Би́лли Уа́йлдер (англ. Billy Wilder, 22 июня, 1906, Суха, Польская Галиция — 27 марта 2002, Беверли Хиллз) — американский режиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи наград американской киноакадемии, из них шесть Оскаров (1946, 1951, 1961) и один — Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга — «за высокое качество общего творческого вклада в киноискусстве» (1988).
Билли Уайлдер (урождённый Самуил Вильдер) родился на территории бывшей Австро-Венгрии, в еврейской семье (был сыном владельца гостиничной сети). Поступил в Венский университет, намереваясь получить образование юриста, однако после года обучения оставил университет, чтобы стать сотрудником одной из ведущих венских газет. В 1920-е гг. работал журналистом в Берлине, где начал писать сценарии для немых кинофильмов. В 1929-33 годах по его сценариям поставлены, в частности, такие фильмы, как «Эмиль и детективы», «Человек, который искал своего убийцу». После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, а затем в Соединенные Штаты. Его мать, отчим и бабушка погибли в Освенциме.
Уайлдер приехал в Лос-Анжелес без денег и не зная английского языка. Он прибыл туда вместе с актёром Питером Лорре и несколько лет жил в крайней бедности, перебиваясь доходами от писания совместных сценариев. В то время им написаны сценарии к фильмам «Восьмая жена Синей Бороды» (1938), «Полночь» (1939), «Задержите рассвет» (1941) и другие. Поворотный момент в его творческой биографии наступил в 1938 году, когда он начал сотрудничать со сценаристом Чарлзом Брэккеттом. Длительное и плодотворное, это сотрудничество продолжалось до 1950 года, и его результатом был целый ряд блестящих сценариев и кассовых хитов американского кино конца 1930-х, начала 1940-х годов. По их сценариям поставлены такие успешные комедии, как «Полночь» (Midnight) Лейзена, «Ниночка» Любича (главную роль в которой сыграла Грета Гарбо) и «Огненный мир» (Ball of Fire) Хоукса. После этих больших удач, начиная с 1942 года, Уайлдер и Брэккетт расширили сферу своей совместной деятельности, занявшись также продюсированием и режиссурой. Как самостоятельный режиссёр Уайлдер дебютировал в комедии «Майор и малютка» (1942).
В 1944 г. Уайлдер снимает один из первых своих фильмов в жанре нуар — «Двойная страховка». Сценарий к нему был написан им совместно с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером.
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Б.Уайлдер — один из самых востребованных режиссёров Голливуда. Ключом к успеху Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актёрами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские концлагеря, проституция и бессмысленность современной жизни.
Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «Потерянный уикенд» (1946) и «Бульвар Сансет» (1951).
Начиная с фильма «Зуд седьмого года» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: комедия-фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), комедия с оттенком сатиры («Квартира», 1960).
Почти все эти ленты основаны на сценариях И. А. Л. Даймонда. Излюбленными актёрами Уайлдера тех лет были Джек Леммон, Мэрилин Монро, Одри Хэпберн. Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки».
Во многом итоговая, комедия Уайлдера «Квартира» была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе в категории «Лучший фильм»).
Фильмография
1939 — Ниночка / Ninotchka — автор сценария
1942 — Майор и малютка / Major and the Minor, The
1943 — Пять гробниц по пути в Каир / Five Graves to Cairo
1944 — Двойная страховка / Double Indemnity
1945 — Потерянный уикэнд / Lost Weekend, The
1948 — Императорский вальс / Emperor Waltz, The
1948 — Зарубежный роман / A Foreign Affair
1950 — Бульвар Сансет / Sunset Blvd.
1951 — Туз в рукаве / Ace in the Hole
1953 — Лагерь для военнопленных № 17 / Stalag 17
1954 — Сабрина / Sabrina
1955 — Зуд седьмого года / Seven Year Itch, The
1957 — Дух Сент-Луиса / Spirit of St. Louis, The
1957 — Любовь после полудня / Love in the Afternoon
1957 — Свидетель обвинения / Witness for the Prosecution
1959 — В джазе только девушки / Some Like It Hot
1960 — Квартира / Apartment, The
1961 — Один, два, три / One, Two, Three
1963 — Нежная Ирма / Irma la Douce
1964 — Поцелуй меня, глупенький / Kiss Me, Stupid
1966 — Азарт удачи / Fortune Cookie, The
1970 — Частная жизнь Шерлока Холмса / Private Life of Sherlock Holmes, The
1972 — Аванти! / Avanti!
1974 — Первая полоса / Front Page, The
1978 — Федора / Fedora
1981 — Друг-приятель / Buddy Buddy
Награды «Оскар»
Год
Награждение
Фильм
Премия «Оскар»:
1946
Лучший оригинальный сценарий
Потерянный уикэнд
1946
Лучший режиссёр
1951
Лучший оригинальный сценарий
Бульвар Сансет
1961
Лучший оригинальный сценарий
Квартира
1961
Лучший режиссёр
1961
Лучший кинофильм
1988
Приз памяти Ирвинга Дж. Тальберга
За высокое качество общего творческого вклада в кино
Номинации на «Оскар»:
1940
Лучший оригинальный сценарий
Ниночка
1942
Лучший адаптированный сценарий
Hold Back the Dawn
1942
Лучший оригинальный сюжет
Огненный мир
1945
Лучший адаптированный сценарий
Двойная страховка
1945
Лучший режиссёр
1949
Лучший адаптированный сценарий
Зарубежный роман
1951
Лучший режиссёр
Бульвар Сансет
1952
Лучший сюжет и сценарий
Туз в рукаве
1954
Лучший режиссёр
Лагерь для военнопленных №17
1955
Лучший адаптированный сценарий
Сабрина
1955
Лучший режиссёр
1958
Лучший режиссёр
Свидетель обвинения
1960
Лучший сценарий
В джазе только девушки
1960
Лучший режиссёр
1967
Лучший оригинальный сценарий
Азарт удачи
Ссылки
Фильмы Билли Уайлдера
1940-е
Майор и малютка (1942) •Пять гробниц по пути в Каир (1943) •Двойная страховка (1944) •Потерянный уикэнд (1945) •Императорский вальс (1948) •Зарубежный роман (1948)
1950-е
Бульвар Сансет (1950) •Туз в рукаве (1951) •Лагерь для военнопленных № 17 (1953) •Сабрина (1954) •Зуд седьмого года (1955) •Дух Сент-Луиса (1957) •Любовь после полудня (1957) •Свидетель обвинения (1957) •В джазе только девушки (1959)