А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Вайда, Анджей»

Анджей Вайда
Andrzej Wajda
Фото
Анджей Вайда, 2008
Дата рождения:

6 марта 1926(1926-03-06) (86 лет)

Место рождения:

Сувалки, Белостокское воеводство, Польша

Гражданство:

Flag of Poland.svg Польша

Профессия:

кинорежиссёр
сценарист, театральный режиссёр

Карьера:

1950 — наст. время

Награды:
Орден Белого орла
Орден Возрождения Польши 1-й степени
Орден Возрождения Польши 4-й степени
Офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
Орден Креста земли Марии 3 класса
Командор ордена За заслуги перед ФРГ
Командор ордена Почётного легиона
Офицер ордена Почётного легиона
Орден Князя Ярослава Мудрого V степени
Орден Дружбы
Командор ордена Трёх Звёзд
Кавалер ордена Трёх Звёзд

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (1981)

IMDb:

ID 0906667

А́нджей Ва́йда (польск. Andrzej Wajda; род. 6 марта 1926, Сувалки, Белостокское воеводство, Польша) — знаменитый польский режиссёр театра и кино.

Содержание

Биография

Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши. Его отец, Якуб Вайда, офицер конной артиллерии, в 1939 году попал в советский плен и был расстрелян в Катыни (по другим сведениям, в Харькове). Мать Анеля была школьной учительницей.

К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских: это спасало от угона на принудительные работы в Рейх. Принёс присягу командирам подпольной Армии крайовой, подчинявшейся правительству в изгнании, но в боевых партизанских действиях не участвовал.

После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы.

Творческий путь

Во время учёбы Вайда работал вторым режиссёром на фильме «Пятеро с улицы Барской», который ставил режиссёр Александр Форд. Окончив в 1954 году киношколу, дебютировал картиной «Поколение», которая положила начало «польской школе кино».

Военная тема

Широкое признание к Вайде пришло после фильма «Канал» (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Лучшая лента этого периода — «Пепел и алмаз» (по роману Ежи Анджеевского), рассказавшая о трагедии молодого АКовца, убивающего польского коммуниста. В дальнейшем темы войны режиссёр касался в лентах «Лётна», «Самсон», «Пейзаж после битвы», «Корчак», «Кольцо с орлом в короне», «Страстная неделя», «Катынь».

Комедии

Жанр сатирической комедии не слишком характерен для творчества Вайды. Режиссёр отдал ему должное в фильмах «Невинные чародеи» и «Охота на мух» (по сценарию Януша Гловацкого).

Экранизации

Немалое место в творчестве режиссёра занимают экранизации литературной классики, как польской, так и мировой. В их числе: «Свадьба» по С. Выспяньскому, «Теневая черта» по повести Джозефа Конрада, «Сибирская леди Макбет» по Н. С. Лескову, «Бесы» (по инсценировке романа «Бесы» Ф. М. Достоевского, осуществлённой А. Камю), «Пилат и другие» (по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), «Земля обетованная» (по роману Владислава Реймонта), «Пан Тадеуш» по поэме А. Мицкевича. Вайда снял три фильма по мотивам произведений Ярослава Ивашкевича: «Березняк», «Барышни из Вилько» и «Аир».

Стиль

Фильмы Анджея Вайды отличаются разнообразием стилистического решения. На его счету и постановочные исторические картины («Пепел»), и изощренные аллегории («Свадьба»), и камерные психологические драмы. В фильме «Настасья» (1994) по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Вайда использовал стилистику театра кабуки. Среди наиболее совершенных в эстетическом отношении фильмов Вайды — жёсткая социальная притча «Земля обетованная». «Антикапиталистический» пафос фильма сочетается с выразительностью киноязыка, временами напоминающего о творчестве Сергея Эйзенштейна.

Политический кинематограф

Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х — начале 1980-х, когда он снял такие фильмы, как «Человек из мрамора», «Без анестезии», «Человек из железа», «Дантон». Вайда стал одним из первых жёстких критиков сталинизма из числа кинематографистов социалистических стран. Фильм «Дантон», посвященный событиям Великой французской революции, был насыщен аллюзиями на современность и воспринимался зрителями как злободневная политическая притча.

Вайда и театр

Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание».

Общественная деятельность

Был председателем Союза польских кинематографистов (1977—1982), художественным руководителем кинообъединения «Х» (1972—1983). В 80-е активно занимался политической деятельностью. В 1997-м избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Кавалер орденов Почётного легиона двух степеней.

Сенатор польского Сейма (1989—1990), председатель Совета по культуре при президенте (1992—1994). С 2000 года руководит Варшавской киношколой собственного имени.

Вайда является последовательным антикоммунистом. Вайда не скрывает негативных взглядов на СССР, Россию и русских, в частности, заявив: «Галстук завязывать — это всё, чему удалось нам, полякам, научить москалей».[1]

Актёры Вайды

В фильмах Вайды снимаются крупнейшие актёры польского кино. Его фильм «Пепел и алмаз» принес мировую известность Збигневу Цибульскому. Фильм «Всё на продажу» стал символической передачей эстафеты от безвременно ушедшего Цибульского к сменившему его в амплуа национального актёра № 1 Даниэлю Ольбрыхскому, снимавшемуся затем в «Пейзаже после битвы» и многих других картинах режиссёра. «Человек из мрамора» дал путевку в актёрскую жизнь Ежи Радзивиловичу. «Пилат и другие», «Земля обетованная», «Дантон» и «Корчак» стали вершинами актёрской биографии Войцеха Пшоняка. В его фильмах играла Беата Тышкевич, некоторое время бывшая спутницей жизни режиссёра.

В фильмах Вайды также снялись Збигнев Замаховский, Збигнев Запасевич, Ольгерд Лукашевич, Анджей Северин, Ежи Штур, Кристина Янда.

Кроме польских актёров, Вайда снимает и иностранных звёзд, включая Бернара Блие, Сергея Гармаша, Александра Домогарова, Джона Гилгуда, Жерара Депардьё, Тома Уилкинсона, Ламбера Вильсона, Сергея Шакурова, Омара Шарифа, Ханну Шигуллу, Армина Мюллер-Шталя, Изабель Юппер.

Личная жизнь

Анджей Вайда и Кристина Захватович на Польском Вудстоке (2010 год)

С 1972 года женат на Кристине Захватович, театральном художнике и актрисе.

Музей

Когда Анджей Вайда получил в 1987 году кинематографическую Премию Киото, он решил пожертвовать всю сумму на создание в Кракове музея японского искусства. Проект создал бесплатно японский архитектор Арата Исодзаки. Музей японского искусства и техники Манггха был торжественно открыт 30 ноября 1994 года.

Награды

  • Орден Белого орла (18 марта 2011 года)[2]
  • Большой крест ордена Возрождения Польши (5 ноября 1999 года)[3]
  • Офицер ордена Возрождения Польши[4]
  • Орден Дружбы (Россия, 10 августа 2010 года) — за большой вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры[5]
  • Командор ордена Трёх звёзд (Латвия)[6]
  • Офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 14 марта 2000 года)[7]
  • Орден Кирилла и Мефодия 1 степени (НРБ, 1978 год)[4]
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция, 2001 год)[4][8]
  • Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 1982 год)[4]
  • Орден Восходящего Солнца (Япония, 1995 год)[4]
  • Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 15 апреля 2008 года)[9]
  • Командор ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ФРГ, 2001 год)[8]
  • Орден Креста земли Марии III класса (Эстония, 6 февраля 2008 года)[10]
  • Орден Дружбы (Россия, 7 декабря 2010 года)[11]

Творчество режиссёра отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почётного доктора.

Фильмография

  • 1954 — Поколение / Pokolenie
  • 1956 — Канал / Kanał
  • 1958 — Пепел и алмаз / Popiół i diament
  • 1959 — Лётна / Lotna
  • 1960 — Невинные чародеи / Niewinni czarodzieje
  • 1961 — Самсон / Samson
  • 1961 — Сибирская леди Макбет / Sibirska Ledi Magbet
  • 1962 — Любовь в двадцать лет / Miłość dwudziestolatków
  • 1965 — Пепел / Popioły
  • 1967 — Врата Рая / Gates to Paradise
  • 1968 — Всё на продажу / Wszystko na sprzedaż
  • 1969 — Охота на мух / Polowanie na muchy
  • 1970 — Пейзаж после битвы / Krajobraz po bitwie
  • 1970 — Березняк / Brzezina
  • 1971 — Пилат и другие / Pilatus und andere
  • 1972 — Свадьба / Wesele
  • 1974 — Земля обетованная / Ziemia obiecana
  • 1976 — Теневая черта / The Shadow Line
  • 1976 — Человек из мрамора / Człowiek z marmuru
  • 1978 — Без наркоза / Bez znieczulenia
  • 1979 — Барышни из Вилько / Panny z Wilka
  • 1979 — Дирижёр / Dyrygent
  • 1981 — Человек из железа / Człowiek z żelaza
  • 1982 — Дантон / Danton
  • 1983 — Любовь в Германии / Eine Liebe in Deutschland
  • 1986 — Хроника любовных случаев / Kronika wypadków miłosnych
  • 1988 — Бесы / Les Possédés
  • 1990 — Корчак / Korczak
  • 1992 — Кольцо с орлом в короне / Pierścionek z orłem w koronie
  • 1994 — Настасья / Nastasja
  • 1995 — Страстная неделя / Wielki tydzień
  • 1996 — Девушка Никто / Panna Nikt
  • 1999 — Пан Тадеуш / Pan Tadeusz
  • 2000 — Приговор Франтишку Клосу / Wyrok na Franciszka Kłosa
  • 2002 — Месть / Zemsta
  • 2007 — Катынь / Katyń
  • 2009 — Аир /Tatarak
  • 2010 — Сладкий тростник

См. также

  • Казни польских офицеров в Харькове

Примечания

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную