Тоуб Хупер (англ. Tobe Hooper; род. 1943) — американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, специализирующийся в жанре фильмов ужасов.
БиографияТоуб Хупер родился 25 января 1943 года в городе Остин, Техас. До прихода в кинематограф работал преподавателем в колледже и оператором учебных фильмов. Кино увлекался с юных лет. С 9 лет Тоуб снимал все, что считал важным на отцовскую 8-миллиметровую камеру. Известна его первая звуковая работа под названием «Бездна» (Abyss), которую он создал в 16 лет. Позже, в 1968 году, для некоммерческой сети PBS он снимает киносюжет о фолк-группе «Peter, Paul and Mary». Одна из ранних документальных работ Хупера, снятая им в духе современной трактовки американской «Одиссеи», попала на кинофестиваль в Атланте. Свою страсть к киносъёмкам решил реализовать на съемках малобюдждетного фильма о маньяках, собрав молодую команду из коллег и студентов. Фильм «Техасская резня бензопилой» был снят за пару недель. 31-летний Хупер снимал фильм ужасов о семье пользователей бензопилы, а получил своеобразный жанровый шедевр, ставший ему пропуском в Голливуд в число признанных деятелей киноужаса. Помимо творческого успеха (дебютант-постановщик получил престижный приз критики МКФ фантастического кино в Авориазе), картина стала удачей и в коммерческом плане. Спустя три года, собрав часть прежней команды, Хупер снимает новый ироничный жанровый фильм о маньяке, владельце придорожного мотеля, скармливающих постояльцев крокодилу «Смертельная ловушка», 1976. Здесь же впервые пересеклись киносудьбы Фредди Крюгера Роберта Энглунда и Хупера. Если по первому фильму можно было судить о потенциале молодого кинематографиста, то второй фильм показал, что у Хупера есть свой неповторимый стиль, который не навязан ему извне. Он становится примером для подражания коллегам по цеху фильмов ужасов. ТворчествоХупер пытается вторгнутся в жанр фантастического триллера, дав согласия на съемки «Тьмы». Но исполнял обязанности режиссёра он три дня и был заменен Джоном Кардосом. В тот же год Хупер подписывает контракт с телекомпанией «CBS» на создание 4-часового телевизионного сериала по бестселлеру Стивена Кинга «Салемские вампиры». Сериал привлёк внимание зрителей и достаточно неплохо был встречен специалистами жанра horror, которые отмечали фильм Хупера в числе самых интересных произведений о вампирах, созданных за последние годы. Теперь на Хупера обратили внимание и крупные кинокомпании, и для Universal он снимает очередной фильм ужаса «Аттракцион страха» (1982). Фильм большого успеха не имел, но продемонстрировал, что Хупер может работать не только в малобюджетном трэшевом стиле, но и для ведущих студий. Самое яркое достижение первого этапа творчества режиссёра связано с сотрудничеством с продюсером Стивеном Спилбергом, с которым Хупер для компании MGM создает жанровый фильм ужасов «Полтергейст». Последующее творчество режиссёра в середине-конце 1980-х годов — почти неизбежные издержки мощного старта новичка. Хупер пытается самоповтором вернуться к прежним приемам («Техасская резня бензопилой 2», 1986), или создать эротическую версию романа Колина Уилсона «Космические вампиры», превратившего литературную основу в маловразумительный фильм «Жизненная сила», 1985. Все эти попытки слабо поддержаны критикой и зрителями. Не совсем удачны попытки Хупера войти в жанр научной фантастики — его фильм, ремейк популярной ленты 1953 года «Захватчики с Марса», (1986) творческим достижением в истории жанра и в кинобиографии Хупера не стал. Новый этап связан с активной работой для маленького экрана, где его ирония и мастерство по созданию жанровых фильмов, были превосходно реализованы. На 10 лет он полностью погружается в мир создания телесериалов. Например, работа с сериалом «Байки из склепа» (фрагмент с участием Вупи Голдберг — «Смертельное ожидание»), или телеремейк о Фредди Крюгере «Кошмары Фредди». Одна из характерных работ середины 1990-х годов — это фильм с участием Роберта Энглунда «Давилка» (1995). Режиссёр самиронизирует над своим первым фильмом о бензопиле, предлагая зрителям новый «девайс» по уничтожению людей: пресс для отжима белья в прачечной. Маньяки механизируются, но остаются по-прежнему заложниками своих больных голов и душ. В эти же годы выходят примечательные пилотные эпизоды Тоба Хупера к сериалам «Человек ниоткуда» (Nowhere Man) с Брюсом Гринвудом, «Тёмные небеса» (Dark Skies), формат которых позволяет говорить о новом подходе к фантастическому восприятию обыденных вещей. Проходным фильмом, снятым для видео стало возвращение Хупера к теме о рептилии-людоеде — «Крокодил», (2000). Лишь через девять лет после «Давилки» Хупер возвращается на съёмочную площадку полнометражного художественного игрового кино, став режиссёром фильма о серийном убийце, использующего разные инструменты, включая молоток и циркулярную пилу «Кошмар дома на холме» (2003). Затем последовал «Морг» (2005) о матери-одиночке, работающей в морге по соседству с кладбищем. В 2005 году принимал участие в большом телевизионном проекте «Мастера ужасов», объединивший известных асов хоррорa, которые представляют свои часовые эпизоды в жанре ужаса. Хупер снял эпизод «Танец мёртвых» со своим старым приятелем Робертом Энглундом в главной роли. Признание и награды
Фильмография
Ссылки
|