Ларс фон Три́ер (дат. Lars von Trier; урождённый Ларс Триер, дат. Lars Trier; 30 апреля 1956, Копенгаген, Дания) — датский кинорежиссёр и сценарист, соавтор киноманифеста «Догма 95». Неоднократный призёр международных киносмотров, в том числе лауреат главной награды Каннского кинофестиваля (2000).
Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих Ингер и Ульфа Триеров. Родители придерживались левых взглядов, отец был социал-демократом, мать — коммунисткой. Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», результатом последнего стало то, что, с одной стороны, Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, с другой — бросил среднюю школу, не сумев вписаться в её жёсткие рамки. Ульф Триер был наполовину евреем, и интерес к еврейским корням определял личную идентификацию юного Ларса, пару раз он даже посещал синагогу. Позднее, уже в зрелом возрасте, режиссёр узнал, что в нём нет ни капли еврейской крови. Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — немец Фриц Михаэль Хартман, который когда-то был её подчинённым. Попытки Триера наладить контакты с биологическим отцом не увенчались успехом.[1]
У Ларса рано возник интерес к кино, свой первый фильм — минутную мультипликационную ленту «Путешествие в Тыквенную страну» (Turen til Squashland, 1967) — он создал в 11 лет. Ингер Триер, чей брат Бёрге Хёст (Børge Høst, 1926—2010) был известным в стране документалистом, поддерживала увлечение сына. Она отдала ему свою восьмимиллиметровую камеру и приносила с работы старые плёнки, с помощью которых Триер учился монтажу. Однажды среди кинообрывков ему попался фрагмент фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (фр. La passion de Jeanne d'Arc, 1928), сильно его поразивший.[2] В 12 лет Триер снялся в фильме Томаса Виндинга «Тайное лето» (Hemmelig sommer, 1969), во время работы над которым его «больше всего интересовала техническая сторона». Когда через полгода он вернулся на студию, ему «разрешили поучаствовать в [производственном] процессе — ставить свет и так далее».[3] В 17 лет Триер хотел поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» (Filmgrupp-16) и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приёмном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу.[4]
Начиная с «Садовника», Триер стал добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссёра Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер» (Sv. Trier), окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер».[5] Говоря о своём псевдониме, Триер также указывает на Стриндберга, подписывавшего свои письма «Rex» («Король»), американских джазменов, использовавших в качестве имён дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма, которым «частица „фон“ совсем не повредила в Голливуде».[6]
Начало карьеры
Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году. В кино Ларс фон Триер дебютировал в 1976 году короткометражным фильмом Orchideengärtnereien. Его дипломной работой был короткометражный фильм «Картины освобождения» (Befrielsesbilleder), который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале в 1984. Первой работой в «большом» кино стал фильм «Элемент преступления» (1984), получивший призы на кинофестивалях в Каннах, Чикаго и Мангейме. В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актёра, сценариста и оператора. Ларс фон Триер стал известен публике по фильмам «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991). «Европу», в которой американец путешествует по полуразрушенной Германии 1945 года, отличали яркие визуальные и аудио- решения — мрачные чёрно-белые декорации железных дорог, мостов и тоннелей, наложения кадров, зеркальные отражения, широкоугольные деформации[7]. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1991 года. «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест[8]. Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи[9]. Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым[10].
В 1992 году Ларс фон Триер запустил один из самых необычных проектов в мировом кинематографе — фильм «Измерение». Этот то ли детектив, то ли триллер снимался по три-четыре минуты в год в разных городах Европы. Предполагалось, что он будет закончен в 2024 году[11]. Однако со временем режиссёр охладел к этому творению и окончательно его забросил. Планировалось, что незаконченный фильм будет выпущен на DVD ещё до премьеры «Меланхолии»[12].
Славу по обеим сторонам Атлантики принёс фон Триеру телесериал «Королевство» (1994), прозванный «европейским ответом на „Твин Пикс“» и настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия.
«Золотое сердце» и Догма 95
Крупным успехом для фон Триера стал фильм «Рассекая волны» (1996), в котором главная героиня, движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах. Религиозная тематика и этическое послание, заложенное фон Триером, принесло ему сравнения со знаменитым соотечественником и автором фильмов с ясным и всеобъемлющим христианским месседжем Карлом Теодором Дрейером[13][14]. Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон. Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в килте[15].
20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон», где проходила посвящённая столетию кинематографа конференция, фон Триер зачитал манифест «Догма 95». Идеей этого манифеста был разрыв с традицией мейнстримного кинематографа, который отличали растущие бюджеты, спецэффекты и опора на «звёзд»[16]. К манифесту, составленному фон Триером и его соотечественником Томасом Винтербергом, прилагался «Обет целомудрия» — список из десяти правил, по которым должны были сниматься фильмы «Догмы 95».
