Ники́та Серге́евич Михалко́в (21 октября 1945, Москва, СССР) — советский и российский актёр и кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1984).
Председатель Союза кинематографистов России[1][2]. Лауреат кинопремии «Оскар» (1994) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Утомлённые солнцем».
Член ВЛКСМ (1959—1973). В 1956—1959 годах Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу фортепиано, занимался в театральной студии при Драматическом театре имени Станиславского.
В 1963 году поступил в Театральное училище имени Щукина, на четвёртом курсе, в 1966 году был исключён за съёмки в кино (студентам в то время это запрещалось). Перешёл на второй курс режиссёрского факультета ВГИКа.
В 1971 году заканчивает режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма). Дипломной работой стал фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий которого был написан Михалковым совместно с Рустамом Ибрагимбековым.
В возрасте 27 лет был призван на военную службу, в 1972—1973 годах проходил её на Камчатке на флоте, на крейсере ТОФ «Михаил Кутузов»[3]. По словам сослуживцев, участвовал в художественной самодеятельности, регулярно выступал с концертами, собирая полные залы[4].
Творческий путь
В кино Михалков начал сниматься в 14 лет. В 1960 году сыграл роль школьника, пародирующего православного священника, в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 году — в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша». В 18 лет сыграл одну из главных ролей в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» и спел там доныне популярную одноимённую песню, после чего получил широкую известность.
В 1972 году стал автором сценария первого советского рекламного кинофильма для отечественного зрителя «Шоколад»[5][6].
В 1974 году 28-летний Михалков снимает свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Десятилетие 1974—1984 гг. прошло для Михалкова очень плодотворно. Почти ежегодно на экраны страны выходят его фильмы, они получают международное признание, завоёвывают множество призов на международных и всесоюзных фестивалях. Также на рубеже 1980-х годов Михалков много и успешно снимается. Самые известные его роли: «Сибириада» — режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский (1979), «Вокзал для двоих» (1982) и «Жестокий романс» (1984). В 1984 году Никите Михалкову присвоено звание народного артиста РСФСР.
В конце 80-х Михалков создает продюсерское объединение «Студия ТриТэ» (Творчество, Товарищество, Труд), которое успешно работает и по сей день. Первым фильмом, созданным при участии этого объединения, стала картина Михалкова «Урга — территория любви» (1991) — притча о монгольской семейной паре, живущей в степи. Картина имела шумный успех на международных кинофестивалях и была номинирована на премию «Ника» в 5 категориях и на премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Выступил в защиту всемирно известного режиссёра Сергея Бондарчука от «перестроечной» критики. С января 1992 года Никита Михалков — член президиума Российского международного фонда культуры. 21 мая 1993 года Никита Михалков был избран председателем правления Российского фонда культуры (сменив академика Дмитрия Лихачёва).
В 1993 году Михалков выпустил фильм «Анна. От 6 до 18», рассказывающий о жизни его дочери Анны. В 1994 году снял фильм «Утомлённые солнцем». Фильм получил множество наград, включая Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар» за лучший иностранный фильм.
В 1998 году Никита Михалков избран председателем правления Союза кинематографистов России.
В 1999 году выходит фильм «Сибирский цирюльник». Михалков также как актёр, генеральный продюсер и художественный руководитель (от студии ТРИТЭ) принимал участие в фильме «Статский советник» (2005; режиссёр-постановщик: Филипп Янковский). По некоторым данным, предок Никиты Сергеевича — Владимир Сергеевич Михалков (1816—1900) — был действительным статским советником[источник не указан 211 дней].
В 2007 году Никита Михалков получает награду — «Специальный лев» 64-го Венецианского кинофестиваля за фильм «12» и вклад в киноискусство.
Союз кинематографистов России в декабре 2008 года не избрал Михалкова делегатом на свой VII съезд[7]. В ответ Михалков назвал несколько сотен делегатов Съезда кинематографистов России «театром лилипутов»[8]. Поскольку несколько членов Союза заявили о нелегитимности голосования (так как из 567 делегатов 184 отсутствовали), а Минюст России предупредил о возможном отказе в регистрации его итогов, вопрос о Председателе Союза остался открытым. В итоге, Союз оказался под угрозой закрытия. Сторонники Михалкова (актёр Василий Ливанов, режиссёр Владимир Наумов, директор Госфильмофонда Николай Бородачев и кинорежиссёр Клим Лаврентьев) подали иск о нелегитимности итогов VII съезда Союза[9]. В ответ новоизбранные руководители Союза отправили 3 письма в Московскую и Пресненскую прокуратуры и в управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД с требованиями расследовать экономическую деятельность Михалкова[10]. 17 марта Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК незаконными[1].
Семья
Прадед по материнской линии — художник Василий Суриков (1848—1916).
Дед по материнской линии — художник Пётр Кончаловский (1876—1956).
Отец — Сергей Михалков (1913—2009) — детский писатель.
Старшая сводная сестра Екатерина Алексеевна Семёнова (Богданова) (род. 1931[11]): дочь от первого брака Натальи Кончаловской. Была замужем за писателем Юлианом Семёновым (1931—1993).
Племяница Ольга Семёнова (род. 1967) — журналист
Старший брат — кинорежиссёр Андрей Михалков-Кончаловский (род. 1937), в советские времена эмигрировал в США, где снял несколько популярных кинофильмов. В конце 1990-х годов вернулся в Россию.
Племянник Егор Кончаловский (род. 1966) — кинорежиссёр
Жёны
Первая супруга — актриса Анастасия Вертинская (род. 1944).
Вторая супруга — Татьяна Михалкова (род. 1947)
Дети
Степан (род. 1966) — ресторатор, сын Анастасии Вертинской
Дети Татьяны Михалковой
Анна (род. 1974) — актриса
Артём (род. 1975) — режиссёр и актёр
Надежда (род. 1986) — актриса
Внуки
Дети Степана: Александра (род. 1992), Василий (род. ок. 1999), Пётр (род. ок. 2002),
Сыновья Анны: Андрей (род. 2000), Сергей (род. 2001),
Дочь Артёма: Наталья (род. 2002),
Дочь Надежды: Нина (род. 2011).
Фильмография
Режиссёрские работы
1967 — Девочка и вещи — курсовая работа
1967 — И эти губы, и глаза зелёные… — курсовая работа
1968 — А я уезжаю домой — курсовая работа
1970 — Спокойный день в конце войны — дипломная работа
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
1975 — Раба любви
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
1979 — Пять вечеров
1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1981 — Родня
1983 — Без свидетелей
1987 — Очи чёрные
1990 — Автостоп
1991 — Урга — территория любви
1993 — Вспоминая Чехова
1994 — Утомлённые солнцем
1998 — Сибирский цирюльник
2007 — 12
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель
201? — Солнечный удар (рабочее название проекта по произведениям Ивана Бунина)
Документальное кино
1992 — «Иллюзион» — цикл передач об истории немого кино. Автор и ведущий — Н. С. Михалков. РТР.
1993 — Анна: от 6 до 18
1995 — Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи
2003 — Русские без России Телесериал о судьбах русской эмиграции.[12]
2003 — Отец. Мама
2007 — 55
Актёрские работы
1959 — Солнце светит всем — школьник
1960 — Тучи над Борском — Петя
1961 — Приключения Кроша — Вадим
1963 — Я шагаю по Москве — Коля
1965 — Год как жизнь — Жюль
1966 — Шуточка — Жених
1966 — Перекличка — Сергей Бородин
1966 — Не самый удачный день — Никита (почти камео)
1967 — Звёзды и солдаты — прапорщик Глазунов
1969 — Дворянское гнездо — князь
1969 — Песнь о Маншук — Ежов
1969 — Красная палатка — Чухновский
1970 — Спорт, спорт, спорт — Кирибеевич
1972 — Станционный смотритель — Минский
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — есаул Брылов
1975 — Раба любви — подпольщик Иван
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Николай Иванович Трилецкий
1979 — Сибириада — нефтяник Алексей Устюжанин
1981 — Два голоса
1981 — Родня — официант
1981 — Портрет жены художника — Борис Петрович
1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — сэр Генри Баскервиль
1982 — Вокзал для двоих — Андрей
1982 — Инспектор ГАИ — Трунов
1982 — Полёты во сне и наяву — кинорежиссёр (камео)
1984 — Жестокий романс — Паратов
1990 — Под северным сиянием
1991 — Униженные и оскорблённые — князь Валковский
1992 — Прекрасная незнакомка
1993 — Анна: от 6 до 18 (документальное видео)
1994 — Утомлённые солнцем — Котов
1996 — Ревизор — Городничий
1998 — Сибирский цирюльник — император Александр III
2000 — Вера, надежда, кровь
2003 — Русские без России (Документальное видео)
2005 — Жмурки — криминальный авторитет Михалыч
2005 — Персона Нон Грата — Олег, вице-министр иностранных дел РФ
2005 — Статский советник — князь Пожарский Глеб Георгиевич
2006 — Мне не больно — Сергей Сергеевич
2007 — 12 — Старшина присяжных
2007 — Тупой жирный заяц — Никита Сергеевич
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — Котов
2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель — Котов
Сценарист
1970 — Риск
1972 — Шоколад
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих
1977 — Транссибирский экспресс (Госпремия Казахской ССР 1978 года)
1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 — Ненависть
1979 — Пять вечеров
1980 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1983 — Без свидетелей
1986 — Мой любимый клоун
1987 — Очи чёрные
1989 — Одинокий охотник
1990 — Автостоп
1992 — Урга — территория любви (Урга)
1993 — Анна: от 6 до 18 (Документальное видео)
1994 — Утомлённые солнцем
1998 — Сибирский цирюльник
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель
Продюсер
1993 — Анна: от 6 до 18
1994 — Утомлённые солнцем
1999 — Сибирский цирюльник
2000 — Нежный возраст
2004 — 72 метра
2005 — Статский советник
2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель
Деятельность на посту председателя Союза кинематографистов
В 1998 был избран председателем Союза кинематографистов РФ.
В 2008 году съезд кинематографистов снял с поста председателя СК Никиту Михалкова и выбрал на законном основании своим председателем кинорежиссёра Марлена Хуциева. Однако в ответ на это «Никита Сергеевич назвал их ослами и лилипутами, а их съезд — нелегитимным. … Готовясь к наступлению, Михалков предупреждал: „Я не знаю, какой я друг, но враг я хороший“. По мнению Финна, возможно, Никита Сергеевич понимает, что при смене руководства союза что-то из тайного может стать явным, поэтому и скандалит. А непрозрачность в распоряжении финансами — одна из основных причин происходящего»[13] Был собран чрезвычайный Внеочередной съезд Союза кинематографистов (СК) РФ, который переизбрал режиссёра Никиту Михалкова председателем СК[14]. По требованию новоиспечённого председателя Михалкова сразу было принято решение об исключении из Союза кинематографистов секретаря СК и председателя Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена — в нарушении правил и пунктов устава, что вызвало скандал. Многие кинематографисты таким вмешательством и пренебрежением их выбором почувствовали себя оскорблёнными и обжаловали решения чрезвычайного съезда в судебном порядке. Однако суд обжалование отклонил.
Далее постепенно начались крупные неприятности у всех кинематографистов, выступивших за кандидатуру Марлена Хуциева, включая и его самого. М.Хуциева вывели из членов учёного совета ВГИКа: в новом списке учёного совета ВГИКа нет имени знаменитого режиссёра[15]. Неприятности начались и у журнала «Искусство кино» и его главного редактора Даниила Дондурея — журнал спешно выселяют из помещения, где он изначально находился. Редакция «Искусство кино» 28 мая 2009 года получила уведомление с требованием до 1 июня освободить помещение по адресу Москва улица Усиевича, которое в 1963 году решением ЦК КПСС было построено специально для журнала[16]:
Ситуацию для Радио Свобода комментирует Алена Солнцева, редактор отдела культуры газеты «Время новостей»:
— Давайте проанализируем то, что произошло за последнее время после Чрезвычайного съезда СК. Сначала из Союза кинематографистов был исключён Виктор Матизен — президент Гильдии кинокритиков, человек, который был явным противником позиции Михалкова и его союзников. Матизена исключают с формулировкой «за раскол». Дальше в руководстве Союза возникает идея создания комиссии по этике — где всех, кто высказывается против, вполне могут привлечь за внесение в стройные ряды СК какого-то раскола[16].
Той же версии придерживается NewsRu.com, сообщая: «Михалков выселяет редакцию журнала „Искусство кино“, главный редактор которого выступил против него на съезде»[17].
Общественные и политические взгляды
Михалков и Путин. 2000 год
Михалков придерживается государственнических, монархических убеждений. Он является сопредседателем Совета Российского земского движения, членом президиума Всемирного русского народного собора.[18] 6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина[19]. До 2011 являлся Председателем Общественного совета при Министерстве обороны РФ. 8 февраля 2012 на этом посту его сменил полковник запаса Игорь Коротченко.
Письмо В. В. Путину
16 октября 2007 года Н. Михалков, объединившись с тремя деятелями культуры[20], написал письмо Президенту России В. В. Путину, в котором «от имени всех представителей творческих профессий в России» призвал его остаться на третий Президентский срок.
Письмо было опубликовано в «Российской газете»[21], официальном печатном органе Правительства Российской Федерации, и вызвало большой резонанс. Во-первых, оно недвусмысленно призывало к нарушению Конституции России, во-вторых, было написано от лица «десятков тысяч художников и деятелей отечественных культуры и искусства», которые вряд ли давали четверым авторам такие полномочия и, в третьих, стилистически напоминало пропагандистские обращения советской интеллигенции к коммунистической партии и правительству СССР.
…Российская академия художеств ещё раз обращается к Вам с просьбой, чтобы Вы остались на своём посту на следующий срок, выражая мнение всего художественного сообщества России, более 65 000 художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного, театрально-декорационного, народного искусства…
…В этом письме выражена позиция художников не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и центральных областей России, Юга и Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока. В ходе работы приходится встречаться с людьми из всех частей России, и, уверяем Вас, они едины в желании, чтобы Вы остались главой нашего государства…
…Проводимая Вами мудрая государственная политика позволила российской культуре обрести новую жизнь…
…Это остро чувствует художественная молодёжь, которая часто оказывается в авангарде всей российской молодёжи и которая серьёзно относится к будущему России, немыслимому без Вас как президента нашей страны…
…России необходим Ваш талант государственного деятеля, Ваша политическая мудрость. Очень просим Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, принять во внимание наши надежды на Ваше положительное решение.
Поддержка сербов в Югославском конфликте
В январе 2008 года Михалков прибыл в Сербию для поддержки кандидата в президенты Сербии Томислава Николича. Михалков принял участие в собрании молодых православных фундаменталистов «Номоканон», получившей известность отрицанием военных преступлений, совершенных сербами в 1992—1999 годах.
Михалков заявил: «Вот говорят о правах албанцев, но мы же взрослые люди и понимаем, что на самом деле идёт война с православием, потому что православие — это основная сила, противостоящая культурному и интеллектуальному макдоналдсу». В ответ на это из зала раздался вопрос: «А что лучше — макдоналдс или сталинизм?». «Ну это кому как», — ответил Михалков.[22]
«Право и Правда. Манифест Просвещённого Консерватизма»
27 октября 2010 года был опубликован текст политического манифеста Михалкова, в котором тот изложил свои взгляды на будущее страны и свои предложения по реформированию политической системы в стране, включая изменение Конституции.
Современный общественный строй, представляющий собой гремучую смесь из догоняющей Запад либеральной модернизации, произвола «местных начальников», всепроникающей коррупции, не устраивает большинство россиян. За «парадом» экономических реформ и «фасадом» либеральных институтов по-прежнему скрываются традиционные, архаичные общественные отношения.
Люди устали выслушивать декларации о политической независимости, внимать призывам к индивидуальной свободе и верить сказкам о чудесах рыночной экономики.
Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора — делать дело![23]
А «разруху в стране и головах», принесшую и приносящую России тяготы, невзгоды и испытания, творили и творят проповедники радикального прогресса и неистовые вожди либеральных буржуазно-демократических и пролетарских революций.[23]
В интернете
9 марта 2011 года Никита Михалков зарегистрировал в ЖЖ аккаунт nikitabesogon. По словам Михалкова, ник выбран по имени его небесного покровителя Никиты Бесогона (Никита, изгоняющий бесов). Формат общения Михалковым был выбран в качестве видеоблога. Одновременно на Youtube был зарегистрирован канал «Besogon TV». После того как аккаунт Михалков был прорекламирован известными блогерами, его журнал приобрел гиперпопулярность — за один месяц его зафрендили более 6 тыс. пользователей[24], а по количеству просмотров, его журнал стабильно находится в первой десятке рейтинга.[25], получая при этом рекордно низкие оценки[26]. В своих видеороликах Михалков отвечает на вопросы пользователей и опровергает различную по его мнению неправдивую информацию в интернете[27]. Никита Михалков завел себе страницу в социальной сети «Вконтакте»[28].
Критика
Ряд действий Никиты Михалкова имеют спорную оценку в обществе:
10 марта 1999 года он проводил мастер-класс в Центральном доме кинематографистов, когда двое вошедших нацболов начали закидывать его куриными яйцами[29]. Имеются фотографии и видео того, что Никита Сергеевич ударил ногой в лицо одного из молодых людей, которого крепко держали за руки охранники[30][31]. Марина Леско в газете «Комсомольская правда» писала, что вёл он себя при этом «по-дворянски — плебс даже не знает, что „на кулачках“ дерутся только равные и Никита и вправду повёл себя как барин»[32].
Несмотря на имеющийся устав Союза кинематографистов, на VI съезде СК Михалков был избран его председателем при менее чем 2/3 отданных за него голосов (400 из 609).[33]
Предложил правительству ввести компенсационные сборы с производства и импорта носителей и записывающих аудио-видео устройств для финансирования фондов поддержки культуры. Предлагается ставка в размере 5 руб. за 1 шт. носителя и 0,5 %, но не менее 100 руб. и не более 10 тыс. руб. от стоимости оборудования. Законопроектом предлагается следующий перечень носителей оборудования: ленты, магнитные диски, оптические, полупроводниковые и прочие носители, аппаратура, имеющая звуко-, видеозаписывающее устройство и использующая магнитные, оптические или полупроводниковые носители (кроме ноутбуков, фото- и видеокамер).[34] В 2010 году Росохранкультура передала право Российскому союзу правообладателей (РСП) во главе с Никитой Михалковым взимать в пользу правообладателей по 1 % от всех проданных носителей аудиовизуальной информации. Ряд интернет-пользователей организовал акцию, с призывом отправлять на имя Михалкова бандероль с уведомлением о вручении, в которую будут вложены чистые «болванки» и 6 монеток по 5 копеек, что является намеком на библейские 30 серебренников.[35]
В 2010 в ряде СМИ[36] появилась информация о том, что Никита Михалков готовит исковые заявления против некоторых известных пользователей ЖЖ (в частности, Артемия Лебедева) за публикацию в их блогах карикатур на афиши нового фильма Михалкова «Утомленные солнцем-2».
В 2010 году, в интервью телеканалу РЕН-ТВ, Михалкову задали вопрос, правда ли что он ездит с мигалкой. Никита Сергеевич с чистой совестью ответил что «да», «мигалка принадлежит министерству обороны», благодаря мигалке он «успевал на съёмки фильма УС-2», также он добавил, что «так было всегда и так будет всегда!»[37].
В мае 2011 г. Михалков обратился к руководству Министерства обороны РФ с просьбой освободить его от должности председателя Общественного совета при этом ведомстве. Он мотивировал это своим недовольством организацией военных парадов в День Победы в 2010 и 2011 годах. Однако источник в Министерстве обороны сообщил агентству «Интерфакс», что решение покинуть Общественный совет Михалков принял после того, как ему сообщили о снятии спецсигнала с его автомобиля. По его словам, «вызывает удивление тот факт, что неприятие известным кинорежиссёром процедуры проведения парадов прошлого и нынешнего годов стало высказываться им, когда речь зашла о мигалке».[38]. 23 мая 2011 «Комсомольская правда» опубликовала обращенное к министру обороны Анатолию Сердюкову письмо (от 16 мая) за подписью Никиты Михалкова[39].
29 мая автомобиль Михалкова (уже без мигалки) засняли многократно выезжающим на встречную полосу. После обнародования видеозаписи Департамент обеспечения безопасности дорожного движения инициировал проверку инцидента.[40]
Гостиница в Малом Козихинском переулке
Студия Михалкова «ТриТэ» является заказчиком сноса в Малом Козихинском переулке ряда исторических зданий и строительства на их месте гостиницы.[41] В конце октября 2010 года жители обратились с открытым письмом Михалкову, а также в мэрию Москвы с протестом против продолжения строительства. Жители просят пересмотреть проект, уменьшить высотность гостиницы, отказать в строительстве подземного гаража и воссоздать исторические фасады снесенных строений.[42] Активное участие в пикетировании строительства принимала актриса Т. Догилева.[43][44] 6 декабря 2010 года в соседнем со стройкой доме, жильцы которого активно протестовали против строительства гостиницы студии «ТриТэ» Н. Михалкова, произошёл пожар. В качестве предварительной версии пожара было названо замыкание в электропроводке. Однако жители дома уверены, что пожар явился следствием поджога.[45] 8 декабря 2010 года местных жителей, пришедших на прием к префекту ЦАО Байдакову, среди которых была Догилева, обвинили в захвате префектуры. Префект ЦАO заявил, что строительство гостиницы Михалкова будет продолжено.[46] Михалков пригрозил народной артистке России Догилевой исключением из Союза кинематографистов «за неуплату членских взносов».
Награды и достижения
Ордена и почётные звания
Народный артист РСФСР (1984)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (21 октября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность[47]
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 октября 1995) — за заслуги перед государством, большой личный вклад в развитие киноискусства и культуры[48]
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (21 октября 2010) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства, многолетнюю творческую и общественную деятельность[49]
Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2004)
↑Письмо подписано З. Церетели, президентом Российской академии художеств, Т. Салаховым, вице-президентом Российской академии художеств, А. Чаркиным, ректором СПб. ГАИЖСиА им. И. Е. Репина и Н. Михалковым, президентом Российского фонда культуры