Серге́й Миха́йлович Эйзенште́йн (1898—1948) — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935 год).
Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения (1939 год), автор фундаментальных работ по теории кинематографа.
С. М. Эйзенштейн родился 10 (22) января 1898 года в Риге в немецко-русской семье инженера с еврейскими корнями, архитектора, действительного статского советника (с 1917 года), Михаила Осиповича Эйзенштейна (1867—1921) и Юлии Ивановны (урождённой Конецкой), дочери состоятельного купца.
Эйзенштейн с детства изучал три иностранных языка. В 1909 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом. Окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1918 года Эйзенштейн вступил добровольцем в Красную армию.
Михаил Эйзенштейн с женой и сыном Сергеем (1900 год)
В 1920 году Эйзенштейна направили в Академию Генерального штаба, где он учился на восточном отделении (японский язык). Эйзенштейн поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1921-22 годах обучался в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда. Был режиссёром театра Пролеткульта («Мексиканец», «Слышишь, Москва», «Противогазы», «Мудрец»), преподавал различные дисциплины. Эйзенштейн тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского, в его журнале «ЛЕФ» в 1923 году опубликовал свой творческий манифест «Монтаж аттракционов».
Стачка
Основная статья: Стачка (фильм)
В 1924 году Эйзенштейн снимает полнометражный фильм «Стачка», который получает в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже золотую медаль.
Броненосец Потёмкин
Марка России (2000)
Основная статья: Броненосец Потёмкин (фильм)
Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает Эйзенштейну постановку эпопеи «1905 год». В связи со сжатыми сроками Эйзенштейн сокращает замысел до эпизода восстания моряков на броненосце «Князь Потёмкин Таврический». Картину показали 24 декабря 1925 года в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года. В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времён и народов, составленном 58 кинорежиссёрами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, «Броненосец „Потёмкин“» занял первое место.
Октябрь
Основная статья: Октябрь (фильм)
В 1927 году Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», в котором впервые в художественном кино показан образ Ленина (в исполнении рабочего Никандрова).
Командировка за рубеж
Сергей Эйзенштейн и японский актёр Садандзи Итикава в Москве, в 1928 году
В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съёмочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта. Это была официальная поездка, целью которой было дать возможность Эйзенштейну и его съемочной группе больше узнать о звуковом кино, а также лично представить капиталистическому западу известных советских артистов. Последующие 2 года Эйзенштейн много путешествовал и выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад «Интеллектуальный монтаж» в Брюссельском университете. В Швейцарии в 1929 году Эйзенштейн выступал в качестве консультанта образовательного документального фильма об абортах, режиссёром которого был Эдуард Тиссэ. Фильм вышел под названием «Frauennot - Frauenglück» («Горе и радость женщины»)
В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария.
С помощью писателя Эптона Синклера Эйзенштейн приступил к съёмкам фильма «Да здравствует Мексика!». Однако после того, как было отснято 75 тысяч метров, Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.
После возвращения в 1932 году Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных лекций начал собирать книгу «Режиссура».
Бежин луг
Основная статья: Бежин луг (фильм)
Весной 1935 года Эйзенштейн начал работать над сценарием «Бежин луг». Сценарий к фильму был написан драматургом, бывшим чекистом, Александром Георгиевичем Ржешевским. Сюжетом фильма была коллективизация сельского хозяйства, сочетавшая радужные и трагические краски и опиравшаяся на историю Павлика Морозова.
Первый вариант фильма, просмотренный в незаконченном виде, в отсутствие самого Эйзенштейна (который был болен) был подвергнут резкой критике. Эйзенштейн был вынужден переработать фильм, он переписал сценарий, заменил нескольких актёров и вместо сцены разгрома церкви («преображения в клуб»), вызвавшей наибольшую критику, он ввел динамическую сцену борьбы с пожаром. Тем не менее, в 1937 году по идеологическим соображениям приказом по Главному управлению кинематографии работа была прекращена. Съёмка была приостановлена после просмотра в черновом монтаже в Главном Управлении кинематографии, а отснятый материал был забракован. По словам Эйзенштейна, до завершения двухлетних съёмок ему тогда не хватало 11 дней. В качестве репрессивной меры режиссёр был отлучён от преподавательской деятельности (восстановлен после съёмок фильма «Александр Невский»), а сам фильм смыт[1]. Позднее единственный экземпляр фильма сгорел при бомбежке Мосфильма во время Второй мировой войны[источник не указан 987 дней]. От фильма остались обрезки пленки, черновики, фотографии и планы, из которых позже был составлен фотофильм.
Александр Невский
В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий историко-патриотического фильма «Александр Невский». За него получил учёную степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации). На съемках фильма началось творческое содружество С. Эйзенштейна с композитором С. Прокофьевым.
Иван Грозный
Плакат фильма «Иван Грозный»
Эйзенштейн в Париже, 1930
Могила Сергея Михайловича
В 1941—1945 годы режиссёр снимал фильм «Иван Грозный». Съёмки начались в Москве, затем, после эвакуации студии «Мосфильм» в 1942 году, были продолжены в Алма-Ате. Главную роль сыграл Николай Черкасов. Первая серия картины вышла на экраны в начале 1945 года. За первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, вторая серия была отправлена Сталиным на доработку (сохранилась стенограмма беседы Сталина и Молотова с Эйзенштейном и Черкассовым, где Эйзенштейна критикуют за отсутствие показа опричнины как нового слоя феодалов, на который опирался Иван Грозный), осуществить которую (Эйзенштейн признал критику справедливой) помешала только лишь смерть режиссёра. В оставшемся черновом варианте эта серия вышла на экраны только в 1958 году; съемки третьей серии, которая должна была по мысли режиссёра символизировать триумф русских над Западом, были прекращены также по причине смерти Эйзенштейна (но сохранились её фрагменты, а также осталось много подготовительного материала).
Годы Великой Отечественной войны
3 июля 1941 года выступил по радио для США об Отечественной войне советского народа в программе «To Brother Jews of All the World» (К братьям евреям всего мира), в которой призывал англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.[2]
25 августа 1941 года в газете «Правда» написал текст группового обращения «Братья евреи всего мира!»[3][4].
7 августа включён в состав редколлегии по выпуску «Боевых киносборников».
Участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета.
Принял участие в съёмках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке «To the Jews of the World» (К евреям мира).
5 сентября 1944 года включён в состав Художественного совета при Комитете по делам кинематографии.
Смерть
Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьёй «Цветовое кино». Предпоследний инфаркт случился с ним во время танца на вечере с актрисой В. П. Марецкой. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).
Жена С. М. Эйзенштейна — журналистка Пера Моисеевна Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева, 1900—1965).
1927 — Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)
1929 — Старое и новое («Генеральная линия»)
1935—1937 — Бежин луг
1938 — Александр Невский
1944 — Иван Грозный (1-я серия)
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Александр Невский» (1938)
Сталинская премия первой степени (1946) — за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)
заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
орден Ленина (1939) — за фильм «Александр Невский» (1938)
орден «Знак Почёта»
Цитаты о Сергее Эйзенштейне и его творчестве
«Фильм Эйзенштейна „Иван Грозный“, который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты».[5]— Чарльз Чаплин о фильме «Иван Грозный».
«Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него[6]». — Владимир Маяковский о фильме «Октябрь».
«Фильм одновременно становится и рассказом об истории, и её составной частью, в том смысле, что его монтаж, его раскадровка, его эстетика — это чистый продукт революционной системы как в показе революции, так и в экзальтированной манере этого показа[6]». — Жан-Клод Конеса о фильме «Октябрь».
Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. 1926. № 35. С.10.
Эйзенштейн С., Пудовкин Вс., Александров Г. Будущее звукового фильма: Заявка // Жизнь искусства. 1928. № 32. То же: Советский экран. 1928.
Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. 1926. № 34.
[Эйзенштейн С. М.] Иван Грозный [: Киносценарий]. М.: Госкиноиздат, 1944. — 192 с.
[Эйзенштейн С. М.] Как я стал режиссёром. Рига: Госкиноиздат, 1946. — 340 с.:фотоилл.
Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. — 456 с.
Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, 1960. Выпуск 4. — 424 с.
Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, 1961. — 226 с.
Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, 1964—1971.
Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. М., 1964. — 696 с.
Т.2: Работы 1923—1940 гг.: цикл работ о монтаже, программа преподавания режиссуры во Всесоюзном государственном институте кинематографии, выступление на творческом совещании 1935 года; статьи и заметки разных лет; «Заявка Эйзенштейна, Пудовкина, Александрова» (Будущее звуковой фильмы"), перевод доклада на английском языке, «Монтаж 1938» и др. исследования. М., 1964. — 566 с.
Т.3: Теоретические исследования 1945—1948 гг. М., 1964. — 672 с.
Т.4: «Искусство мизансцены». М.: 1966. — 790 с.
Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. М., 1968. — 600 с.
Т.6: Киносценарии. М., 1971. — 560 с.
Эйзенштейн С.Немчинов пост [: воспоминания о К.Малевиче] / Публ. И.Вакар // Новые рубежи: Одинцово, Московской обл. 1988. 28 января. № 12-13 (11051-11052)
Эйзенштейн С.Чет — Нечет / Публ. Н.Клеймана // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1988. Вып.3. С.234—278.
То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин [: антология]. Челябинск: Аркаим, 2004. С.401—412 (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3
Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова [: трагикомедия о прифронтовом доме терпимости в эпоху первой мировой войны, 1925] // НЛО. 1993 № 4. C.5 — 19.
Эйзенштейн С. Мемуары / Составление, предисловие, комментарии Н. И. Клеймана. М.: Труд; Музей кино, 1997. Том 1. Wie sag' ich’s meinem Kinde? — 432 с. («Живая классика») — ISBN 5-88244-009-2
Эйзенштейн С. Мемуары. М.: Труд; Музей кино, 1997. Т.2: Автобиография; Обезьянья логика; Истинные пути изобретания; Профили. — 544 с. («Живая классика») — ISBN 5-88244-010-6
Театральные тетради С. М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи). Публ., вст. ст., коммент. и текстология М. К. Ивановой и В. В. Иванова. При участии И. Ю. Зелениной//Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 /Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 190—279.
Теории новой антропологии актёра и статья С. Эйзенштейна и С. Третьякова «Выразительное движение». Публ., вст. ст. и примеч. А. С. Миляха // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 280—305.
С. Эйзенштейн — оперный режиссёр. К истории постановки «Валькирии». Публ., вст. текст и коммент. С. И. Савенко // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 310—326.
Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. — 592 с. — ISBN 0235-8212
Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 495 с. — ISBN 0235-8212
Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1
Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2004. — 687 с — ISBN 5-901631-09-9
С. М. Эйзенштейн. «Интернациональный театр» / Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С.200-208; 537—539.
Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. — 624 с — ISBN 5-901631-12-9
Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М.: Смысл, 2002. — 336 с — ISBN 5-89357-114-2
«Все великое просто» С. М. Эйзенштейн о театре. 1919—1923. Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Забродина // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 437—505.
Научно-мемориальный кабинет-музей С. М. Эйзенштейна
Примечания
↑Н.И. Клейман Эйзенштейн, «Бежин луг» (первый вариант), культурно-мифологические аспекты // Формула финала : сборник. — М.: Эйзенштейн-центр, 2004. — С. 126. — ISBN 5-901631-08-0.
Аксёнов И. А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника / Общ. ред., послеслов. и коммент. Н. И. Клеймана. — М.: Киноцентр, 1991. — 128 с. — рецензия
Барт Р.Третий смысл. Исследовательские заметки о нескольких фотограммах Эйзенштейна. Строение фильма (сборник статей) / К.Разлогова. — М.: Радуга, 1984.
Барт Р., Брехт, С. Эйзенштейн. Как всегда — об авангарде / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. С.Исаева. — М.: ГИТИС, 1992. — ISBN 5-85717-009-5
Иванов Вяч. Вс.Эйзенштейн и культуры Японии и Китая. // Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. — 3. — М.: Наука, 1988. — С. 279-290.
Доминик Фернандес Эйзенштейн. — Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС, 1996. — 208 с. — ISBN 5-87135-011-9
«Духовная семья Эйзенштейна» — Интервью директора Музея кино, директора Эйзенштейн-центра, хранителя музея-квартиры Эйзенштейна Наума Клеймана, приуроченное к 110-летию Эйзенштейна
Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>