Джон Ричард Шлезингер CBE (John Richard Schlesinger; 16 февраля 1926(19260216), Лондон — 25 июля 2003, Лос-Анджелес) — один из кинорежиссёров, определивших облик британского кино в послевоенный период. С 1973 г. работал также в Королевском национальном театре (Лондон).
Шлезингер родился в Лондоне в семье врача-еврея. В 1943 г. призван в армию, где увлёкся экспериментальным театром и развлекал сослуживцев показом фокусов. После войны изучал английскую литературу в Оксфорде. В конце 1950-х гг. снимал документальные фильмы для Би-би-си. Его документальный фильм «Вокзал» (1961) о буднях вокзала Ватерлоо стал событием на фестивале в Венеции. Последние тридцать лет жизни Шлезингер, не скрывавший своей альтернативной сексуальной ориентации, прожил в калифорнийском городке Палм-Спрингс с фотографом Майклом Чайлдерсом.
Фильмография
Английский период
1960—1970-e. В начале 1960-х Шлезингер снял первые фильмы — «Такая вот любовь» (A Kind of Loving, 1962; «Золотой медведь» Берлинского фестиваля) и «Билли-лжец» (Billy Liar, 1963). С этих картин началось его многолетнее сотрудничество с актёрами Аланом Бейтсом и Джули Кристи. Изображение Шлезингером будней рабочего класса на севере Англии получило восторженную оценку Британской киноакадемии. Тематически примыкает к этим фильмам экранизация романа Томаса Харди «Вдали от безумствующей толпы» (Far from the Madding Crowd, 1967).
Запечатлев культуру «свингующего Лондона» в картине «Дорогая» (Darling, 1965), не скрывавший своей гомосексуальности режиссёр обратился к теме однополой любви (прежде остававшейся табу) в своих наиболее известных лентах «Полуночный ковбой» (1969) и «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971). Первый из этих остросоциальных фильмов принёс ему «Оскар» за лучшую режиссуру и орден Британской империи. Апатию, охватившую английское общество в начале 1970-х годов, Шлезингер тонко отразил в фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье» (Sunday, Bloody Sunday, 1971), который можно воспринимать как метафорическую картину горького пробуждения после бума 1960-х годов, когда англичане вдруг увидели, что живут в захудалой стране, где люди согласны «хоть на половину куска». Фильм повествует о переживаниях пожилого доктора-гомосексуалиста и интеллигентной молодой женщины, которые, как выясняется, делят одного любовника, в конце концов бросающего обоих и уезжающего в Америку.
Американский период
В США незадолго до этого отправился и сам режиссёр, снявший там свой наиболее известный фильм «Полуночный ковбой» (Midnight Cowboy, 1969). Тему компенсации жизненных разочарований в тепле межчеловеческих отношений впечатляюще воплотили Джон Войт и Дастин Хоффман в ролях двух неудачников-бродяг, отторгнутых большим городом. Во многом благодаря Хоффману успех сопутствовал политическому триллеру «Марафонец» (Marathon Man, 1976). Мастерски сделанная экранизация жестокой сатиры Н. Уэста на Голливуд 1930-х годов «День саранчи» (The Day Of The Locust, 1975) оказалась слишком академичной для кассового успеха.
В 1980—1990-е снимает кино в самых различных жанрах: теледраму для Би-би-си «Англичанин за границей» (Englishman abroad, 1984) о встрече в Москве бывшего шпиона Гая Бёрджеса из группы Кима Филби с Корэл Браун, актрисой театра «Олд Вик», мистический триллер «Верующие» (The Believers, 1987); мелодраму «Мадам Сузацка» (Madame Sousatzka, 1988) — историю обучения и воспитания подростка-индуса эксцентричной пианисткой (Ширли МакЛейн — премия «Золотой глобус», приз МКФ в Венеции за лучшую женскую роль); триллеры «Тихоокеанские высоты» (Pacific Heights, 1990), «Невинный» (Innocent, 1993); комедию «Лучший друг» (The Next Best Thing, 2000) с Мадонной и Рупертом Эвереттом в главных ролях.