Уильям Уайлер (англ. William Wyler; 1902—1981) — американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист. Один из самых успешных режиссёров в истории Голливуда. Лауреат трёх «Оскаров» за постановку фильмов, которые были признаны Американской киноакадемией лучшими фильмами года: «Миссис Минивер» (1942), «Лучшие годы нашей жизни» (1946) и «Бен Гур» (1959).
Вильгельм Вайлер родился в еврейской семье. Его отец Леопольд, выходец из Швейцарии, был коммивояжёром, затем ушёл в галантерейное дело, в котором преуспел. Мать Вайлера Мелани, уроженка Германии, приходилась двоюродной сестрой Карлу Ламмле, основателю Universal Pictures. Она часто водила Вильгельма и его старшего брата Роберта на концерты, в оперу и в кино. Иногда в доме Вайлеров ставились любительские спектакли.
Поняв, что Вильгельм не интересуется семейным делом, которое сильно пошатнулось после Первой мировой войны, его мать связалась с кузеном Карлом, который ежегодно приезжал в Европу на поиски талантов. В 1921 г. Уайлер на пароходе прибыл в Нью-Йорк, где работал рассыльным для Universal. Часть еженедельного дохода ($25) он должен был выплачивать за путешествие.
В 1923 г. Уайлер приехал в Лос-Анджелес, где работал на Universal уборщиком павильонов, монтёром декораций. К 1925 г. он стал самым молодым режиссёром на студии, снимал короткометражные вестерны. В 1928 г. стал натурализованным гражданином США. В первой половине 1930-х стал одним из самых доходных режиссёров на студии. Притчей во языцех стал перфекционизм Уайлера: он снимал множество дублей одной сцены, стремясь выверить всё до малейшего нюанса, за что получил прозвище «90-дублевый Уайлер».
Во время Второй мировой войны служил в ВВС в чине майора. Рискуя жизнью, снял документальный фильм «Мемфис Белль: История летающей крепости» (1944). Во время съёмок вылетал на настоящие бомбардировки над вражеской территорией; во время одной из них погиб его оператор. От рёва моторов Уайлер оглох на одно ухо.
Оценка творчества
Филип Кемп в своём справочнике «501 кинорежиссёр» писал: «Было время, когда Уильяма Уайлера называли одним из лучших режиссёров, его почитали за использование глубокого фокуса и длинных, непрерывных дублей. Сегодня его репутация упала, он — кинематографист, низложенный нынешними вкусами критиков, осуждённый за те самые качества, за которые когда-то был восхваляем. Его сдержанность стала рассматриваться как обезличенность, хороший вкус — как самодовольство, серьёзность — как напыщенность, техническое мастерство и чёткость — как пресность… Независимо от жанра и масштаба, во всех своих фильмах Уайлер выступал безупречным ремесленником».[1]
Награды
1942 — Премия «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Миссис Минивер»
1946 — Премия «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Лучшие годы нашей жизни»
1959 — Премия «Оскар» за лучшую режиссуру за фильм «Бен Гур»
1966 — Награда имени Ирвинга Тальберга
Фильмография
Одри Хепбёрн и Грегори Пек в фильме Уильяма Уайлера «Римские каникулы»
1929 — Вымогательство / The Shakedown
1930 — Герои ада / Hell’s Heroes
1933 — Адвокат / Councellor at Law
1935 — Добрая фея / The Good Fairy
1936 — Эти трое / These Three
1936 — Додсворт / Dodsworth
1937 — Тупик / Dead End
1938 — Иезавель / Jezebel
1939 — Грозовой перевал / Wuthering Heights
1940 — Человек с Запада / The Westerner
1940 — Письмо / The Letter
1941 — Лисички / The Little Foxes
1942 — Миссис Минивер / Mrs. Miniver
1946 — Лучшие годы нашей жизни / The Best Years of Our Lives
1949 — Наследница / The Heiress
1951 — Детективная история / Detective Story
1952 — Сестра Кэрри / Carrie
1953 — Римские каникулы / Roman Holiday
1955 — Часы отчаяния / The Desperate Hours
1956 — Дружеское увещевание / Friendly Persuasion
1958 — Большая страна / The Big Country
1959 — Бен-Гур / Ben-Hur
1961 — Детский час / The Children’s Hour
1965 — Коллекционер / The Collector
1966 — Как украсть миллион / How to Steal a Million
1968 — Смешная девчонка / Funny Girl
1970 — Освобождение Л. Б. Джонса / The Liberation of L. B. Jones