Ра́йнер Ве́рнер Фа́сбиндер (нем. Rainer Werner Fassbinder, 31 мая 1945, Бавария — 10 июня 1982, Мюнхен) — немецкий кинорежиссёр, сценарист, актёр, драматург. Один из лидеров «нового немецкого кино».
Райнер Вернер Фасбиндер родился в Баварии 31 мая 1945 года в семье доктора медицины Гельмута Фасбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году, после развода родителей, Райнер остаётся с матерью, которая позднее под именем Лило Пемпайт или под собственным исполняет второстепенные роли во многих его фильмах.
В 1963 году после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951—1955), а также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955—1961) заканчивает учёбу, так и не получив аттестат. Некоторое время живёт у отца в Кельне (1961—1963). Весной 1964 года начинает посещать курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонарда в Мюнхене. Знакомится с Ханной Шигуллой.
В 1965 году работает в архиве газеты «Зюддойче Цайтунг». В качестве статиста появляется на театральной сцене. Пишет пьесу «Лишь кусок хлеба», за которую в 1966 году на конкурсе молодых драматургов получает третий приз (текст не сохранился). Знакомится с Ирм Херманн.
В 1966 году пишет сценарии «Параллели», «Настольный теннис» (текст не сохранился) и пьесу «Капли на раскалённых камнях» (впервые опубликована в 1985 году, премьера спектакля на Мюнхенском театральном фестивале в том же году, режиссёр Клаус Вайсе). С 23 по 26 мая 1966 года сдаёт экзамены в Академию кино и телевидения в Западном Берлине, но не проходит по конкурсу. 31 мая 1966 года заканчивает курс актёрского мастерства. Летом снимает на 8 мм киноплёнку короткометражный фильм «Вечером» (копия не сохранилась). Работает звукооператором на фильме «Группа надежды» Бруно Йори и ассистентом режиссёра на фильме «Место для Г.» Макса Виллуцкого. В ноябре того же года снимает короткометражный фильм «Городской бродяга».
В 1967 году после второй безуспешной попытки поступить в Академию кино и телевидения примыкает к труппе мюнхенского «Театра действия» (Action Theater), который власти закрывают в мае 1968 года. Фасбиндер, Пеер Рабен, Курт Рааб и Ирм Херманн организуют «Антитеатр» (Antiteater). Вскоре Фасбиндер становится его лидером. В 1968 году труппа снимается в фильме Жана-Мари Штрауба «Жених, комедиантка и сутенер» (Der Bräutigam, die Komödiantin und der Zuhälter).
Первые полнометражные фильмы Фасбиндера — «Любовь холоднее смерти» (Liebe ist kälter als der Tod, 1969), «Катцельмахер» (Katzelmacher, 1969) и другие — поставлены вместе с труппой «Антитеатра». В них заметно влияние Штрауба, Годара и Брехта. В этот период Фасбиндер снимает по 3-4 фильма в год, также работая ещё в театре и на телевидении. Это придает его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполняет их необычной жизненностью и трагическим «драйвом».
В начале 1970-х гг. в поисках возможности расширить свою аудиторию Фасбиндер обращается к жанру мелодрамы, причем образцом ему служат работы «голливудского немца» Дугласа Сёрка. Новый подход — соединение мелодрамы с политикой — приносит плоды. Вышедший на экраны в 1971 году «Торговец четырёх времен года» (Der Händler der vier Jahreszeiten) становится первым коммерчески успешным фильмом режиссёра. Спустя два года приходит и международное признание. Фильм «Страх съедает душу» (Angst essen Seele auf, 1974) демонстрируется в конкурсе Каннского кинофестиваля и получает Приз международного католического киножюри. В 1974 году во Французской синематеке проводится первая ретроспектива его фильмов.
В 1978 году вместе с другими режиссёрами Фасбиндер снимает фильм «Германия осенью», посвященный событиям осени 1977 года. Казнены члены RAF: Энслин, Баадер, Распе, их смерть власти пытаются замаскировать под самоубийство. Захвачен в заложники и казнен рафовцами Ганс-Мартин Шлейер, участвовавший во время Второй мировой войны в разграблении Чехословакии и уничтожении заключенных и военнопленных[1]. Симпатизирующие RAF подвергаются травле, ужесточается полицейский контроль в ФРГ, а демонстранты приветствуют полицейских криками «Зиг Хайль». Участие Фасбиндера в съемках этого фильма показывает в очередной раз, что режиссёр готов активно отстаивать свои левые взгляды.
Одним из первых крупнобюджетных проектов Фасбиндера становится снятый на английском языке фильм «Отчаяние» (Despair, 1978) по роману Владимира Набокова с Дирком Богардом в главной роли. Сценарий к фильму написал известный британский драматург Том Стоппард.
Наибольшее признание при жизни режиссёра получила картина «Замужество Марии Браун» (Die Ehe der Maria Braun, 1979), в которой нашёл отражение послевоенный опыт Германии. Заглавную роль в фильме исполняет муза Фасбиндера Ханна Шигулла.
Надгробие на кладбище Богенхаузен в Мюнхене
1980-е гг. Фасбиндер встречает выпуском телевизионного сериала «Берлин-Александерплац» (Berlin Alexanderplatz) — масштабной экранизации одноименного романа Альфреда Дёблина. Затем следует ряд удачных работ, включая фильм «Тоска Вероники Фосс» (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1981) Последним фильмом Фасбиндера стал «Кэрель» (Querelle, 1982) — экранизация скандального романа Жана Жене о гомосексуальных похождениях матроса во французском портовом городе Брест. Кстати, сам Фасбиндер никогда не скрывал своей гомосексуальности (хотя и был какое-то время достаточно формально женат на Ингрид Кавен, одной из своих актрис).
Фасбиндер был абсолютным нонконформистом. За сочувствие к членам RAF был объявлен «симпатизантом», а «симпатизанты», от рядовых граждан до деятелей культуры с мировым именем (Генрих Бёлль, Гюнтер Грасс и др.) подвергались травле, запугиванию, лишению работы[1]. Фасбиндер вёл беспорядочный, сумасшедший образ жизни, подпитываемый наркотиками, и в то же время творил и жил на грани человеческих возможностей. Он умер от передозировки кокаина в возрасте 37 лет, повторив тем самым судьбу своего героя из фильма «Кулачное право свободы» (Faustrecht der Freiheit, 1975). За свою короткую жизнь он успел снять 43 фильма (включая две короткометражные картины и телесериал «Берлин-Александерплац» общей продолжительностью 15½ часов).
Фильмография
1966 — Вечером / This Night (к/м)
1966 — Городской бродяга / Der Stadtstreicher (к/м)
1967 — Маленький хаос / Das kleine Chaos (к/м)
1969 — Любовь холоднее смерти / Liebe ist kälter als der Tod
1969 — Катцельмахер / Katzelmacher
1969 — Боги чумы / Götter der Pest
1970 — Почему рехнулся господин Р.? / Warum läuft Herr R. Amok?
1970 — Рио дас Мортес / Rio das Mortes (ТВ)
1970 — Уайти / Whity
1970 — Поездка в Никласхаузен / Die Niklashauser Fahrt
1970 — Американский солдат / Der amerikanische Soldat
1970 — Осторожно, святая шлюха! / Warnung vor einer heiligen Nutte
1970 — Кофейня / Das Kaffeehaus
1971 — Сапёры в Ингольштадте / Pioniere in Ingolstadt (ТВ)
1971 — Торговец четырёх времен года / Der Händler der vier Jahreszeiten
1972 — Горькие слёзы Петры Фон Кант / Die bitteren Tränen der Petra von Kant
1972 — Звериная тропа / Wildwechsel
1972 — Восемь часов — не день / Acht Stunden sind kein Tag
1972 — Бременская свобода / Bremer Freiheit (ТВ)
1973 — Мир на проводе / Welt am Draht (ТВ)
1973 — Нора Хельмер / Nora Helmer (ТВ)
1973 — Страх съедает душу / Angst essen Seele auf
1973 — Марта / Martha
1974 — Эффи Брист Фонтане, или Многие из тех, кто имеет представление о своих возможностях и потребностях и все же принимает в своей голове правящую систему и своими поступками только укрепляет её и целиком утверждает / Fontane Effi Briest oder: Viele, die eine Ahnung haben von ihren Möglichkeiten und Bedürfnissen und dennoch das herrschende System in ihrem Kopf akzeptieren durch ihre Taten und es somit festigen und durchaus bestätigen
1974 — Как птица на проволоке / Wie ein Vogel auf dem Draht (ТВ)
1974 — Кулачное право свободы / Faustrecht der Freiheit
1975 — Путешествие матушки Кюстер на небо / Mutter Küsters Fahrt zum Himmel
1975 — Страх перед страхом / Angst vor der Angst
1975 — Я только хочу, чтобы вы меня любили / Ich will doch nur, daß ihr mich liebt (ТВ)
1976 — Сатанинское зелье / Satansbraten
1976 — Китайская рулетка / Chinesisches Roulette
1977 — Больвизер / Bolwieser
1977 — Женщины в Нью-Йорке / Frauen in New York (ТВ)
1978 — Путешествие в свет — Отчаяние / Eine Reise ins Licht — Despair
1978 — Германия осенью / Deutschland im Herbst
1978 — Замужество Марии Браун / Die Ehe der Maria Braun
1978 — В год тринадцати лун / In einem Jahr mit 13 Monden
1979 — Третье поколение / Die dritte Generation
1980 — Берлин-Александерплац / Berlin Alexanderplatz (ТВ)
1980 — Лили Марлен / Lili Marleen
1981 — Лола / Lola
1981 — Театр в трансе / Theater in Trance
1982 — Тоска Вероники Фосс / Die Sehnsucht der Veronika Voss
1982 — Керель / Querelle
Театральные постановки
1967 «Леонс и Лена» Георга Бюхнера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
1967 «Преступники» Фердинанда Брукнера, реж. Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
1968 «К примеру, Ингольштадт» (по пьесе Марилуизы Фляйсер «Саперы в Ингольштадте», автор инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия в театре им. Бюхнера, Мюнхен
1968 «Катцельмахер» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
1968 «Аксель Кесарь Хаарман», коллективная работа группы Театра действия, Мюнхен
1968 «Макинпот» Петера Вайса, реж. Д. Шмид, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
1968 «Оргия Убю» Альфреда Жарри (автор инсценировки пьесы «Король Убю» Р. В. Фасбиндер), реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
1968 «Ифигения в Тавриде» Гёте, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
1968 «Аякс» Софокла, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
1968 «Американский солдат» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
1969 «Опера нищих» Джона Гея, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
1971 «Ифигения в Тавриде Иоганна Вольфганга Гете», Западногерманское радио, 15.05.1971
1972 «Никто не зол, никто не добр», Баварское радио, 05.05.1972
Тексты
Liebe ist kälter als der Tod. Filmtext. Film (Velber). August 1969, Nr. 8
Das Kaffeehaus. Stück nach Goldoni. Theater heute. Oktober 1969, Nr. 10
Antiteater 1. Katzelmacher. Preparadise sorry now. Die Bettleroper, Frankfurt am Main, Suhrkamp 1970
Antiteater 2. Das Kaffeehaus. Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1970
Stücke 3. Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Das brennende Dorf. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1976
Schatten der Engel. Frankfurt am Main, Zweitausendeins, 1976
Angst essen Seele auf. Kopenhagen, Gad, 1978
Der Film «Berlin Alexanderplatz», Arbeitsjournal, zusammen mit Harry Baer, Frankfurt am Main, 1980
Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1981
Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
Katzelmacher. Preparadise sorry now. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
Querelle. Ein Filmbuch. München, Schirmer/Mosel, 1982
Lili Marleen. Kopenhagen, Gad, 1983
Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
Filme befreien den Kopf. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1984
Tropfen auf heiße Steine. Anarchie in Bayern. Der amerikanische Soldat. Der Werwolf (von RWF und Harry Baer). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1985
Die Anarchie der Phantasie. Gespräche und Interviews. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1986
Die Ehe der Maria Braun. Kopenhagen, Gjellerup & Gad, 1987
Die Kinofilme 1 (Der Stadtstreicher, Das kleine Chaos, Liebe ist kälter als der Tod, Katzelmacher, Götter der Pest). München, Schirmer/Mosel, 1987
Fassbinders Filme 2 (Warum läuft Herr R. Amok, Rio das Mortes, Whity, Die Niklashauser Fahrt, Der Amerikanischer Soldat, Warnung vor einer heiligen Nutte). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
Fassbinders Filme 3 (Händler der vier Jahreszeiten, Angst essen Seele auf, Fontane Effi Briest). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
Fassbinders Filme 4/5 (Acht Stunden sind kein Tag). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
Sämtliche Stücke. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Ehe der Maria Braun. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Lola. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Sehnsucht der Veronika Voss. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1998
Fassbinder über Fassbinder. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 2004
Rainer Werner Fassbinder. Im Land des Apfelbaums. Gedichte und Prosa aus den Kölner Jahren 1962/63. München, SchirmerGraf Verlag, 2005
Библиография
Wolfgang Limmer. Fassbinder. München, Goete-Institut/Filmverlag der Autoren, 1973
Peter W. Jansen, Wolfram Schütte (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. München, Hanser Verlag, 1975 (Hanser-Reihe Film 2), 5. ergänzte Auflage 1985
Tony Ryans. Fassbinder. London, British Film Institute, 1976, 1980
Hans Günther Pflaum/Rainer Werner Fassbinder. Das bißchen Realität, das ich brauche. Wie Filme entstehen. München, Wien, Hanser Verlag, 1976
Gerhard Zwerenz. Der langsame Tod des Rainer Werner Fassbinder. München, Schneekluth Verlag, 1982
Harry Baer. «Schlafen kann ich, wenn ich tot bin». Das atemlose Leben des Rainer Werner Fassbinder. Köln, Kiepenheuer & Witsch, 1982
Bernd Eckhardt. Rainer Werner Fassbinder. Seine Filme, sein Leben. München, Heyne, 1982
Rainer Werner Fassbinder. Informationen. Wiesbaden, Deutsches Institut für Filmkunde, 1982
Wolfgang Limmer. Rainer Werner Fassbinder, Filmemacher. Spiegel-Buch 8, Rowohlt Taschenbuch Verlag, Hamburg, 1981
Hanna Schygulla. Bilder aus Filmen von Rainer Werner Fassbinder. Mit einem autobiographischen Text von Hanna Schygulla und einem Beitrag von Rainer Werner Fassbinder. München, Schirmer/Mosel, 1981
Kurt Raab, Karsten Peters. Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder. München, Bertelsmann, 1982
Dieter Schidor (Hg.). Rainer Werner Fassbinder dreht «Querelle — ein Pakt mit dem Teufel». München, Heyne, 1982
Heiner Lichtenstein (Hg.). Die Fassbinder-Kontroverse oder das Ende der Schonzeit. Königstein/Ts., Athenäum, 1986
Heinz Ludwig Arnold (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. Text + Kritik, Nr. 103, Juli 1989
Herbert Spaich. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk. Weinheim, Beltz/Quadriga, 1992
Hans Günther Pflaum. Rainer Werner Fassbinder. Bilder und Dokumente. München, Edition Spangenberg, 1992
Rainer Werner Fassbinder. Werkschau 28.5.-19.7.1992. Katalog. Herausgegeben von der Rainer Werner Fassbinder Foundation. Berlin, Argon, 1992
Peter Berling. Die 13 Jahre des Rainer Werner Fassbinder: Seine Filme, seine Freunde, seine Feinde, Bergisch Gladbach, Bastei Lübbe, 1992
Christian Braad Thomsen. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk eines maßlosen Genies. Hamburg, Rogner und Bernhard bei Zweitausendeins, 1993
Juliane Lorenz (Hg.). Das ganz normale Chaos: Gespräche über Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Henschel, 1995
Anne Marie Freybourg. Bilder lesen: Visionen von Liebe und Politik bei Godard und Fassbinder. Wien, Passagen-Verlag, 1996
Thomas Elsaesser. Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Bertz Verlag, 2001
«RWF это Фасбиндер» (пер. М. Коренева, СПб, 2002) ISBN 5-89740-080-6
Примечания
↑ 12Тарасов А. Н. Вьетнам близко, или партизанская война на берегах Рейна [1][2]