А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Трюффо, Франсуа»

Франсуа Трюффо
François Roland Truffaut
Фото
Трюффо во время съемок фильма «451° по Фаренгейту»
Дата рождения:

6 февраля 1932(1932-02-06)

Место рождения:

Париж, Франция

Дата смерти:

21 октября 1984(1984-10-21) (52 года)

Место смерти:

Нёйи-сюр-Сен, Франция

Гражданство:

Flag of France.svg Франция

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер

IMDb:

ID 0000076

Франсуа́ Рола́н Трюффо́ (фр. François Roland Truffaut [fʁɑ̃swa ʀɔlɑ̃ tʁyfo]; 6 февраля 1932, Париж — 21 октября 1984, Нёйи-сюр-Сен) — известнейший французский режиссёр, киноактёр, сценарист, один из основоположников французской новой волны. Участвовал в качестве сценариста, актёра, режиссёра и продюсера в более чем тридцати фильмах.

Содержание

Биография

Франсуа Трюффо родился 6 февраля 1932 года в Париже. Будучи внебрачным ребёнком Жанин де Монферран, он не знал своего настоящего отца — Ролана Леви, который был дантистом-евреем. Ролан Трюффо, за которого его мать вышла замуж, признал Франсуа, как приёмного ребёнка, и дал ему свою фамилию. С самого рождения Трюффо жил на попечении различных нянь и его бабушки, которая привила ему свою любовь к книгам и музыке. С бабушкой он прожил вплоть до её смерти, когда ему было 10 лет, после чего впервые воссоединился с матерью и отчимом.

Трюффо старался проводить максимум свободного времени с друзьями, лишь бы быть вне дома как можно больше времени. Его лучшим другом с юности и до смерти был Робер Ляшене, который стал прототипом друга Антуана Дуанеля Рене Беже в фильме Трюффо «Четыреста ударов», а также ассистентом в некоторых других его фильмах. Когда Франсуа было восемь, он увидел первый в своей жизни фильм «Paradis Perdu» Абеля Ганса. Это стало началом его киномании, которая привела к тому, что Трюффо начал прогуливать школу и пробираться в кинозалы «зайцем», если у него не хватало денег на билет. Будучи из-за этого исключённым из нескольких школ, будущий режиссёр в 14 лет решил начать самостоятельную жизнь и окончательно бросил школу. Одна из его юношеских «академических целей» состояла в том, чтобы «просмотреть в день по три фильма и прочитать в неделю по три книги».

Большое влияние на Франсуа оказал писатель и кинокритик Андре Базен, прививший ему любовь к кино.

Вместе с другим будущим режиссёром, Жан-Люком Годаром, Трюффо пишет статьи для журнала Базена «Cahiers du Cinema». Впоследствии Трюффо будет работать с Годаром над сценариями фильмов «На последнем дыхании» и «История воды».

В 1957 году Трюффо женился на Мадлен Моргенштерн, которая родила ему двух девочек (в 1959 и 1961). Тесть Франсуа, продюсер и кинопрокатчик, помог молодому человеку начать карьеру в кино.

В 1965 году Трюффо развёлся с Мадлен.

Заметное место в творчестве Трюффо занимает своеобразный цикл фильмов, объединенных одним героем, Антуаном Дуанелем. Цикл начинается полуавтобиографическим фильмом «Четыреста ударов» (Les Quatre cents coups, 1959, Гран-при на Каннском фестивале) и продолжается в таких фильмах, как «Антуан и Колетт» (Antoine et Colette, новелла в фильме «Любовь в 20 лет», 1962), «Украденные поцелуи» (Baisers volés, 1968, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад), «Семейный очаг» (Domicile conjugale, 1970, Жан-Пьер Лео, Клод Жад), «Сбежавшая любовь» (L’amoure en fuite, 1979, c Жан-Пьером Лео, Клод Жад).

Известно, что Трюффо, которому Клод Жад обязана прозвищем «маленькой невесты французского кино», хотел сочетаться с ней браком и просил у её родителей руки их дочери. Однако в последний момент он передумал. Клод Жад сумела простить, и они остались друзьями на всю жизнь.

Фильм Трюффо «Американская ночь» (1973) получил премию «Оскар» в номинации «за лучший иностранный фильм».

Самая известная роль Трюффо — в фильме Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени» (1977).

В 1981 году он снял в своём фильме «Соседка» актрису Фанни Ардан и с этого времени она стала его подругой и родила ему дочь.

Трюффо умер от рака мозга 21 октября 1984 в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.

Фильмография

Режиссёрские работы

  • 1954 — Визит / Une visite
  • 1957 — Шантрапа (англ.)русск. / Les Mistons
  • 1958 — История воды / Une histoire d’eau (к/м, совместно с Ж.-Л. Годаром)
  • 1959 — Четыреста ударов / Les quatre cents coups
  • 1960 — Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste
  • 1962 — Антуан и Колетт (англ.)русск. (новелла в фильме «Любовь в двадцать лет») / Antoine et Colette en L’Amour à vingt ans
  • 1962 — Жюль и Джим / Jules et Jim
  • 1964 — Нежная кожа / La Peau Douce
  • 1966 — 451° по Фаренгейту / Fahrenheit 451
  • 1968 — Невеста была в чёрном / La mariée était en noir
  • 1968 — Украденные поцелуи / Baisers Volés
  • 1969 — Сирена с «Миссисипи» / La Sirène du Mississippi
  • 1969 — Дикий ребёнок / L’Enfant sauvage
  • 1970 — Семейный очаг / Domicile conjugal
  • 1971 — Две англичанки и «Континент» / Les deux anglaises et le continent
  • 1972 — Такая красотка, как я / Une Belle Fille Comme Moi
  • 1973 — Американская ночь / La Nuit Américaine
  • 1975 — История Адели Г. / L’Histoire d’Adèle H.
  • 1976 — Карманные деньги (англ.)русск. / L’Argent de Poche
  • 1977 — Мужчина, который любил женщин / L’Homme qui aimait les femmes
  • 1978 — Зелёная комната / La Chambre Verte
  • 1979 — Сбежавшая любовь / L’Amour En Fuite
  • 1980 — Последнее метро[1] / Le Dernier Métro
  • 1981 — Соседка / La Femme d’à Côté
  • 1983 — Весёленькое воскресенье (Скорей бы воскресенье!) / Vivement dimanche!

Актёрские работы

  • 1969 — Дикий ребёнок / L’Enfant sauvage  — Доктор Жан Итар
  • 1973 — Американская ночь / La Nuit Américaine — режиссёр Ферранд
  • 1977 — Близкие контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind — Клод Лакомб
  • 1978 — Зелёная комната / La Chambre verte — Жульен Давен

Сценарий и диалоги

  • 1964 — Мата Хари / Mata Hari, agent H21

Литература

Трюффо о Трюффо. М.: Радуга, 1987—456 с.

Трюффо, Франсуа. Хичкок \ Трюффо / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры" («Киноведческие записки»), 1996 [1].

См. также

  • Теория авторского кино

Примечания

  1. Более точный перевод — «Последний поезд метро»

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную