А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Червяков, Евгений Вениаминович»

Евгений Червяков
Фото
Дата рождения:

27 декабря 1899(1899-12-27)

Место рождения:

Село Абдулино,
Самарская губерния, Российская империя

Дата смерти:

17 февраля 1942(1942-02-17) (42 года)

Место смерти:

94 медсанбат 54-й армии, Ленинградская область, СССР

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

кинорежиссёр, актёр

Карьера:

1918—1941

IMDb:

ID 0156160

Евгений Вениаминович Червяков (27 декабря 1899 — 17 февраля 1942) — российский, советский кинорежиссёр, актёр, сценарист; офицер Советской армии, героически погибший при обороне Ленинграда.

Содержание

Биография

Евгений Червяков родился в в Самарской губернии в 1899 году. Учился в мужской гимназии. В 1917 году в составе Красной армии принял участие в нескольких боях. В 1918 году отучился на актёрском отделении драматургической школы Уфы и с 1919 по 1921 год служил в рабочем театре Ейска. В 1924 году переехал в Ленинград, где работал актёром и ассистентом режиссёра «Севзапкино». Одновременно продолжал учиться и в 1925 году закончил Государственный техникум кинематографии (ныне — ВГИК).

С конца 1920-х работает как первый режиссёр и ставит такие фильмы, как «Девушка с далёкой реки» (1927 год) и «Поэт и царь» (1927 год, совместно с Владимиром Гардиным). Последняя работа — не только первый фильм о Пушкине, но и первая советская кинопостановка на историко-биографическую тематику[1]:

В. Гардину и Е. Червякову предстояло впервые порвать с традициями буржуазного биографического фильма. Они насытили свой сценарий социальными мотивировками, подчеркнули глубокий конфликт, существующий между Пушкиным и царским режимом. Они оттенили гражданскую, тираноборческую линию в судьбе великого национального поэта. Этим они проложили дорогу не только другим пушкинским фильмам, но и аналогичным кинопроизведениям из жизни замечательных людей, которые и теперь у нас снимаются

Отсутствие опыта в воплощении этого жанра сказалось как на художественных качествах, так и на исторической достоверности фильма. Как серьёзный недостаток постановки критиками часто упоминается отсутствие портретного сходства Евгения Червякова с А. С. Пушкиным, роль которого тот исполнил в картине сам[1]. При этом большинство источников считают, что «фильм имел известное культурно-просветительное значение, привлекал зрителя своей темой и был одной из наиболее посещаемых картин тех лет»[2].

Александр Довженко очень высоко отзывался о творчестве Евгения Червякова: «Он первый создал у нас лирический жанр, и я много у него воспринял»[3]. Работу в кино совмещал с преподаванием в Институте сценических искусств. Среди его учеников Илья Фрез, Сергей Поначевный, Леонид Кмит и другие.

Начало Великой Отечественной войны застало Евгения Червякова в Ленинграде. Вместе со студией «Ленфильм» он подлежал эвакуации, но написал заявление с просьбой оставить его для участия в защите города. В 1941 году режиссёр выпустил сюжет «У старой няни» для Боевого киносборника № 2 (август 1941 года), а так же в качестве актёра снялся в главной роли сюжета «Случай на телеграфе» (Французский император посылает Гитлеру телеграмму: «Не советую зпт пробовал зпт не вышло тчк Наполеон»).

В начале осени 1941 года Евгений Червяков ушёл на фронт. Был помощником комвзвода, затем младшим командиром. 18 ноября 1941 года поступил на краткосрочные офицерские курсы. В декабре 1941 года назначен командиром стрелковой роты 163-го стрелкового полка 11 стрелковой дивизии 54-й армии в звании лейтенанта. 16 февраля 1942 года в бою получил пулевое ранение живота, попал в медсанбат, где скончался 17 (в ряде источников 19) февраля 1942 года[4]. В мае 1964 года его прах был перенесён в братскую могилу мемориала в посёлке Новая Малукса Ленинградской области, а имя увековечено на мемориальной плите.

Евгений Червяков был женат на актрисе Надежде Ермакович.

Оценки творчества

Кинокритик Пётр Багров в «Искусстве кино» констатирует культурологический парадокс и выражает определённое сожаление, что картины «Девушка с далёкой реки», «Золотой клюв» и «Мой сын» считаются утраченными (несколько частей последней из них найдены), в то время как последующие работы режиссёра сохранились[5]. Пропагандистская драма о воспитательном значении ГУЛАГа «Заключённые», пустая комедия на околоколхозную тему «Станица Дальняя», история падения вредителей-железнодорожников из фильма «Честь» вредят репутации Е. Червякова, являясь «образцами моделей киномифов 1930-х годов»[6]. С другой стороны, многочисленные критики первой половины XX века высказывали о режиссёрском дебюте — фильме «Девушка с далёкой реки» самые восторженные отзывы: одна из интереснейших картин не только российского, советского, но и мирового кинематографа, «она войдет в историю кинематографа как исходная точка жанра»[7]; «жанр, который формирует Е. Червяков, еще никак не называется. Поэтика кинематографа молода и бедна, своих слов не имеет. Она паразитирует за счет литературы. Мы условно называем вещи Червякова лирическим жанром в кинематографе»[8].

Багров П. А. уже в своей диссертации «Основные тенденции ленинградского киноавангарда 1920-х годов» приводит акростих, посвящённый режиссёру Ленинградской газетой «Кино», «обладающий сомнительными поэтическими достоинствами, но точно характеризующий положение режиссёра»[9]:

Чем режиссер сей не богат!
Едва сдав «Девушку» в прокат,
Родня он — есть тому причина —
Весьма талантливого «Сына».
Ясней не скажешь. Но потом —
Как то ни ново, как ни странно —
Он и поэзии экранной
Вдобавок сделался отцом!

Дополнительная информация

Одна из работ Евгения Червякова — «Мой сын» долгое время считалась утраченной. В 2008 году в Аргентине были найдены пять катушек 16 миллиметровой пленки с фильмом, без оригинальных титров, который был атрибутирован как El Hijo del otro («Сын другого»). Копии фильма хранились в архиве Музея кино в Буэнос-Айресе. Это событие киноведы расценивают как «крупнейшее архивное открытие в истории русского кино за последние полвека» и сравнивают с «выходом на экран второй серии „Ивана Грозного“»[5].

Фильмография

  • 1924 год — Банда батьки Кныша / актёр (эпизод)
  • 1925 год — Золотой запас / актёр / считается утраченным
  • 1925 год — Крест и маузер / актёр (эпизод)
  • 1927 год — Девушка с далекой реки / режиссёр / считается утраченным
  • 1927 год — Поэт и царь / режиссёр, сценарист, актёр (Александр Пушкин)
  • 1928 год — Золотой клюв / режиссёр, сценарист / считается утраченным
  • 1928 год — Мой сын / режиссёр, сценарист / сохранился неполностью
  • 1929 год — Новый Вавилон / актёр
  • 1930 год — Города и годы / режиссёр, сценарист, актёр / сохранился без двух центральных частей
  • 1930 год — Заговор мертвых / актёр (метродотель) / считается утраченным
  • 1931 год — Кровь земли / актёр (Фадза) / считается утраченным
  • 1932 год — Музыкальная олимпиада / режиссёр, сценарист / считается утраченным
  • 1932 год — Победители ночи / актёр / считается утраченным
  • 1932 год — Три солдата / актёр (Жан Пельтье) / считается утраченным
  • 1934 год — Женитьба Яна Кнукке / актёр (профессор Хольм) / считается утраченным
  • 1936 год — Заключённые / режиссёр
  • 1938 год — Честь / режиссёр
  • 1939 год — Станица Дальняя / режиссёр
  • 1941 год — Боевой киносборник №2 / режиссёр, актёр (Наполеон)

Примечания

  1. 1 2 Ефимов Н.Н. Биографические фильмы о Пушкине  (рус.). Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Проверено 5 мая 2012.
  2. Лебедев Н.А.
  3. Из истории Ленфильма: Статьи, воспоминания, документы.
  4. Евгений Червяков на сайте военно-исторического клуба Frontline
  5. 1 2 Багров П. А. Режиссёр экзистенциального кино. О Евгении Червякове  (рус.). Искусство кино (№7, июль 2010). Архивировано из первоисточника 29 января 2012. Проверено 22 октября 2011.
  6. Маматова Л.
  7. Недоброво В. Девушка с далекой реки // Кино (Ленинградская газета). — 1928. — № 20(124).
  8. Фельдман К. Девушка с далекой реки // Кино (Московская газета). — 1928. — № 22(246).
  9. Багров П. А. Основные тенденции ленинградского киноавангарда 1920-х годов. — М.: Научно-исследовательский институт киноискусства, 2011. — 183 с.

Литература

  • Лебедев Н.А. «Очерки истории кино СССР». — М.: Искусство, 1965.
  • Из истории Ленфильма: Статьи, воспоминания, документы. 1920-е годы, Том 1. — Л.: Искусство, 1968.
  • Маматова Л. Модель киномифов 30-х годов // Искусство кино : журнал. — 1990. — № 11. — ISSN 0130-6405.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную