация, что Квентин не оставил этот проект и собирается приступить к его съёмкам в 2010 году[57].
Режиссёрский почерк
В отличие от предыдущих поколений американских режиссёров, Тарантино изучал своё ремесло самостоятельно, будучи клерком в видеосалоне. Его кинематографический вкус развивался под влиянием оригинального сплава поп-культуры и артхаусного кино[18]. Всем фильмам Тарантино присущ особый почерк, благодаря которому невозможно спутать его фильмы с работами других режиссёров. Прежде всего, его фильмы отличаются нелинейной структурой (часто использует нетрадиционное повествование, например, возвращение к прошлым событиям в «Бешеных псах»[58][59], нелинейность повествования в «Криминальном чтиве»[22][59] или повествование по главам в «Убить Билла» и «Бесславных ублюдках»[60]), эстетизацией насилия и долгими диалогами[18]. Также в них присутствует огромное количество ссылок на культовые для самого Квентина кинофильмы[61].
Лучшие фильмы 2010 года
по мнению Тарантино
«История игрушек: Большой побег»
«Социальная сеть»
«Царство зверей»
«Я — это любовь»
«Рапунцель: Запутанная история»
«Железная хватка»
«Город воров»
«Гринберг»
«Сайрус»
«Вход в пустоту»
По данным сайта The Quentin Tarantino Archives
(3 января 2011)[62]
Почти во всех его фильмах (кроме «Доказательства смерти», но включая «Настоящую любовь») содержится «Мексиканский тупик», сцена, в которой трое или больше героев направляют оружие друг на друга одновременно[63].
В фильмах есть хорошо имитированные сцены с отрезанием частей рук героев в чрезвычайно крупных планах, присутствуют и наркотики, а также жестокость и насилие, большая часть которого находится за кадром. Хотя Тарантино использует эти элементы в своих фильмах, в реальной жизни он терпеть не может насилие[3].
Тарантино иногда прибегает к использованию длинного крупного плана лица человека в то время, когда кто-то ещё говорит за кадром. Использует псевдонимы и клички почти во всех своих фильмах. Героини часто носят чёрно-белый брючный костюм. Нередко создаёт вымышленные бренды из-за неприязни к размещению рекламы в кинофильмах. Например, в большинстве его фильмов присутствуют сигареты «Красное яблоко»[64]. Главный герой его фильмов совершил хотя бы одно крупное преступление (чаще всего — убийство, в некоторых фильмах — ограбление) (за исключением эпизода в фильме «Четыре комнаты»). Персонажи часто ведут беседу где-нибудь в кафе или в ресторане, при этом разговаривая опять же о еде[14].
В его историях регулярно проскальзывают сцены убийства родителей малолетних детей. Так, например, в «Бешеных псах» полицейский просит: «Не убивай меня, у меня маленький ребенок!», а после его хладнокровно расстреливают. В «Убить Билла» Беатрикс убивает Верниту Грин на глазах у её маленькой дочери Никки. В «Бесславных ублюдках» героиня актрисы Бриджит фон Хамерсмарк убивает новоиспеченного отца малыша Макса[14].
Сам режиссёр говорит, что во всех его фильмах есть одна общая черта, с помощью которой он завоевал множество поклонников по всему миру, — всем его фильмам присуще особое чувство юмора, которое заставляет зрителей смеяться над такими вещами, которые априори не являются забавными[65].
Чаще всего Тарантино работает с такими актёрами, как Харви Кейтель, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Ума Турман, Самюэль Л. Джексон. Также в каждом его фильме, за исключением «Доказательства смерти», играет кто-то из тех актёров, которые играли в фильме Мартина Скорсезе «Злые улицы»[14].
Почти во всех фильмах Тарантино присутствуют кадры с женскими ступнями крупным планом («Криминальное чтиво», «Джеки Браун», «Убить Билла», «Доказательство смерти», «Бесславные ублюдки») либо действия, непосредственно связанные с оными (разговор о массаже ступней в «Криминальном чтиве», сцена с танцем Сальмы Хайек в «От заката до рассвета», потеря Черри Дарлинг ноги и её последующее «протезирование» в «Планете страха»)[66].
Сотрудничество с актёрами
Актёры
День рождения моего лучшего друга
(1987)
Бешеные псы
(1992)
Криминальное чтиво
(1994)
Четыре комнаты
(1995)
Джеки Браун
(1997)
Убить Билла. Фильм 1
(2003)
Убить Билла. Фильм 2
(2004)
Доказательство смерти
(2007)
Бесславные ублюдки
(2009)
Майкл Боуэн
X
X
Стив Бушеми
X
X
Пол Кэлдерон
X
X
Кэти Гриффин
X
X
Сид Хэйг
X
X
Бренда Хиллхаус
X
X
Сэмюэль Л. Джексон
X
X
X
Линда Кэй
X
X
X
Харви Кейтель
X
X
X
Майкл Мэдсен
X
X
X
Джеймс Паркс
X
X
Майкл Паркс
X
X
X
Тим Рот
X
X
X
Ума Турман
X
X
X
Брюс Уиллис
X
X
Элай Рот
X
X
Лоуренс Бендер
X
X
X
X
Омар Дум
X
X
Майкл Бэколл
X
X
Джонатан Лоугрэн
X
X
Рич Тёрнер
X
X
X
Джули Дрейфус
X
X
X
Хелен Ким
X
X
Венесса Валентино
X
X
X
Кристина Родригез
X
X
Стево Полы
X
X
X
Люси Лью
X
X
Дэвид Кэррадайн
X
X
Дэрил Ханна
X
X
Крэйг Хаманн
X
X
Сотрудничество с продюсерами
Продюсеры
День рождения моего лучшего друга
(1987)
Бешеные псы
(1992)
Криминальное чтиво
(1994)
Четыре комнаты
(1995)
Джеки Браун
(1997)
Убить Билла. Фильм 1
(2003)
Убить Билла. Фильм 2
(2004)
Доказательство смерти
(2007)
Бесславные ублюдки
(2009)
Харви Вайнштейн
X
X
X
X
X
X
Лоуренс Бендер
X
X
X
X
X
X
X
Боб Вайнштейн
X
X
X
X
X
X
Эрика Стейнберг
X
X
X
X
Критика
Некоторые мировые киноаналитики называли Тарантино одним из самых успешных, признанных кинокритиками и не обделённых вниманием молодых режиссёров. В 90-е годы он появился в кинематографе, внёс свою эстетику и определённый шарм, создал ряд ярких и запоминающихся образов и снял фильмы, которым обозреватели и журналисты выделяли отдельное место в киноискусстве. Тем не менее, деятельность Тарантино в разное время и по разным причинам подвергалась отрицательной критике. Более того, он имеет как армию поклонников, так и толпу ненавистников[67].
Тарантино был раскритикован за то, что в своих фильмах слишком непочтительно относился к другим культурам. Например, многие фразы, которые говорят герои его фильмов, можно воспринять как расистские. Особенно в этом плане выделяются и наиболее часто встречаются в картинах такие выражения, как «черномазый» и «ниггер». В качестве примера можно привести сцену из «Криминального чтива», в которой герой Джимми Диммик, сыгранный самим Тарантино, вступил в разговор с героем Сэмюэля Л. Джексона Джулсом Уинфилдом, который отнёс в его дом труп только что убитого темнокожего человека. Джимми спросил Джулса, видел ли он на его доме табличку: «склад мёртвых ниггеров». В дальнейшем герои фильма множество раз использовали это слово[68].
В интервью Variety Спайк Ли сказал: «Я не против этих слов, и я использую их, но Квентин, складывается впечатление, просто увлечён ими и помешан на них. Чего он хочет? Хочет, чтобы его сделали почётным темнокожим мужчиной?»[68] Тарантино ответил на шоу Говарда Стерна, заявив что Ли должен будет, стоя на стуле, поцеловать его в задницу[69]. Сэмюэль Л. Джексон, который снимался в фильмах обоих режиссёров, встал на сторону Тарантино. На Берлинском кинофестивале, где показывался «Джеки Браун», Джексон ответил на нападки Ли, сказав:
Я не думаю, что это слово является оскорбительным в контексте этого фильма... Темнокожие артисты считают, что они единственные, которым дозволено использовать это слово. Это вздор. „Джеки Браун“ — хороший фильм и никоим образом не обижает темнокожих людей[70].
Согласно статье в журнале Premiere, актёр Дэнзел Вашингтон также обвинял Тарантино в том, что он использует расовые оскорбления в своих картинах, отмечая, при этом, что Квентин является мастером своего дела[71].
Тарантино часто критикуют за излишнее насилие в фильмах (к примеру, Ли Сигел из The Daily Beast называл это «абсурдом»)[72]. Однако некоторые критики говорят о том, что если понаблюдать тщательнее, то можно понять, что фильмы часто лишь указывают на насилие. Они считают, что насилие используется режиссёром как средство повествования, а в итоге Квентин демонстрирует мораль, которая заключается в том, что насилие никогда ничего не решает, а порождает лишь ещё больше новых проблем. Он использует жестокость для вызывания у зрителей сильных чувств[73].
Часто звучат обвинения в том, что его фильмы содержат слишком много диалогов. На это Тарантино ответил в одном из интервью «Комсомольской правде»:
Диалоги, мать твою, — это моя фишка, сечёшь, нет? Это то, чем я занимаюсь! Я уважаю мнение людей, но выйти с моего фильма и сказать: „Слишком много диалогов“, — это такая же тупость, как сказать это, посмотрев пьесу Тэннеси Уильямса или Дэвида Хейра, мать их. Нельзя быть моим грёбаным поклонником и не любить моих диалогов. Между прочим, каждый мой фильм критиковали за то, что в них долгие скучные диалоги. Кроме разве что первой части „Убить Билла“, где сплошное мочилово[74].
Некоторые критики называют фильмы Тарантино «низкими» и «несерьёзными». Сам режиссёр говорит об этом следующее: «Меня уже 16 лет приглашают на Каннский фестиваль, мать его, потому что я, по-вашему, снимаю несерьёзные фильмы? Кто-то называет их „низкими“, но только не я. Для меня снимать фильм о блондинках в тюрьме — не менее почтенное занятие, чем экранизировать романы Генри Джеймса. С единственной разницей: экранизации романов Генри Джеймса мне совершенно не нравятся, а вот фильмы о блондинках в тюрьме бывают чудо как хороши! И снимать я хочу именно такие картины. Я возвращаю „низким“, полузабытым жанрам (таким как спагетти-вестерн) уважение, которого они заслуживают. И современное звучание, вашу мать! И делаю это в стиле „сумасшедшего Квентина“, что означает, что они ни на кого и ни на что не похожи. Кроме, конечно, долбанутого Квентина, ведь это я!»[74]
Тарантино несколько раз попадал в списки лучших режиссёров последнего времени: так, журнал Paste включил его в десятку лучших ныне живущих режиссёров, а газета The Guardian поместила Тарантино на 17 место в список 40 лучших режиссёров мира[75][76].
Личная жизнь, увлечения, хобби, интересы и вкусы
У Квентина были романтические отношения со многими известными женщинами, включая актрису Миру Сорвино[77], режиссёров Эллисон Андерс и Софию Копполу[78], актрис Джули Дрейфус и Шэр Джексон и комедийных актрис Кэти Гриффин и Маргарет Чо[79]. Также были слухи о его отношениях с Умой Турман. Однако Тарантино опроверг эти слухи, сообщив, что у них только платонические отношения.
Квентин никогда не был женат и не имеет детей. Режиссёр заявил:
Я не утверждаю, что я не буду жениться и не заведу детей, пока мне не исполнится 60 лет, но пока я сделал именно такой выбор и пойду по одной дороге, поскольку это — моё время, чтобы делать фильмы[80].
Согласно New York Post, однажды Квентин катался в автобусе, заполненном женщинами и алкоголем, и, казалось, наслаждался этим. Затем он разместил всех в особняке на Голливудских Холмах, где восседал на диване, окружённый женщинами[81].
Один из самых близких друзей Тарантино — режиссёр Роберт Родригес. Они сотрудничали во многих проектах. Из самых заметных можно выделить «От заката до рассвета» (сценарий написал Тарантино, а снял фильм Родригес), «Четыре комнаты» (они оба написали сценарии и сняли каждый по эпизоду фильма), «Город Грехов» и «Грайндхаус». Именно Тарантино посоветовал Родригесу назвать заключительную часть своей трилогии «Музыкант» — «Однажды в Мексике», как уважение к названиям «Однажды на Диком Западе» и «Однажды в Америке». Они оба члены группы «A Band Apart», в которую также входят Джон Ву и Люк Бессон.
Близкими друзьями Тарантино также называет певицу Мадонну и Уму Турман, которых он подчас возносил в статус своих муз. С Умой Турман режиссёр сотрудничает на протяжении практически всей своей карьеры[82]. Считает одними из своих лучших друзей Пола Томаса Андерсона, Дженнифер Билз и Софию Копполу[14].
Квентин признался, что склонен к фут-фетишу (сексуальное влечение к ступням)[83][84]. Квентин собирает старые настольные игры, имеющие отношения к таким телесериалам, как «I Dream of Jeannie» (1965), «Дьюки из Хаззарда» (1979), «Команда «А»» (1983). Помимо этого, он является большим поклонником актёрского трио и серии фильмов «The Three Stooges». Ещё Тарантино очень любит компьютерную игру «Half-Life» и рассматривает возможность экранизации этого шутера[14].
В 2009 году он назвал фильм «Королевская битва» японского режиссёра Киндзи Фукасаку своим любимым фильмом из тех, которые были выпущены в период с 1992 года, то есть с того момента, когда он стал режиссёром[85]. В августе 2007 года во время 9-го Международного кинофестиваля в Маниле назвал филиппинских режиссёров Сирио Сантьяго, Эдди Ромеро и Жерардо Де Леона своими личными кумирами 1970-х годов[86].
Тарантино имеет высокий IQ, равный 160, и является членом Mensa International — объединения обладателей 2 % самых высоких IQ в мире[87].
Полная фильмография
Год
Русское название
Оригинальное название
Роль
1987
ф
День рождения моего лучшего друга
My Best Friend’s Birthday
режиссёр, сценарист, продюсер, актёр
1988
с
Золотые девочки
The Golden Girls
актёр
1991
ф
После полуночи
Past Midnight
сценарист, продюсер
1992
ф
Бешеные псы
Reservoir Dogs
режиссёр, сценарист, актёр
1992
ф
Эдди Пресли
Eddie Presley
актёр
1993
ф
Настоящая любовь
True Romance
сценарист
1994
ф
Эффект Кориолиса
The Coriolis Effect
озвучка
1994
ф
Убить Зои
Killing Zoe
продюсер
1994
ф
Прирождённые убийцы
Natural Born Killers
сценарист
1994
ф
Спи со мной
Sleep With Me
актёр
1994
ф
Любить кого-то
Somebody to Love
актёр
1994
ф
Криминальное чтиво
Pulp Fiction
режиссёр, сценарист, актёр
1995
с
Американская девушка
All-American Girl
актёр (Дезмонд)
1995
с
Субботним вечером в прямом эфире
Saturday Night Live
актёр
1995
ф
Дестини включает радио
Destiny Turns on the Radio
актёр (Джонни Дестини)
1995
с
Скорая помощь
ER
режиссёр эпизода «Материнство» (Motherhood)
1995
ф
Багровый прилив
Crimson Tide
диалоги
1995
ф
Отчаянный
Desperado
актёр
1995
ф
Четыре комнаты
Four Rooms
режиссёр, сценарист, продюсер, актёр
1995
ф
Танцуй со мной, пока мы любим
Dance Me to the End of Love
сценарист, актёр
1996
ф
От заката до рассвета
From Dusk Till Dawn
сценарист, продюсер, актёр (Ричи Гекко)
1996
ф
Девушка № 6
Girl 6
актёр
1996
ф
Запёкшаяся кровь
Curdled
сценарист, продюсер
1996
ф
Скала
The Rock
сценарист
1997
ф
Джеки Браун
Jackie Brown
режиссёр, сценарист, озвучка
1998
ф
Господь сказал — ха!
God Said, Ha!
продюсер
1999
ф
От заката до рассвета 2: Кровавые деньги Техаса
From Dusk Till Dawn 2: Texas Blood Money
продюсер
1999
ф
От заката до рассвета 3: Дочь палача
From Dusk Till Dawn 3: The Hangman’s Daughter
продюсер
2000
ф
Никки, дьявол-младший
Little Nicky
актёр
2001
ф
Железная обезьяна
Iron Monkey
продюсер американского релиза
2002
с
Шпионка
Alias
актёр (Макенас Коул)
2003
ф
Убить Билла. Фильм 1
Kill Bill: Vol. 1
режиссёр, сценарист
2004
ф
Приключения Модести Блэйз
My Name Is Modesty: A Modesty Blaise Adventure
продюсер
2004
ф
Убить Билла. Фильм 2
Kill Bill: Vol. 2
режиссёр, сценарист
2004
с
Джимми Киммель в прямом эфире
Jimmy Kimmel Live!
режиссёр и продюсер серии 20 апреля
2004
ф
Герой
Hero
продюсер американского релиза
2005
ф
Город грехов
Sin City
приглашённый сорежиссёр (отснял небольшой эпизод)
2005
с
CSI: Место преступления
CSI: Crime Scene Investigation
режиссёр и сценарист двухсерийного эпизода «Серьёзные опасности» (Grave Danger)
2005
ф
Хостел
Hostel
продюсер
2005
ф
Долтри Кэлхун
Daltry Calhoun
продюсер
2005
мф
Дак Доджерс
Duck Dodgers
озвучка
2006
ф
Неистовство свободы
Freedom’s Fury
продюсер
2006
ф
Честь дракона
The Protector
продюсер американского релиза
2007
ф
Грайндхаус
Grindhouse
режиссёр, сценарист, продюсер, оператор, актёр
2007
ф
Доказательство смерти
Death Proof
режиссёр, сценарист, продюсер, оператор, актёр (Уоррен)
2007
ф
Хостел 2
Hostel 2
продюсер
2007
ф
Планета страха
Planet Terror
продюсер, актёр
2007
ф
Сукияки Вестерн Джанго
Sukiyaki Western Django
актёр (Ринго)
2007
ф
Дневники мертвецов
Diary of the Dead
озвучка, в титрах не указан
2007
ф
Адская поездка
Hell Ride
продюсер
2009
ф
Бесславные ублюдки
Inglourious Basterds
режиссёр, сценарист
2012
ф
Джанго освобождённый
Django Unchained
режиссёр, сценарист
Награды и рейтинги
Тарантино в Париже на вручении кинопремии «Сезар» в 2011 году
Тарантино получил 37 наград и номинировался ещё на 47 номинаций. В 2007 году журнал «Total Film» поставил его имя на 12 место в списке лучших режиссёров всех времён[88]. А в 2008 году IMDB составил рейтинг современных режиссёров, снявших не менее 4-х полнометражных фильмов, исходя из среднего рейтинга фильма, где Тарантино занял первую строчку с рейтингом 8.12[89].
Шесть его фильмов входят в список «100 лучших фильмов всех времён и народов» по версии журнала «FHM»: «Криминальное чтиво» (№ 1), «Бешеные псы» (№ 11), «Убить Билла. Фильм 1» (№ 25), «Убить Билла. Фильм 2» (№ 26), «От заката до рассвета» (№ 73), «Настоящая любовь» (№ 75)[14].
Занял 81 строчку в 2004 году в списке ста самых влиятельных фигур, составляемом журналом «Premiere», и 8 место в 2005 году в рейтинге «Величайшие режиссёры всех времён», составленном британским журналом «Empire»[14]. Замыкает список «100 гениев современности» (по состоянию на конец 2007-го года).
Перечислены наиболее значительные награды и номинации[5].
Награды
Предшественник: Джейн Кэмпион
за «Пианино»
Премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий
«Криминальное чтиво»
1994
Преемник: Кристофер МакКуорри
за «Подозрительные лица»
Предшественник: Гарольд Рамис и Дэнни Рубин
за «День сурка»
Премия «BAFTA» за лучший оригинальный сценарий
«Криминальное чтиво»
1994
Преемник: Кристофер МакКуорри
за «Подозрительные лица»
Предшественник: Чэнь Кайгэ
за «Прощай, моя наложница»
Джейн Кэмпион
за «Пианино»
Премия «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля
«Криминальное чтиво»
1994
Преемник: Эмир Кустурица
за «Андерграунд»
Предшественник: Джим Шеридан
за «Во имя отца»
Премия «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм
«Криминальное чтиво»
1995
Преемник: Клод Соте
за «Нелли и господин Арно»
Предшественник: Эбби Роу Смит
за «С меня хватит»
«Премия Эдгара Аллана По» за лучший сценарий художественного фильма
«Криминальное чтиво»
1995
Преемник: Кристофер МакКуорри
за «Подозрительные лица»
Предшественник: Стивен Зэйллян
за «Список Шиндлера»
Премия «Золотой глобус» за лучший сценарий
«Криминальное чтиво»
1994
Преемник: Эмма Томпсон
за «Разум и чувства»
Предшественник: Мартин Скорсезе
за «Эпоха невинности»
Премия «Национального совета кинокритиков США» за лучшую режиссуру
«Криминальное чтиво»
1994
Преемник: Энг Ли
за «Разум и чувства»
Предшественник: Роберт Олтмен
за «Короткие истории»
Премия «Независимый дух» за лучшую режиссуру
«Криминальное чтиво»
1995
Преемник: Майк Фиггис
за «Покидая Лас-Вегас»
Предшественник: Роберт Олтмен
за «Короткие истории»
Премия «Независимый дух» за лучший сценарий
«Криминальное чтиво»
1995
Преемник: Кристофер МакКуорри
за «Подозрительные лица»
Предшественник: Жан-Пьер Жёне и Марк Каро
за «Деликатесы»
Премия "Мария" «Международного Кинофестиваля в Каталонии» за лучшую режиссуру
«Бешеные псы»
1992
Преемник: Дэйв Ботвик
за «Тайные приключения Мальчика-с-пальчик»
Предшественник: Самир и Мартин Уитц
за «Отныне и навеки»
Премия "Мария" «Международного Кинофестиваля в Каталонии» за лучший сценарий
«Бешеные псы»
1992
Преемник: Гильермо дель Торо
за «Хронос»
Предшественник: Гас Ван Сент
за «Мой личный штат Айдахо»
Приз ФИПРЕССИ (Приз международных критиков) «Международного Кинофестиваля в Торонто»
«Бешеные псы»
1992
Преемник: Форест Уитакер
за «На мели»
Номинации
«Доказательство смерти» и «Бесславные ублюдки» участвовали в основном конкурсном показе Каннского кинофестиваля в 2007 и 2009 годах соответственно. Картина «Джеки Браун» была показана в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля в 1998 году. Также фильмы режиссёра участвовали в следующих номинациях:
Оскар
1995 — Лучший режиссёр («Криминальное чтиво»)
2010 — Лучший режиссёр («Бесславные ублюдки»)
2010 — Лучший оригинальный сценарий («Бесславные ублюдки»)
BAFTA
1995 — Лучший фильм («Криминальное чтиво»)
1995 — Награда Дэвида Лина режиссёрам («Криминальное чтиво»)
2010 — Лучший режиссёр («Бесславные ублюдки»)
2010 — Лучший оригинальный сценарий («Бесславные ублюдки»)
Сезар
1995 — Лучший иностранный фильм («Криминальное чтиво»)
Премия Эдгара Аллана По
2006 — Лучший эпизод телесериала («C.S.I. Место преступления» (эпизод «Серьёзные опасности»)
Эмми
2006 — Лучший режиссёр драматического телесериала («C.S.I. Место преступления» (эпизод «Серьёзные опасности»)
Золотой глобус
1995 — Лучший режиссёр («Криминальное чтиво»)
2010 — Лучший режиссёр («Бесславные ублюдки»)
2010 — Лучший сценарий («Бесславные ублюдки»)
Грэмми
2005 — Лучший альбом, являющийся саундтреком фильма, телевизионного проекта или другого визуального представления («Убить Билла. Фильм 2»)
Независимый дух
1993 — Лучший режиссёр («Бешеные псы»)
1993 — Лучший новичок («Бешеные псы»)
Примечания
↑Владимир Гордеев, Дмитрий СавочкинПоследний герой большого кино(рус.). экранка.ру (22 июня 2007). Проверено 7 ноября 2010.
↑Fuller Graham Graham Fuller/1993 // Quentin Tarantino: Interviews / Peary, Gerald. — University Press of Mississippi, 1998. — P. 57–59. — ISBN 1578060516
↑Bart (2000), p. 85. Willis’s deal for a percentage of the box office gross was presumably on top of a base weekly salary that was identical to the other main actors', per Polan (2000), p. 69; Dawson (1995), p. 148.
Квентин Тарантино: Интервью / Сост. Дж. Пири; Пер. с англ. З. Абдуллаевой, В. Клеблеева, М. Теракопян, Н. Цыркун. — СПб.: «Азбука-классика», 2008. — 336 с.
Greene, Richard and K. Silem Mohammad, editors. Quentin Tarantino and Philosophy. Chicago: Open Court Books, 2007. ISBN 0-8126-9634-4
Jeff Dawson. Quentin Tarantino: The Cinema of Cool. November 1995, Applause Theatre Book Pub, ISBN 1-55783-227-7
Wensley Clarkson. Quentin Tarantino: Shooting From the Hip. 1996.
Jerome Charyn. Raised by Wolves: The Turbulent Art and Times of Quentin Tarantino. New York: Thunder’s Mouth Press, 2006. ISBN 1-56025-858-6
Jim Smith. Tarantino. London: Virgin Books Ltd, 2005. ISBN 0-7535-1071-5
Wensley Clarkson. Quentin Tarantino: The Man, The Myths and His Movies. London: John Blake, 2007. ISBN 1-84454-366-8
Jami Bernard. Quentin Tarantino: The Man and His Movies. New York: Harper Perennial / HarperCollins, 1995. ISBN 0-06-095161-3
Gerald Peary. Quentin Tarantino: Interviews. Jackson, MS: University Press of Mississippi, 1998.
Paul A. Woods. King Pulp: The Wild World of Quentin Tarantino. London: Plexus Publishing Limited, 1996. ISBN 0-85965-235-1