Хесу́с «Джесс» Фра́нко (исп. Jesús «Jess» Franco) — испанский режиссёр, актёр, оператор, продюсер, композитор и сценарист. Работы Франко как режиссёра часто приобретали скандальную известность, а количество создаваемых им фильмов иногда доходило до 10 в год[1]. Всего было отснято 180 фильмов. При этом он работал в разных жанрах, но единственным, что сопутствовало его творчеству, был секс, как одно из средств достижения шокового эффекта, посредством которого он нивелировал существующие в обществе запреты[1]. Многие фильмы Франко можно отнести к такой категории эксплуатационного кинематографа как Women in Prison и Sexploitation. Ввиду своей эпатажности, аморальности, кровавовости и иных качеств, вызывавших у большинства людей шок и отвращение, работы Хесуса Франко часто подвергались жёсткой цензуре. Из-за этого Франко использовал множество псевдонимов, а сами фильмы иногда снимались сразу в нескольких версиях. Так известно три версии фильма «Женщина-вампир»: хоррор-версия, софт-порно и хард-порно версия.
Франко часто буквально сам создавал свои фильмы, одновременно исполняя функции режиссёра, сценариста, оператора, композитора и т. д. Кроме того Франко выступал также в качестве актёра. Франко имеет собственную студию One Shoot Production, занимающуюся производством фильмов ужасов и порнографии.
Хесус Франко родился 12 мая 1930 года в столице Испании Мадриде. Первые свои фильмы он начал снимать в конце 50-х годов 20-го века. Однако одной из первых картин, принёсшей режиссёру славу, является фильм ужасов «Ужасный доктор Орлофф» 1962 года. Сюжет фильма достаточно близко соприкасается с сюжетом картины «Глаза без лица» режиссёра Жоржа Франжю и рассказывает историю доктора-маньяка, который похищал красивых девушек и пересаживал кожу их лица своей дочери, которая была ранее изуродована, для возвращения ей красоты. Тема обезумевших маньяков в творчестве Франко также представлена в фильмах «Барон фон Клаус - садист» 1962 года, «Секрет доктора Орлоффа» 1964 года и «Дьявольский доктор Z» 1966 года.
В 1970 году вышел «Граф Дракула», в основе которого лежал известное произведение Брэма Стокера. В фильме приняли участие достаточно известные актёры — Кристофер Ли и Клаус Кински. В 1972 году выходит картина «Эротические опыты Франкенштейна», где помимо знаковой фигуры Франкенштейна присутствует граф Калиостро. Известны и его фильмы о каннибалах — «Охотник на людей» 1980 года, «Белая богиня каннибалов» 1981 года. Его фильм «Могила живых мертвецов» 1983 года считается некоторыми одним из самых дурацких зомби-фильмов[1].
Сотрудничество
Франко побывал во многих странах, одной из немаловажных причин чего является особая политическая ситуация на родине в Испании, а также постоянные проблемы с цензурой. Однако среди тех людей, с которыми он постоянно сотрудничал, имеются Говард Вернон, Джек Тейлор, Мария Ромм, Соледад Миранда и Лина Ромей. Среди постоянных вдохновителей Франко была Соледад Миранда, после смерти которой таковой стала Лина Ромей (также являвшаяся его женой).
Также Франко тесно сотрудничал с продюсером Эрвином С. Дитрихом, который и сам снимал эксплуатационное кино под псевдонимом Майкл Томас. Впоследствии Дитрих занялся выпуском работ Франко на DVD под названием «Официальная коллекция Джесса Франко». В 1996 году Франко начал сотрудничать с испанской панк-рок группой «The Killer Barbies», которая приняла участие в двух его фильмах — «Убийцы Барби» 1996 года и «Убийцы Барби против Дракулы» 2002 года.
Художественные особенности творчества
Тематика вампиров
Хесус Франко широко использовал в своих работах тематику вампиров, добавляя при этом изрядную долю эротику и, порой, порнографии. В центре подобных его фильмов часто стояла одинокая и сексуальная женщина-вампир, непременно обнажающая своё тело и жаждущая крови.[1] Среди показательных фильмов этой тематики выделяют «Женщину-вампира» 1973 года, «Суккуб» 1968 года и «Вампирши-лесбиянки» 1971[1].
Экранизации
Среди работ Франко существует несколько вольных экранизаций литературных работ Маркиза де Сада и Леопольда Захера-Мазоха. В первом случае вольными экранизациями являются фильмы «Южени» 1969 года и «Жюстина» 1970 года по произведению «Философия в будуаре». В «Жюстине» сыграли Джек Пэлэнс, Мерседес Маккэмбридж, Клаус Кински. В 1969 году также выходит фильм «Венера в мехах», основанный на одноимённом произведении Захера-Мазоха.
Women in Prison
Первым фильмом Франко данной направленности эксплуатационного кино явилась картина 1969 года «99 женщин». За свою карьеру Франко снял большое количество подобных фильмов, но среди особенно выделяют «Ильза - свирепая тюремщица» 1977 года с актрисой Дайаной Торн и «Садомания» 1981 года, где снялась порноактриса Айита Вилсон[1]. Однако действия его фильмов не происходят в концлагерях фашистской Германии, но в больницах и публичных домах стран Африки.[1].
Фильмография
Год
Русское название
Оригинальное название фильма
Кто
2002
Убийцы Барби против Дракулы
Killer Barbys vs. Dracula
Режиссёр, сценарист, композитор
1999
Вампирский блюз
Vampire Blues
Режиссёр, сценарист, композитор, актёр
1998
Нежная плоть
Tender Flesh
Режиссёр, сценарист, композитор
1998
Мэри-Куки и тарантул-убийца
Режиссёр
1996
Убийцы Барби
Killer Barbys
Режиссёр, сценарист
1989
Поверженные
La chute des aigles
Режиссёр
1985
Особняк живых мертвецов
La Mansión de los muertos vivientes
Режиссёр, сценарист, оператор, композитор
1984
Лилиан — извращённая девственница
Lilian (la virgen pervertida)
Режиссёр, сценарист
1983
Сокровища белой богини
El Tesoro de la diosa blanca
Режиссёр, продюсер, сценарист, оператор, композитор