Юа́нь Хэпи́н ( кант. трад. 袁和平 , кант.-рус.: Юань Хэпин, пиньинь: Yuán Hépíng; род. 1945, Гуанчжоу, Китай) — китайский кинорежиссёр, постановщик боевиков с восточными единоборствами. Работает в Гонконге. В России более известен как Юэ́нь Ву Пин (от англ. Yuen Woo-ping); встречаются также варианты Юань Хэ Пин, Ву Юэнь, Во Пин Юань, Юэн Ву Пинг и др.
БиографияЮань Хэпин, старший из двенадцати детей известного актёра Китайской оперы Юаня Сяотяня, родился в 1945 году в Гуанчжоу, Китай. Впервые он познакомился с искусством кун фу под руководством своего отца, который в своё время был популярнее на сцене и в кино, чем сам Юань Хэпин в настоящее время. Кроме обучения в труппе своего отца, Юэнь Хэпин, в течение одного года также посещал дневные занятия в школе Китайской оперы мастера Ю Цзинъюаня, где также занимались знаменитые на весь мир сегодня звёзды Гонконгского кинематографа Саммо Хун и Чань Кунсан (известный ныне под «западным» именем «Джеки Чан»). В 1950-х годах отец привёл Хэпина и его братьев на съёмочную площадку сериала «Хуан Фэйхун» (о народном герое Китая) — работа в нескольких сериях (правда, без упоминания в титрах) стала первым появлением будущего актёра, режиссёра и постановщика боёв на большом экране. Впоследствии, в 1960-х годах, Юэнь Хэпин как актёр и каскадер работал на студии Братьев Шоу — одной из крупнейших студий Гонконга, где, в частности, снялся в фильме «Китайский боксер» в роли Ю Ванга. В 1971 он впервые выступил в качестве постановщика боевых сцен фильме «Сумасшедший убийца», режиссёра У Сыюаня — их сотрудничество продолжилось на протяжении нескольких последующих лет. 1978 — год первой режиссёрской работы Хэпина: он поставил очень успешную картину «Змея в тени Орла», главную роль сыграл тогда ещё неизвестный миру старый знакомый режиссёра Джеки Чан. Новый жанр «комедии кун фу» понравился публике и в следующем году выходит Пьяный мастер с тем же исполнителем главной роли. Роль пожилого, обожающего вино учителя главного героя исполнил отец режиссёра, а в нескольких сценах отца дублирует и сам Хэпин. После непродолжительной работы под эгидой одной из крупнейших в киноиндустрии Гонконга компании «Golden Harvest», режиссёр в 1979 году основывает собственную Wo Ping Films Company, первым проектом которой стал фильм «Кулаки Буддиста», в котором Юань Хэпин в эпизодической роли снова задействовал своего отца, в дальнейшем продолжая привлекать его к работе, в основном в эпизодах с ролями пожилого мастера стиля «пьяного», которым тот владел в совершенстве, или «старого бродяги-мудреца». Позже Хэпин снял несколько фильмов в жанре «современного экшн» и вернулся к «традиционным» фильмам о кунг-фу. В начале девяностых среди режиссёрских работ Юань Хэпина следует отметить фильм 1993 года «Железная Обезьяна» с Чжэн Цзыданем (известен как «Донни Ен», — впоследствии, — роль в фильме 2000 года «Герой») и, особенно, «Винь Чунь» (1994) с Ян Цзыцюн, которую, после ставшего международным мега-хитом фильма, где Юэнь Хэпин был постановщиком боёв, — «Крадущийся Тигр — Затаившийся Дракон» (2000), мы знаем как Мишель Йео. Почти единогласно признаётся, что постановка Хэпином боёв для фильма Сюй Кэ (Цуй Харк) «Однажды в Китае…» (1991), — просто незабываема, а в фильме «Тайцзицюань» (1996), который он поставил как режиссёр, Юань Хэпин, по мнению экспертов «приблизился к совершенству». Роли в фильме исполнили Ли Ляньцзе (известен как Джет Ли) и Мишель Йео. Фильмы Юань Хэпина очень образны и в то же время боевые искусства в них выглядят реалистично. Однажды, когда ему задали вопрос, о том, как удаётся находить баланс между искусством, стилизацией и всегда добиваться того, чтобы боевые искусства на экране выглядели реалистично, Хэпин ответил: «Это не настолько сложно, как представляется. Я всегда „вижу“ подход, часто — просто „чувствую сердцем“. Я, прежде всего, думаю о персонаже, его повадках и личности. Придумывая персонаж, я решаю, преувеличить ли некоторые черты, оставить их реалистичными или сделать и то и другое. Фильмы в жанре „экшн“- это мультикультурный феномен, он — вне границ. Таким образом, моя цель — рассказать историю без помощи слов, не вербально. Если бы у меня был выбор — я вообще бы свёл диалоги к минимуму». Возросшая после выхода «Матрицы» популярность Юань Хэпина (хотя он и до этого имел культовый статус у отдельных любителей жанра, таких, как Квентин Тарантино) привела к созданию получившего «Оскар» фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) режиссёром которого был Энг Ли, а Хэпин — постановщиком боевых сцен. Эффектно демонстрируя, что даже актёры, ранее не имевшие подготовки в боевых искусствах, могут выглядеть на экране в боевых сценах вполне достойно, Юань Хэпин продолжает «раздвигать границы кинематографа», приняв участие в работе над проектом Квентина Тарантино «Убить Билла» (2003—2004) и продолжая работать в Гонконге, доказывает тем самым, что кино о боевых искусствах — серьёзная форма творческого самовыражения, достойная своих древнейших корней. Избранная фильмография
См. также
Ссылки |