Дэ́вид Э́ндрю Ле́о Фи́нчер (англ. David Andrew Leo Fincher, род. 28 августа 1962(19620828)) — американский кинорежиссёр и клипмейкер, один из самых ярких «новобранцев» Голливуда 1990-х,[1] создатель культового фильма «Бойцовский клуб» (1999). В 2011 году получил премию BAFTA за фильм «Социальная сеть» как лучший режиссёр.
Дэвид Финчер родился 28 августа 1962 года в городе Денвер, штат Колорадо, но вырос он в Калифорнии. После просмотра вестерна «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969) Финчер решил связать свою судьбу с кинематографом. В восемь лет он впервые взял в руки кинокамеру и стал снимать собственные фильмы.[1]
В 18 лет, чтобы приобрести опыт участия в профессиональных киносъёмках, Финчер трудоустраивается на студию Korty Films простым рабочим (в его обязанности входит перенос и установка камер). Вышедший на экраны в 1980 году второй фильм эпопеи Джорджа Лукаса «Звёздные войны» «Империя наносит ответный удар» (The Empire Strikes Back), производит сильное впечатление на Финчера.[1]
В 20 лет «вундеркинд»[1] Финчер поступает в компанию по производству спецэффектов ILM, принадлежащую Лукасу, где принимает участие в работе над картинами «Возвращение джедая» (1983), «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (1984) и «Бесконечная история» (1984).
В 1984 году Финчер получает выгодное предложение заняться производством рекламы на телевидении и покидает ILM. На новом поприще его ждёт успех. Первый же рекламный ролик Финчера, заказанный Американским онкологическим обществом, привлекает внимание к режиссёру. В этом мрачном видео он показывает младенца, курящего в утробе матери. Новые предложения не заставляют себя ждать, Финчер снимает рекламу для таких известных компаний как Revlon, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's.
В 1986 году Финчер переходит на работу в студию Propaganda Films, где начинает снимать высокобюджетные музыкальные клипы. Среди работ режиссёра — видео «Janie’s Got A Gun» Aerosmith, «Love Is Strong» The Rolling Stones, «Freedom» Джорджа Майкла. Но наибольшую известность получает сотрудничество Финчера с Мадонной, для которой он создаёт стильное видео на хиты «Bad Girl» и «Vogue».
В 1992 году Финчер снял свой первый полнометражный фильм, «Чужой 3», который стал объектом многочисленных насмешек.[1] Впоследствии ему удалось реабилитироваться и стать одним из самых востребованных режиссёров молодого поколения. Сказочная притча «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008) удостоилась 13 номинаций на «Оскар» (в том числе за лучшую режиссёрскую работу). Байопик «Социальная сеть» (2010) примечателен тем, что не получил в американской прессе ни одной негативной рецензии.[2]
Время от времени Финчер возвращается к своим истокам — коротким рекламным и музыкальным роликам. Так, уже в 2000-е годы он снял клип на композицию «Only» группы Nine Inch Nails, а также коммерческие ролики для Hewlett-Packard и Heineken.
Режиссёрский стиль
Для фильмов Финчера, особенно ранних, характерно весьма динамичное повествование со множеством потайных ходов, разнообразные визуальные «примочки» и мрачная кинематография в стилистике нео-нуара.[1] Проблематика его картин часто выводит на вопросы о хрупкости семейных отношений и фатальном самодовольстве потребительского общества.[3] В центре многих его фильмов — незаурядные персоналии, вытесненные на обочину социума и пытающиеся утвердиться в жизни обходными путями. Это почти всегда мужчины, которые испытывают потребность выпутаться из безликого, рутинного, механизированного существования в современном мире и выбирают для осуществления этой потребности ненормальные, даже извращённые формы.[3] На глубинном уровне режиссёр сочувствует этой потребности, отсюда часто задаваемый критиками вопрос о том, в какой степени Финчер критикует описываемые явления, а в какой — восхищается ими.[3] Его фильмы раскрывают тенденцию современников к самоизоляции от окружающего мира, который абсолютно равнодушен к человеку и грозит растворить его в себе. Вслед за Кубриком режиссёр рисует одиночество человека в том мире, который он создал для себя.[3] В традиции нуара основное место действия почти всех его фильмов о потерянных, дезориентированных современниках — американский город и его основная ячейка: большое здание, напоминающее лабиринт.[3] Подобно Кубрику, Финчер тщательно разрабатывает свои кинопроекты — в среднем на подготовку каждого уходит три года. Он охотно экспериментирует с изображением и использует новаторские технологии: например, «Зодиак» снят цифровой камерой Thomson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия. В то же время требования Финчера к операторам традиционны: по словам оператора «Бойцовского клуба», режиссёр предпочитает симметрию в кадре — чёткие линии, ровные границы кадра, никаких трапециедальных искажений.[4]
Фильмография
Художественные фильмы
1992 — Чужой 3 / Alien³
1995 — Семь / Se7en
1997 — Игра / The Game
1999 — Бойцовский клуб / Fight Club
2002 — Комната страха / Panic Room
2007 — Зодиак / Zodiac
2008 — Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button
2010 — Социальная сеть / The Social Network
2011 — Девушка с татуировкой дракона / Girl with the Dragon Tattoo
Музыкальные клипы
1985 — Shame, The Motels
1986 — All The Love, The Outfield
1986 — Everytime You Cry, The Outfield
1986 — One Simple Thing, The Stabilizers
1987 — She Comes On, Wire Train
1987 — Endless Nights, Eddie Money
1987 — Downtown Train, Patti Smith
1987 — Johnny B, The Hooters
1987 — Storybook Story, Mark Knopfler
1987 — No Surrender, The Outfield
1987 — Don’t Tell Me The Time, Martha Davis
1988 — Heart of Gold, Johnny Hates Jazz
1988 — Englishman in New York, Sting
1988 — Shattered Dreams (second version), Johnny Hates Jazz
1988 — Get Rhythm, Ry Cooper
1988 — Roll With It, Steve Winwood
1988 — The Way That You Love Me (first version), Paula Abdul
1988 — Holding On, Steve Winwood
1989 — Bamboleo (second version), Gipsy Kings
1989 — Straight Up, Paula Abdul
1989 — Real Love, Jody Watley
1989 — Bamboleo (third version), Gipsy Kings
1989 — She’s A Mystery To Me, Roy Orbison
1989 — Forever Your Girl, Paula Abdul
1989 — Oh Father, Madonna
1989 — The End Of The Innocence, Don Henley
1989 — Cold Hearted, Paula Abdul
1989 — Janie’s Got A Gun, Aerosmith
1990 — Vogue, Madonna
1990 — Cradle of Love, Billy Idol
1990 — L.A. Woman, Billy Idol
1990 — Freedom '90, George Michael
1993 — Bad Girl, Madonna
1993 — Who Is It? (second version), Michael Jackson
↑ 12345Orgeron, Devin. David Fincher. // Fifty Contemporary Film Directors (ed. by Yvonne Tasker). 2nd ed. Taylor & Francis, 2010. ISBN 9780415554336. Pages 170—173.