Умбе́рто Ба́рбаро (итал. Umberto Barbaro) — итальянский кинокритик и публицист. Родился 3 января 1902 года в Ачиреале (Сицилия, Италия), умер 19 марта 1959 года в Риме.
Профессиональные интересы Умберто Барбаро были связаны с публицистикой, театром, кино, критикой и историей изобразительного искусства. В 1923 году, будучи редактором La bilancia, он сотрудничал с Дино Терра, Виничио Паладини и Паоло Флоресом. В 1927 году он был среди лидеров движения имажинистов и одним из футуристов с «левыми» взглядами. Его работы получили известность во Франции, США, России и Германии.[1] Вместе c Антоном Джулио Брагалья он основал «Театр Независимых» (итал. Teatro degli Indipendenti) в Риме.[2] Знание русского и немецкого языков позволило ему переводить на итальянский произведения Генриха фон Клейста, Михаила Булгакова и Франка Ведекинда. Барбаро был журналистом, прозаиком, писал эссе, и его тексты публиковались в ряде журналов того времени.[3]
В 1936 году, совместно с Луиджи Кьярини, он основал Экспериментальный киноцентр в Риме и стал преподавать. В 1936—1948 гг. он служил директором этой киношколы.[4] Под эгидой киноцентра У. Барбаро и Л. Кьярини издавали ежемесячный киножурнал Bianco e Nero. После Второй мировой войны Барбаро возобновил свои исследования в области кино. В особенности его интересовал советский кинематограф. Он продолжил переводить на итальянский труды теоретиков кино, в том числе, Всеволода Пудовкина, Сергея Эйзенштейна, Рудольфа Арнхайма и Белы Балажа. В 1947 году он также переводил Зигмунда Фрейда.[5] В 1945 году Барбаро был назначен специальным уполномоченным Экспериментального киноцентра и занимал эту должность вплоть до 1947 года, когда он был отстранён по политическим мотивам. В 1948—1950 гг. преподавал в Лодзинской киношколе.[4] Умберто Барбаро был одним из основателей неореализма в кино.
Первой кинематографической работой Барбаро стал сценарий документального фильма «Верфи на Адриатике» (1933). Затем был снят полнометражный фильм «Последний враг» (1938, сценарий, режиссура, монтаж).[4][6] После войны, в соавторстве с Роберто Лонги Барбаро создал два короткометражных фильма об итальянских художниках Карпаччо и Караваджо.
В качестве кинокритика Барбаро сотрудничал с газетой L'Unità, еженедельником Vie Nuove e a Filmcritica и журналом L’Eco del cinema, выходящим с периодичностью один раз в две недели.
В честь Умберто Барбаро названы кинематографическая библиотека (итал. Umberto Barbaro Biblioteca del Cinema) в Риме[7] и национальная премия, вручаемая теоретикам кино и кинокритикам (итал. Premio Nazionale Filmcritica, Premio Filmcritica-Umberto Barbaro) (Рим).[8][9]
Публикации (на итальянском языке)
Barbaro U. Luce fredda. — Lanciano: Carabba Ed., 1931. (переизд. — Montepulciano: Ed. Del Grifo, 1990) (рус. Холодный свет) (роман)
Barbaro U. L'isola del sale. — 1935. — (L'Italia letteraria). (переизд. — Bari: Palomar, 2002) (роман)
Barbaro U. L'essenza del can barbone. — Lanciano: Carabba, 1931. — (L'Italia letteraria). (переизд. — Napoli: Liguori Ed., 1996) (короткие рассказы)
L'attore / Barbaro U. (ред.). — Roma: Bianco e Nero Ed., 1938. (см. также этот текст в журнале Bianco e Nero, 2/3, 1938) (рус. Актёр)
Barbaro U. Film: soggetto e sceneggiatura. — Roma: Bianco e Nero Ed., 1939. (рус. Фильм: сюжет и сценарий)
Barbaro U. Il cinema e l'uomo moderno. — Roma: Le Edizioni Sociali, 1950. (рус. Современный человек и кино)
Barbaro U. Poesia del film. — Roma: Filmcritica Ed., 1955. (переизд. — Rome: Bulzoni, 1999) (рус. Поэзия кино)
L'arte dell'attore / Barbaro U., Luigi Chiarini (ред.). — Roma: Bianco e Nero Ed., 1950. рус. Актёрское искусство)
Посмертные публикации
Barbaro U. Il film e il risarcimento marxista dell'arte. — Roma: Editori Riuniti, 1960.
Barbaro U. Servitù e grandezza del cinema / Lorenzo Quaglietti (ред.). — Roma: Editori Riuniti, 1962.
Barbaro U. Il cinema tedesco / Mino Argentieri (ред.). — Roma: Editori Riuniti, 1973.
Barbaro U. Neorealismo e realismo / Gianpiero Brunetta (ред.). — Roma: Editori Riuniti, 1973.
↑Vicina al movimento Immaginista, la casa editrice «La Ruota dentata» pubblica un numero unico di una rivista con questo stesso titolo e numerosi testi futuristi
↑Per il Teatro degli Indipendenti scrive testi, poi rappresentati, tra i quali Il bolide, scalari e vettori, Ancorato al nome di Maria e, insieme a Bonaventura Grassi, L’inferno.
↑ 123Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — С. 36. — 640 с. — 100000 экз.
↑Tra le altre traduzioni: Vsevolod Illarionovič Pudovkin, Film e fonofilm, Roma, Edizioni d’Italia, 1936; Vsevolod Illarionovič Pudovkin,L’attore nel film, Roma, Edizioni dell’Ateneo, 1947; Sigmund Freud, Nuovi saggi di psicanalisi, 1947.
↑Gian Piero Brunetta, Umberto Barbaro e l’idea di neorealismo: 1930—1943, Padua, Liviana Editrice, 1969; Umberto Carpi, Bolscevico immaginista, Napoles, Liguori, 1981; Maria Di Giovanna, Teatro e narrativa di Umberto Barbaro. Rome, Bulzoni, 1992; Lea Durante, Umberto Barbaro e il «realismo» della letteratura, in Umberto Barbaro,L’essenza del can barbone, Napole, Liguori, 1997; Dossier Barbaro, in Cinemasessanta, 303, October-December, Reggio Calabria, Città del sole Ed.,2009.