По правилам «Догмы» фон Триер снял фильм «Идиоты» (1998 год). Фильм рассказывает о группе молодых людей, симулирующих на публике умственную отсталость, чтобы преодолеть общественные табу через поиски «внутреннего идиота»[17]. «Идиоты» вызвали скандал откровенными сценами, включая сцену группового секса с несимулированным половым актом[18]. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1998 года, где «Идиоты» остались без наград, однако приз жюри на том же фестивале получил другой фильм «Догмы», «Торжество» Винтерберга.
В 2000 году фон Триер выпустил на экраны музыкальную драму «Танцующая в темноте», в котором главные роли исполнили Катрин Денёв и исландская певица Бьорк. Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса. «Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце» — это взятое из детской сказки название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких.
В 2000 году Ларс фон Триер предложил Йоргену Лету снять вместе пять ремейков фильма «Совершенный человек», причём каждый раз фон Триер ставил перед Летом «препятствия» — различные запреты и ограничения, заставляя Лета переосмысливать сюжет и характеры персонажей фильма, снятого в 1967 году. В итоге получился документальный фильм о процессе кинопроизводства, снятый в традициях манифеста Догма 95[11].
«США — страна возможностей»
После трилогий о Европе и о Золотом сердце Триер начал работу над очередной трилогией, которая носит название «США — страна возможностей». Первым фильмом в ней стал «Догвилль» (2003) с Николь Кидман в главной роли, а вторым — «Мандерлей» (2005), где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Даллас Ховард. Оба фильма предельно стилизованы. Актёры играют в пустом павильоне, в котором нет других декораций, кроме разметки мелом по полу. Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон» (в некоторых источниках — «Васингтон»), где должны были играть Кидман и Ховард одновременно. Ларс фон Триер полгода работал над сценарием, однако результат его не удовлетворял, он впал в депрессию и по совету продюсера выбросил сценарий и взялся за съёмки комедии «Самый главный босс» (2006)[19]. К американской тематике Триер вернулся в фильме «Дорогая Венди» (2005), сценарий к которому он написал.
Ещё одним порождением депрессии Ларса фон Триера стал фильм ужасов «Антихрист», премьера которого состоялась 18 мая 2009 года на Каннском кинофестивале.
Два года назад я впал в депрессию. Для меня это был новый опыт. Всё, что только существует на свете, казалось пустым, бессмысленным. Работа не шла. Спустя полгода, просто чтобы поупражняться, я написал сценарий. Это занятие было чем-то вроде курса лечения, но одновременно и поиском — я хотел проверить, удастся ли мне снять ещё хотя бы один фильм. Сценарий был завершён и воплощён на пленке без особого энтузиазма, вполсилы — мои физические и умственные способности использовались примерно наполовину. Работа над сценарием продвигалась вовсе не так, как я работаю обычно. Дополнительные сцены вставлялись просто так, без причины. Образы строились без малейшей оглядки на логику или законы драматургии. Часто они происходили из снов, которые мне тогда снились, или сновидений, виденных мной прежде, в другие периоды жизни
Фильм вызвал бурное обсуждение, вызванное в основном садистскими порнографическими сценами в нём. Экуменическое жюри Каннского кинофестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, даже дало «Антихристу» специальную антинаграду за женоненавистничество.
«Меланхолия»
С 22 июля по 8 сентября 2010 года проходили съёмки психологической драмы о конце света «Меланхолия». Его премьера состоялась в рамках основного конкурса на Каннском кинофествале 2011 года[21].
18 мая фон Триер на пресс-конференции, посвященной показу «Меланхолии», отвечая на вопрос о своих немецких корнях, заявил, что с «пониманием» и «сочувствием» относится к Гитлеру. Затем он назвал себя «нацистом». «Долгое время я думал, что я — еврей, и был этим горд и счастлив. А теперь я обнаружил, что я в действительности нацист, и это доставило мне удовольствие. И я хочу всем этим сказать следующее: я понимаю Гитлера и даже отчасти симпатизирую ему. Нет, это не значит, что я одобряю Вторую мировую войну или имею что-либо против евреев, хотя Израиль — это та еще головная боль», — заявил фон Триер, чьи слова приводит газета La Stampa (перевод Инопресса.ру). И добавил: «Мы, нацисты, совершаем великие дела…». Дирекция кинофестиваля потребовала у режиссёра объяснений, после чего он принёс свои извинения, утверждая, что он «не антисемит, не нацист, не расист». Организаторы фестиваля приняли это к сведению, но заявили, что «никогда не позволят делать из мероприятия сцену для подобных заявлений»[22]. На сайте Вести.ру приводится такой перевод слов Фон Триера:
«Я хотел бы быть евреем. Но так уж получилось, что в моём роду немцы по фамилии Хартман. Я понимаю Гитлера, но думаю, что кое-что он всё-таки сделал не так. Я понимаю его как человека — сидел он там в своем бункере. Я ему немного сочувствую. Но я не за войну и не против евреев. Я за них. Но не слишком, потому что государство Израиль, действительно, как кость в горле. Вообще-то я говорю об искусстве. О талантливом архитекторе-нацисте Альберте Шпеере, который мне очень нравится. Ладно, о’кей, я — нацист».
9 мая 2011 года дирекция объявила фон Триера персоной нон грата. На Каннском кинофестивале Кирстен Данст, исполнившая главную роль в «Меланхолии», получила приз за лучшую женскую роль. Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевой картинки, актёрской игры Данст и Шарлотты Генсбур и музыки Вагнера[24][25]. Основной темой фильма стала смена ролей в преддверии катаклизма, несущего неизбежную гибель: «нормальная» героиня Генсбур, привычный уклад которой рушится, оказывается слабой и беспомощной, а находящаяся в глубокой депрессии героиня Данст с её фатализмом оказывается самым разумным и достойно выглядящим человеком[25][26].
Позже, в интервью Газета.Ru Ларс фон Триер заявил: «Скажу вам определенно и честно: я не считаю себя нацистом. Напишите это, прошу вас.»[27]
Трилогии
«Европа» / The Europe Trilogy
1984 — Элемент преступления
1987 — Эпидемия
1991 — Европа
«Золотое сердце» / The Golden Heart Trilogy
1996 — Рассекая волны (Большой приз жюри и номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля)
1998 — Идиоты (номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля)
2000 — Танцующая в темноте («Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля)
«США — страна возможностей» / USA — Land of Opportunities
2003 — Догвилль (номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля)
2005 — Мандерлей
Васингтон (англ. Wasington)
Фильмография
Год
Русское название
Оригинальное название
Роль
1977
кор
Садовник, выращивающий орхидеи
Orchidégartneren
режиссёр, сценарист, актёр, оператор
1979
кор
Блаженная Менте
Menthe — la bienheureuse
режиссёр, сценарист, актёр, оператор
1980
кор
Ноктюрн
Nocturne
режиссёр, сценарист, актёр
1981
кор
Последняя деталь
Den sidste detalje
режиссёр
1982
кор
Картина освобождения
Befrielsesbilleder
режиссёр, сценарист
1984
ф
Элемент преступления
Forbrydelsens element
режиссёр, сценарист, актёр
1987
ф
Эпидемия
Epidemic
режиссёр, сценарист, актёр
1988
тф
Медея
Medea
режиссёр, сценарист
1991
ф
Европа
Europa
режиссёр, сценарист, актёр
1994—1994
с
Учительская
Lærerværelset
режиссёр, сценарист
1994—1994
с
Королевство
Riget
режиссёр, сценарист, актёр
1996
ф
Рассекая волны
Breaking the Waves
режиссёр, сценарист
1997—1997
с
Королевство II
Riget II
режиссёр, сценарист, актёр
1998
ф
Идиоты
Idioterne
режиссёр, сценарист, актёр, оператор
2000
ф
День «Д»
D-Dag — Lise
режиссёр
2000
ф
Танцующая в темноте
Dancer in the Dark
режиссёр, сценарист
2003
ф
Догвилль
Dogville
режиссёр, сценарист
2003
ф
Пять препятствий
De Fem benspænd
режиссёр, актёр
2004
ф
Дорогая Венди
Dear Wendy
сценарист
2004
с
Королевский госпиталь
Kingdom Hospital
сценарист
2005
ф
Мандерлей
Manderlay
режиссёр, сценарист
2006
ф
Самый главный босс
Direktøren for det Hele
режиссёр, сценарист, актёр
2007
ф
У каждого своё кино
Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s'éteint et que le film commence
↑Michel Ciment, Philippe Rouyer A conversation with Lars von Trier // Positif. — Декабрь 1988. — В. 334.. Цитируется по: Lars Von Trier: Interviews. P. 59.
Антон Долин. Ларс фон Триер: Контрольные работы. Анализ, интервью. — М.: «Новое литературное обозрение», 2004. — 454 с. — (Кинотексты). — ISBN 5-86793-312-1
Стиг Бьоркман. Ларс фон Триер: Интервью = Trier om von Trier / Пер. с швед. Ю. Колесовой. — СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008. — 352 с. — (Арт-хаус). — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-674-2
Андрей Плахов. Ларс фон Триер // Режиссёры настоящего. Том 2. Радикалы и минималисты. — СПб.: «Амфора», «Сеанс», 2008. — С. 210—241. — 320 с. — (Дом кино). — 4000 экз. — ISBN 978-5-367-00806-7
Плахов, А. С. Ларс фон Триер. Кинематограф как религия без морали // Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. — Винница: АКВИЛОН, 1999. — С. 287—302. — 464 с. — ISBN 966-95520-9-5