кинорежиссёр, сценарист, главный редактор ТК «Ностальгия»
Ли́лия Васи́льевна Вью́гина (Вильнюс, СССР) — российский кинорежиссёр, сценарист документальных фильмов. Лауреат премий и конкурсов, неоднократный номинант ТЭФИ, главный редактор телеканала «Ностальгия».
Родилась в Вильнюсе.[1] Окончила школу с золотой медалью, позже — экономический факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. На телевидении с 1992 года.[2] Работала редактором и шеф-редактором программ «Пресс-экспресс», «Процесс», «Тайны века», «Документальный детектив», «Обозреватель» на каналах «ОРТ» и «НТВ». Сотрудничала с Александром Гордоном, Владимиром Соловьевым, Наталией Метлиной, Андреем Егоршевым. Она работала с режиссёрами первых российских клипов на песни Газманова, Маликова, группы «Рондо». С 1994 по 2001 год — соведущая и гостевой редактор авторской программы Александра Лаэртского «Монморанси» (радиостанция «Эхо Москвы»). Публиковалась в «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Независимой газете», альманахе «Зеркало» (Израиль),[3] журнале «Гала-биография». Член Союза журналистов и Союза кинематографистов России. Первый фильм сняла в 1996 году («Иностранец» о барде Евгении Клячкине).[4] В настоящее время — главный редактор телеканала «Ностальгия». Участвует в жюри различных кинематографических конкурсов.[5]
2004 — «Тайна Виленского гетто», д. ф. — «Человек года-2005», премия Федерации еврейских общин России в номинации «Телевидение», диплом фестиваля «Сталкер»-2005, номинировался на ТЭФИ-2005 за лучший сценарий.
2004 — «Большая Медведица», д. ф. — приз зрительских симпатий и диплом за лучший фильм программы «Арт-линия» фестиваля «Московская премьера»-2005, диплома Дирекции фестиваля в Гатчине.
2007 — «Зачем пережила тебя любовь моя… Элем Климов и Лариса Шепитько», — приз зрительских симпатий и диплом за лучший фильм программы «Арт-линия» на фестивале «Московская премьера»-2005, номинирован Первым каналом как лучший документальный фильм 2007 года.
Российского зрителя необходимо не только готовить к просмотру документального кино, но сначала отбить у него охоту смотреть якобы документальное кино на центральных каналах, потому что это — компиляционный продукт, который сделан в соответствии со вкусами продюсеров канала, и к документальному кино очень редко имеет отношение.
Цель моей работы не заключается в зарабатывании денег. Я не устраиваю себе прессинга, чтобы не входить в противоречие с качеством своих работ и со своим здоровьем, позволяя себе получить гонорар за фильм и не работать потом пару-другую месяцев.
Я стараюсь быть нейтральной. Конечно же, у меня есть своя точка зрения, но я ее не показываю. Но если зритель впоследствии ее угадывает, то я считаю, что сделала свою работу не зря.
Совместно с Л. Вьюгиной изданы два проекта памяти барда Евгения Клячкина — «Концерт во ВГИКе», ч. I и ч. II.[22]
Картину Вьюгиной «Деревня „дураков“» о деревне, где живут люди с нарушениями умственного и физического развития, увидел Владимир Спиваков, и в результате его фонд взял шефство над этой деревней.[23]