А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Герасимов, Сергей Аполлинариевич»

Сергей Герасимов
Фото
Фотография Сергея Герасимова
Имя при рождении:

Сергей Аполлинариевич Герасимов

Дата рождения:

21 мая (3 июня) 1906(1906-06-03)

Место рождения:

с. Кундравы,
Троицкий уезд,
Оренбургская губерния,
Российская империя

Дата смерти:

26 ноября 1985(1985-11-26) (79 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист, актёр, драматург, педагог

Карьера:

1924—1985

Награды:
Герой Социалистического Труда  — 1974
Орден Ленина  — 1961 Орден Ленина Орден Ленина  — 1966 Орден Ленина  — 1974
Орден Октябрьской Революции Орден Трудового Красного Знамени  — 1940 Орден Трудового Красного Знамени  — 1950 Орден Красной Звезды  — 1944
Орден Белого льва 3 степени
Народный артист СССР— 1948 Ленинская премия — 1984 Сталинская премия — 1941 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1951 Государственная премия СССР — 1971 Премия Ленинского комсомола — 1970
IMDb:

ID 0314046

Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения С. А. Герасимова

Серге́й Аполлина́риевич Гера́симов (1906—1985) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр кино, драматург и педагог. Лауреат Ленинской (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1948). Член ВКП(б) с 1943 года.

Содержание

Биография

С. А. Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года в станице Кундравинской (ныне село Кундравы в Чебаркульском районе Челябинской области, Россия), (по другим сточникам - в Екатеринбурге[1], Златоусте[2], п. Десятилетие[3][4]

В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году (по другим данным — в 1930-м[5]) окончил Техникум сценических искусств.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.

Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: Чиновника («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.

В мастерской «ФЭКС» Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист.

Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».

Режиссёрским дебютом Герасимова был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. И. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сценарий совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сценарист Герасимов).

В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, сценарий Герасимов совместно с Ю. П. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Ф. Макарова, П. М. Алейников и др.).

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938), поставлен Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с 3. С. Маркиной и М. С. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.

Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939). Автор сценария и режиссёр — С. Герасимов, главный оператор — В. Т. Яковлев.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941, сценарий Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».[6]

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944—1946 годах Герасимов возглавлял ЦСДФ. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Герасимов осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия».

Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков.

Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

Совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году, по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 году фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х гг. Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Автор сценария и режиссёр С. А. Герасимов, главный оператор В. А. Рапопорт. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на Мкф в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Мкф в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Вкф в Москве (1958).

Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, Николай Розанцев, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Ж. А. Болотова, Г. А. Польских и многие другие.

Являлся также художественным руководителем творческого объединения московской ЦКДЮФ имени М. Горького.

Герасимов выступал и как драматург — он автор пьес «Учитель» (1939), «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.

В 1960-х годах Герасимов перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин («Журналист», «У озера», «Любить человека») социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

Знаменитый фильм А. Я. Аскольдова «Комиссар» обязан Герасимову в полном смысле слова своим существованием. Выяснилось, что Герасимов проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ, предписывавший смыть все негативы «антисоветского» фильма «Комиссар». После смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный уцелевший негатив фильма, хранившийся там все эти годы.

Последние годы

Актёрам не рекомендуется ложиться в гроб, даже если это требуется по ходу сцены. Считается, что снятый в гробу исполнитель вскоре окажется в нём по ходу уже совсем иного сценария. Суеверные стараются подложить вместо себя двойника[источник не указан 574 дня].

На съёмках «Льва Толстого» (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1984) Сергея Герасимова уговаривали отказаться от этой сцены. Но Герасимов был создателем фильма. Он вложил в него всё. И стоял на своём, считая непорядочным и по отношению к творчеству, и просто по-человечески подстраховаться двойником[источник не указан 574 дня].

Умер С. А. Герасимов спустя год после выхода на экраны «Льва Толстого» 26 ноября 1985 года, (по другим источникам - 28 ноября[7]), после операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

  • жена — Т. Ф. Макарова (1907—1997), которая играла главные роли во многих его фильмах.
  • приёмный сын — племянник жены, писатель и киносценарист А. С. Макаров (1931—1995).

Фильмография

Режиссёрские и сценарные работы

  • 1929 — Двадцать два несчастья (Две страсти активиста Иванова / Пять Маратов) (режиссёр, совместно с С. И. Бартеневым) — не сохранился
  • 1932 — Сердце Соломона (Интернационал) (сценарист, режиссёр, совместно с М. Кресиным)
  • 1932 — Лес (сценарист, совместно с И. Л. Прутом, режиссёр) — не вышел на экраны
  • 1934 — Люблю ли тебя?
  • 1936 — Семеро смелых
  • 1938 — Комсомольск
  • 1939 — Учитель
  • 1941 — Маскарад (по пьесе М. Ю. Лермонтова)
  • 1941 — Старая гвардия
  • 1941 — Боевой киносборник № 1
  • 1941 — Встреча с Максимом
  • 1941 — Чапаев с нами (сценарист)
  • 1943 — Непобедимые (совместно с М. К. Калатозовым)
  • 1943 — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии (сценарист и режиссёр совместно с другими)
  • 1944 — Большая земля
  • 1948 — Молодая гвардия (по роману А. А. Фадеева)
  • 1950 — Освобождённый Китай (документальный фильм совместно с киноработниками Китая)
  • 1951 — Сельский врач
  • 1954 — Надежда (сценарист и режиссёр)
  • 1956 — Дорога правды (сценарист)
  • 1958 — Тихий Дон (по роману М. А. Шолохова)
  • 1958 — Память сердца (сценарист)
  • 1959 — Говорит спутник (сценарист и режиссёр совместно с Б.Волчеком, В.Дорманом и Г.Оганесяном)
  • 1961 — Карьера Димы Горина (художественный руководитель фильма)
  • 1961 — У Крутого Яра (художественный руководитель фильма)
  • 1962 — Люди и звери
  • 1967 — Журналист
  • 1970 — У озера
  • 1972 — Любить человека
  • 1974 — Дочки-матери
  • 1976 — Красное и чёрное
  • 1980 — Юность Петра
  • 1981 — В начале славных дел
  • 1984 — Лев Толстой

Актёрские работы

  • 1925 — Мишки против Юденича — Шпик
  • 1926 — Чёртово колесо (Моряк с «Авроры») — «Человек-вопрос», фокусник, главарь бандитской шайки
  • 1926 — Шинель — Ярыжка, шулер-шантажист
  • 1927 — Союз великого дела (С. В. Д.) — Медокс
  • 1927 — Братишка — 2-й шофёр
  • 1927 — Чужой пиджак — агент Скальковский
  • 1929 — Новый Вавилон (Штурм неба) — журналист Лутро
  • 1929 — Обломок империи (Господин фабком) — Меньшевик
  • 1931 — Одна — Председатель сельсовета
  • 1932 — Три солдата (Зачем вы здесь?) — Командир стального полка
  • 1933 — Дезертир (Теплоход «Пятилетка») — Второй бонза
  • 1934 — Разбудите Леночку
  • 1935 — Граница (Старое Дудино) — Портной Яков
  • 1938 — Выборгская сторона — эсер Ропшин
  • 1938 — Комсомольск — Шпион (в титрах не указан)
  • 1941 — Маскарад — Неизвестный
  • 1962 — Люди и звери (Menschen und Tiere) — князь Львов-Щербацкий
  • 1967 — Журналист — Алексей Петрович Колесников
  • 1969 — У озера
  • 1974 — Дочки-матери — Пётр Воробьёв
  • 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни — документальный фильм о П. М. Алейникове
  • 1984 — Лев Толстой — Лев Толстой

Театральные постановки

  • 1952 — «Седая девушка», по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни (вместе с С. И. Самсоновым и Т. М. Лиозновой[8]), — Театр Вахтангова

Признание

Премии

  • Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Учитель» (1939)
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Молодая гвардия» (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за фильм «Освобождённый Китай» (1950)
  • премия Ленинского комсомола (1970) — за создание фильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большуюобщественно-политическую деятельность
  • Государственная премия СССР (1971) — за фильм «У озера» (1969)
  • Ленинская премия (1984) — за кинофильмы последних лет

Награды и звания

  • Народный артист СССР (1948)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Четыре ордена Ленина (1961, 1966, 1974, ?)
  • Орден Октябрьской Революции
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
  • Орден Красной Звезды (1944)
  • Орден Белого льва III степени (Чехословакия)
  • Ордена и медали иностранных государств.
  • Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)
  • ВКФ (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)
  • ВКФ (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)
  • Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Карловых Варах (1958, Большая премия «Хрустальный глобус» «За создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)
  • МКФ в Карловых Варах(1970, Главный приз, фильм «У озера»)
  • ВКФ (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)
  • ВКФ (1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)
  • ВКФ(1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)
  • МКФ в Карловых Варах (1984, Большая премия («Хрустальный глобус»), фильм «Лев Толстой»)
  • ВКФ(1985, Главный спец. приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)[9]

Профессиональная и общественно-педагогическая деятельность

  • Профессор Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве (1946)
    • В 1986 году имя Герасимова присвоено ВГИКу
  • Действительный член АПН СССР (1978)
  • Депутат ВС СССР 3—4 созывов (1950—1958)
  • Доктор искусствоведения (1967)
  • Член Президиума Советского комитета защиты мира (с 1950)
  • Секретарь правления СК СССР
  • Член СП СССР

Примечания

  1. Герасимов Сергей Аполлинариевич — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  2. Сергей Герасимов (Sergey Gerasimov)
  3. Родной край - Герасимов Сергей Аполлинариевич
  4. ? По данным БСЭ родился в Екатеринбурге, по данным Театральной энциклопедии — в Златоусте.
  5. Согласно картотеке Драматического факультета Техникум сценических искусств окончил — в 1930-м. См.: Страницы истории: СПбГАТИ. СПб., 2000. С.226. — ISBN 5-88689-001-7
  6. 30 лет Советской кинематографии: сб. 1950. С. 173.
  7. Герой Соц.Труда Герасимов Сергей Аполлинариевич :: Герои страны
  8. См., например: «Самсон Самсонов о Бондарчуке»: Воспоминания
  9. Герасимов, Сергей Апполинарьевич — RuData.ru

Литература

  • Парфёнов Л. А. Сергей Герасимов. — М.: Искусство, 1975. — 280, [46] с. — (Мастера советского кино).

Ссылки

Hero of Socialist Labor medal.png Герасимов, Сергей Аполлинариевич на сайте «Герои страны»


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную