Евге́ний Алекса́ндрович Моргуно́в (27 апреля 1927, Москва — 25 июня 1999, Москва) — советский и российский актёр, заслуженный артист РСФСР (1978). Наиболее известен по роли Бывалого из троицы Трус, Балбес и Бывалый в серии советских кинокомедий Леонида Гайдая.
Родился в семье Александра Семёновича Моргунова. Он воспитывался без отца, с 14 лет начал работать на заводе «Фрезер», где обтачивал болванки для артиллерийских снарядов. В 1943 году юный Моргунов написал письмо на имя Сталина, в котором просил зачислить его в театральное училище. На письмо пришёл ответ, и Моргунова действительно зачислили в училище при театре им. Таирова, однако он проучился там всего год и перевёлся во ВГИК на актёрский факультет к Сергею Герасимову. В 1948 году окончил ВГИК. В 1948—1951 годах — актёр Театра-студии киноактёра. В 1951—1953 годах — актёр академического Малого театра, затем снова вернулся в Театр киноактёра.
Рекомендация на Моргунова при зачислении в Театр киноактёра:
Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же её вытащит. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо — неприхотлив в еде. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить корову и переносит на ногах грипп. Такой, как Моргунов, в экспедиции незаменим. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы-то знаете, талантлив ли Моргунов.[1]
— Александр Довженко
Первая актёрская работа, сразу принёсшая Моргунову известность — роль предателя Стаховича в фильме «Молодая гвардия» (версия 1948 года, режиссёр Сергей Герасимов) — экранизации одноимённого романа Александра Фадеева. Молодой Моргунов в образе Стаховича настолько запомнился публике, что в одном провинциальном городе актёр был атакован на улице мальчишками, считавшими, что выследили предателя.
В 1950-е годы актёр снимался преимущественно в фильмах историко-патриотической направленности, ныне малоизвестных. Всенародную популярность Моргунову принесла роль Бывалого в серии кинокомедий Леонида Гайдая 1960-х годов: «Самогонщики», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика». На волне популярности Моргунов пробует себя в качестве режиссёра — снимает картину «Когда казаки плачут» по рассказу Шолохова (1963).
Во время съёмок «Кавказской пленницы» между Моргуновым и Гайдаем произошёл конфликт, когда актёр повёл себя по отношению к режиссёру, известному своей строгостью, излишне независимо. Этот эпизод сильно осложнил дальнейшую карьеру Евгения Моргунова. В 1970—1980-е годы он редко снимался в кино, в основном в эпизодах, наиболее известный фильм этого периода с его участием — «Покровские ворота». В постсоветские годы он снялся в большем числе картин, чем за предыдущие двадцать лет, однако главных ролей по-прежнему не играл. Для зрителей он так и остался Бывалым.
Евгений Александрович болезненно переживал творческую невостребованность, крайне резко высказывался о советской кинематографической индустрии. В повседневной жизни он был большим шутником и любителем розыгрышей, всегда был окружён множеством друзей. Несмотря на то, что актёр на протяжении многих лет страдал от диабета, он злоупотреблял алкоголем, перенёс два инфаркта, инсульт.
Евгений Моргунов скончался в московской Центральной клинической больнице 25 июня 1999 года, незадолго до этого в автокатастрофе погиб его 26-летний сын Николай. Они похоронены в Москве на Кунцевском кладбище.
Культурное значение творчества Моргунова
О личности Моргунова часто спорят, ведь актёр словно нарочно совмещал в себе и своём характере острослова-шутника и тонкого ценителя искусств и поэзии. Вокруг него было создано много стереотипов, связанных как с началом актёрской карьеры Моргунова в героико-патриотических фильмах, так и с маской Бывалого. Широко известна его ссора с Гайдаем — тогда резкое острословие взяло верх и навредило как режиссёру, так и актёру.
При этом роль Бывалого принесла актёру такую народную любовь, какую многим именитым артистам не удаётся снискать после десятков сыгранных ролей.
Остальные работы Моргунова (режиссёрская — «Когда казаки плачут», роль Соева и прочие актёрские труды) хорошо оттеняют его основной образ.
Юмор Евгения Моргунова
Когда Моргунов был студентом ВГИКа и испытывал финансовые затруднения, то ездил на учёбу без билета. Бывало, он входил в автобус и, делая вид, что он хочет оплатить проезд, подавал кондуктору сторублёвку, составлявшую все его сбережения. Разумеется, кондуктор не мог дать ему сдачу с такой крупной купюры, и Моргунов ехал бесплатно. Рассказывали, что один кондуктор, неоднократно поймавший Моргунова на таком способе проезда, однажды при выезде в рейс специально взял под отчёт в кассе 99 рублей с копейками, и когда Моргунов подал ему сторублёвку, спокойно выдал ему билет и сдачу. Моргунов так расстроился, что вышел на следующей остановке. (Подобная история описана писателем Паустовским, действительно работавшим кондуктором в трамвае, и относится к 1916 году). Но Моргунов использовал и другой способ бесплатного проезда: он входил в автобус и хорошо поставленным голосом просил пассажиров предъявить билеты, выдавая себя за контролёра. В дальнейшем импозантный актёр таким же образом проходил в баню, на стадион и т. д. Те, кто узнавал его, не решались останавливать, а остальные принимали за важного чиновника, тем более, что он вёл себя соответственно.
Иногда он садился в такси и требовал «следовать за той машиной», в ресторане просил столик, с которого были бы видны «подозреваемые». В обоих случаях он, естественно, ехал и обедал бесплатно, поскольку «жертве» и в голову не приходило брать с него деньги. Иногда подходил к заинтересовавшему его человеку и говорил «Пройдёмте!», а затем спрашивал, как у того дела и почему он за ним пошёл. Для убедительности Евгений Александрович иногда показывал актёрское удостоверение с красной корочкой, в которое «жертва» не всматривалась.
В аэропорту женщина-диспетчер произносит свою банальную фразу, что прибыл такой-то самолёт, улетел такой-то самолёт. Как только прозвучало объявление о посадке какого-то самолёта, Евгений Александрович заорал на весь аэропорт: «Повтори, сучка!» Диспетчер, естественно не услышав эту фразу, говорит: «Повторяю…»
Когда Моргунов был в США и его самолёт пролетал над Большим Солёным озером, он спросил у переводчика, как используется вода этого озера. Тот ответил, что никак, поскольку озеро солёное. Тогда Моргунов предложил засыпать в озеро огурцы и помидоры, а когда они достаточно просолятся — вылавливать и продавать.
Когда в Москву приехала Катрин Денёв и знакомилась с советскими артистами, Моргунов сказал: «А почему это я должен знакомиться именно с Катрин Денёв? Я бы с удовольствием познакомился с Катрин Часов!»
Моргунову кто-то сказал, что он был в числе кандидатов на Сталинскую премию за участие в съёмках фильма «Молодая гвардия», а не получил он премию лишь потому, что играл роль предателя. После этого много лет Моргунов любил приставать к коллегам (особенно к бывшим участникам съёмок этого фильма) с вопросом: «А помнишь, как гениально я сыграл предателя в Молодой гвардии?!»
Фильмография
Актёрские работы
1944 — В шесть часов вечера после войны — артиллерист
1948 — Молодая гвардия — Стахович (в версии 1960-х гг. — Почепцов)
1949 — У них есть Родина
1950 — Секретная миссия
1950 — Донецкие шахтеры — шахтер
1952 — Незабываемый 1919-й — анархист
1953 — Вихри враждебные — анархист
1954 — Командир корабля
1954 — Богатырь идёт в Марто — Гемфри
1955 — Мексиканец — Майкл
1956 — Мать
1956 — Дорога правды
1956 — Павел Корчагин — урка
1959 — Черноморочка
1959 — Василий Суриков — комендант снежного городка
1959 — Белые ночи — стражник
1959 — Аннушка
1959 — Судьба человека — немецкий солдат
1960 — Совершенно серьёзно (Пёс Барбос и необычный кросс) — Бывалый