А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич»

Тенгиз Абуладзе
თენგიზ აბულაძე
Фото
Имя при рождении:

Тенгиз Евгеньевич Абуладзе

Дата рождения:

31 января 1924(1924-01-31)

Место рождения:

Кутаиси, Грузинская ССР, ЗСФСР, СССР

Дата смерти:

6 марта 1994(1994-03-06) (70 лет)

Место смерти:

Тбилиси, Грузия

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССРФлаг Грузии (1990-2004) Грузия

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист, театральный педагог

Карьера:

1956—1988

Награды:
Народный артист СССР— 1980 Ленинская премия — 1988 Орден «Знак Почёта»
IMDb:

ID 0002156

Тенги́з Евге́ньевич Абула́дзе (груз. თენგიზ აბულაძე; 1924, Кутаиси — 1994, Тбилиси) — грузинский кинорежиссёр, педагог. Народный артист СССР (1980).[1][2]

Содержание

Биография

Молодость и первые фильмы

Тенгиз Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси и окончил железнодорожный техникум. Затем он поступил в Тбилисский театральный институт, где его преподавателем был Георгий Товстоногов[3]. Потом Абуладзе поступил во ВГИК, который окончил в 1953 году (мастерская Сергея Юткевича[2]). Дипломной работой стал короткометражный документальный фильм о дирижёре Дмитрии Аракишвили[4].

В 1956 году Абуладзе и его друг Резо Чхеидзе сняли фильм «Лурджа Магданы» по рассказу Екатерины Габашвили. Фильм рассказывает об осле, которого бросил умирать богатый и жестокий владелец и выходили дети бедной вдовы. Для фильма Абуладзе изменил конец рассказа: если в рассказе после того, как богач заявляет претензии на осла, судья выносит справедливое решение в пользу вдовы, то в фильме подкупленный судья присуждает осла богачу. Абуладзе объяснял, что ему было необходимо показать драму, а не святочную историю[5]. Фильм был удостоен специального упоминания на конкурсе короткометражных фильмов Каннского кинофестиваля, став первой за долгое время советской картиной, получившей приз на крупном западном кинофестивале[6][7].

Фильмы начала 1960-х

Вторая работа режиссёра — бытовая драма «Чужие дети» — была создана под впечатлением от газетного очерка, опубликованного в «Комсомольской правде», при этом Абуладзе перенёс события в Грузию. Советские критики упрекали фильм в подражании итальянскому неореализму. Современные биографы Абуладзе отмечают влияние неореалистов, а также наследовавших им Антониони и Феллини, но одновременно говорят и о собственном поэтическом языке режиссёра[8][9].

В 1963 году Абуладзе поставил «грустную комедию» «Я, бабушка, Илико и Илларион» — экранизацию одноимённого романа Нодара Думбадзе. Фильм вышел в широкий прокат и принёс режиссёру всесоюзную популярность[10]. Михаил Ромм высоко оценил фильм, отметив одновременное сочетание в картине юмора и философии грузинского народа и драматического эпизода отъезда на фронт жителей села[11].

В 1960-х Абуладзе замыслил фильм о грузинском художнике Нико Пиросмани. В главной роли он видел Серго Закариадзе. Абуладзе обращался за санкцией на съёмки фильма в Госкино, но не получил разрешения[8].

«Мольба» и «Древо желания»

В 1967 году Абуладзе закончил фильм «Мольба» по произведениям Важи-Пшавела. В нём он соединил сюжеты о кровной вражде хевсуров и кистинов, притчу о столкновении Добра (Девы) и Зла, олицетворяемого духом Мацилом, и философские интермедии. Абуладзе считал «Мольбу» своим главным творением, обобщившим на философском уровне и содержание двух последующих фильмов трилогии — «Древа желания» и «Покаяния»[12]. «Мольба» почти не демонстрировалась в кинотеатрах в СССР, но в 1973 году получила Гран-при кинофестиваля в Сан-Ремо[13].

С 1974 года Абуладзе преподавал в Тбилисском театральном институте. В 1977 году он закончил работу над фильмом «Древо желания» по мотивам рассказов Георгия Леонидзе. Фильм повествует о судьбе двух влюблённых в грузинской деревне начала XX века, юноши Гедиа и девушки Мариты. Деревенский старейшины хотят выдать Мариту за богача, и когда они застигают влюблённых вместе, то подвергают Мариту поношению, провезя её через деревню на осле и забросав грязью. И Гедиа, и Марита гибнут. Фильм принёс Абуладзе успех и в СССР, и за рубежом, был показан на фестивалях. Иностранные обозреватели отмечали богатую цветовую гамму, мастерское переплетение сюжетных линий и шекспировский пафос истории Гедиа и Мариты[14].

В 1978 году, возвращаясь из Еревана с показа «Древа желания», Абуладзе попал в автокатастрофу. Его шофёр погиб, а сам Абуладзе получил тяжёлые травмы и несколько месяцев лечился. В том же году вступил в КПСС.

«Покаяние»

Самым значительным произведением Абуладзе стал фильм «Покаяние». «Покаяние» было снято в 1984 году, но легло «на полку». В конце 1986 года во многом благодаря личным усилиям первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова состоялся закрытый показ «Покаяния» в Доме кино[15], в начале следующего года картина вышла в широкий прокат[16]. Демонстрация «Покаяния» стала знаковым явлением кампании по развенчанию культа личности Сталина в Перестройку[2].

В центре повествования история вымышленного диктатора Варлама Аравидзе и художника Сандро Баратели. Абуладзе придал Варламу узнаваемые черты Гитлера, Муссолини и Берии. После смерти Аравидзе Кетеван, дочь Сандро Баратели, погибшего в застенках, выкапывает тело диктатора и не позволяет похоронить, чтобы напомнить о его злодеяниях.

Абуладзе стремился не только показать ужас тирании и в иносказательной форме рассказать о сталинских репрессиях, но в первую очередь об опасности затишья и застоя, которые сменяют диктатуру[17]. В фильме их олицетворяет фигура Авеля Аравидзе — сына Варлама, который оберегает прошлое. По замыслу режиссёра, чтобы преодолеть свою историю и страх перед прошлым, народ должен пройти через покаяние. Такое покаяние переживает молодой сын Авеля Торнике, который кончает с собой, узнав правду о своём деде[18].

В последние годы жизни Абуладзе не снимал кино. Он умер 6 марта 1994 года в Тбилиси. Похоронен в Дидубийском пантеоне.

Характеристика творчества

Работы Абуладзе отличало сочетание общефилософской проблематики и национальных грузинских мотивов[10] (многие его фильмы — экранизация грузинской литературы). За яркость и выразительность образов его картины сравнивались с произведениями Нико Пиросмани и Питера Брейгеля[19][20].

Маргарита Кваснецкая отмечает две переходящих черты фильмов Абуладзе. Первая — это женский образ, олицетворяющий абсолютное добро и гибнущий, но при этом одерживающий нравственную победу. Это Марита в «Древе желания», Нино Баратели в «Покаянии» и Дева в «Мольбе». Вторая — образ дороги как символа жизни, пути к познанию. В «Ожерелье для моей любимой» главный герой странствует, в «Лурдже Магданы» дорога неразрывно связана с судьбой ослика, в «Древе желания» Марита держит свой крестный путь по разбитой непогодой дороге. В «Покаянии» почти всё действие проходит в закрытом пространстве, однако в эпилоге героиня Верико Анджапаридзе задаёт знаменитый вопрос «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?»[21].

Фильмография

  • 1956 — Лурджа Магданы
  • 1960 — Чужие дети
  • 1963 — Я, бабушка, Илико и Илларион
  • 1967 — Мольба
  • 1971 — Ожерелье для моей любимой
  • 1977 — Древо желания
  • 1984 — Покаяние

Награды и звания

  • Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961)[22]
  • Народный артист Грузинской ССР (1966)
  • Народный артист СССР (1980)
  • Государственная премия Грузинской ССР им. Шота Руставели (1979)
  • Ленинская премия (1988)
  • Орден «Знак Почёта»
  • Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля (1988, за фильм «Покаяние»)
  • Премия «Ника» (1988, за фильм «Покаяние»)

Примечания

  1. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 2 А — Баяр, 2005. — 960 с.: ил.
  2. 1 2 3 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. Кваснецкая, 2009, с. 9
  4. Кваснецкая, 2009, с. 12
  5. Кваснецкая, 2009, с. 17—18
  6. Кваснецкая, 2009, с. 22
  7. Исмаилова, Н. Абуладзе. http://art.1september.ru (2004). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 3 января 2011.
  8. 1 2 Кваснецкая, 2009, с. 56—60
  9. Левченко, Я. Тенгиз Абуладзе: поэзия цвета и тоски. cinematheque.ru (31 января 2009). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 1 января 2011.
  10. 1 2 Абуладзе, Тенгиз Евгеньевич в энциклопедии «Кругосвет»
  11. Кваснецкая, 2009, с. 40—41
  12. Кваснецкая, 2009, с. 63
  13. Кваснецкая, 2009, с. 65—67
  14. Кваснецкая, 2009, с. 127—129
  15. Кваснецкая, 2009, с. 143
  16. Богомолов, Ю. Прощание с мифами. Известия (21 февраля 2002). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 1 января 2011.
  17. Marsh, R. Literature, history and identity in post-Soviet Russia, 1991-2006. — Peter Lang, 2007. — P. 173. — 594 p. — ISBN 9783039110698
  18. Кваснецкая, 2009, с. 185—186
  19. Кваснецкая, 2009, с. 127—130
  20. Preparativos del festival de cine de Barcelona // ABC. — 21 июля 1978 года. — С. 58.
  21. Кваснецкая, 2009, с. 118—119
  22. Тенгиз Абуладзе (Tengiz Abuladze) — биография — советские режиссёры — Кино-Театр. РУ

Литература

  • Кваснецкая, М. Г. Тенгиз Абуладзе. Путь к «Покаянию». — М.: Культурная революция, 2009. — 200 с. — ISBN 9785250060516

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную