Эта статья о кинорежиссёре. О других носителях фамилии Годар — см. Годар (значения)
Жан-Люк Года́р (фр. Jean-Luc Godard, 3 декабря 1930(19301203)) — франко-швейцарский кинорежиссёр, актёр, сценарист и кинопродюсер марксистских убеждений, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе. Его фильмы 1960-х годов оказали революционное влияние[1] на мировое киноискусство.
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом[источник не указан 25 дней] и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́) была родом из семьи швейцарских банкиров.
Годар получил начальное образование в Ньоне (Швейцария), затем с 1948 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона[2]. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию. Будучи студентом, много времени проводил в кинематографических клубах Парижа, во французской синематеке. В 1951 году начал писать статьи о кино в специализированном журнале.
В 1954 году дебютирует как кинорежиссёр короткометражным фильмом «Операция бетон». В 1960 году у Годара выходит первый полнометражный фильм «На последнем дыхании», ознаменовавший собой появление «новой волны» в кинематографе. Следующий фильм Годара «Маленький солдат» (1960) был запрещён цензурой и увидел свет только спустя три года.
Следующие фильмы Годара «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение» исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом. В 1965 году выходит фильм «Альфавиль» — фантастическая антиутопия, обличающая технократию и тоталитаризм.
Годар активно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идейных лидеров «левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.
Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Страсть», «Имя: Кармен».
В 1990-х Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.
В последнее время Годар часто принимает участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».
Кинематограф — это маленькое общество, сложившееся сто лет назад, в котором были человеческие отношения, деньги, женщины, а теперь с ним покончено. История кино — это не история фильмов, точно так же, как история живописи — не история картин. Кино просуществовало совсем недолго. Я пытался сделать нечто совсем иное. Но сегодня я жму только на одну кнопку… Жан Люк Годар
Обвинения в антисемитизме
Годара часто обвиняют в антисемитизме. В частности, о его антисемитских взглядах и высказываниях пишут его биографы Колин Маккаби, Ричард Броди и Антуан де Бек. Известно также, что Годар является отрицателем Холокоста.[3]
В 1978 году во время чтения лекции в Монреале Годар сообщил, что он происходит из семьи, где сочувствовали и симпатизировали нацистам. Годар заявил:
Мой дед не был антисионистом, но был ярым антисемитом. Я так же горячо выступаю против сионизма, как мой дед в свое время выступал против евреев
Годар также называл Израиль «раковой опухолью Ближнего Востока» и открыто поддерживал теракты-самоубийства палестинских террористов.[4]
1955 — «Кокетка» / Une femme coquette (короткометражный)
1956 — «Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
1957 — «Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
1957 — «История воды» / Une histoire d’eau(совместно с Ф. Трюффо)
1959 — «На последнем дыхании» / À bout de souffle
1960 — «Маленький солдат» / Le Petit Soldat
1961 — «Женщина есть женщина» / Une femme est une femme
1962 — «Семь смертных грехов» (эпизод «Лень») / Les Sept Péchés capitaux (sketch La Paresse)
1962 — «Жить своей жизнью» / Vivre sa vie
1962 — «РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)
1963 — «Карабинеры» / Les Carabiniers
1963 — «Презрение» / Le Mépris
1964 — «Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part
1964 — «Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc)
1964 — «Замужняя женщина» / Une femme mariée
1965 — «Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
1965 — «Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
1965 — «Безумный Пьеро» / Pierrot le fou
1966 — «Мужское — женское» / Masculin, féminin
1966 — «Сделано в США» / Made in U.S.A.
1967 — «Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
1967 — «Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
1967 — «Китаянка» / La Chinoise
1967 — «Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil)
1967 — «Уик-энд» / Week end
1968 — «Один плюс один (Сочувствие дьяволу)(» / One plus one (Sympathy for the Devil)
1968 — «Фильм, как фильм» / Un film comme les autre
1968 — /Cinétracts
1969 — «Веселая наука» / Le Gai Savoir
1969 — «Любовь и гнев» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour)
1993 — «Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie
1995 — «ЖЛГ — автопортрет в декабре» / JLG — Autoportrait de décembre
1995 — «Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français
1996 — «Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart
1998 — «Старые места» / The Old Place
1998 — «История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
2000 — «Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle
2001 — «Хвала любви» / Éloge de l’amour
2002 — «На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)
2004 — «Наша музыка» / Notre musique
2010 — «Социализм» / Film Socialisme
Библиография
Жан-Люк Годар. Страсть: между чёрным и белым. Б.м.: Совместное издание Министерства иностранных дел Франции и Министерства культуры Швейцарии к ретроспективному показу фильмов Жана-Люка Годара в Советском Союзе, 1991.
На последнем дыхании (1959) •Маленький солдат (1960) •Женщина есть женщина (1961) •Жить своей жизнью (1962) •Карабинеры (1963) •Презрение (1963) •Посторонние (1964) •Замужняя женщина (1964) •Альфавиль (1965) •Безумный Пьеро (1965) •Мужское — женское (1966) •Сделано в США (1966) •Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967) •Китаянка (1967) •Уикенд (1967) •Дьявольское очарование (1968) •Радость познания (1969) • •В час ночи (1972) •Всё хорошо! (1972) •Письмо Джейн (1972) •Номер два (1975) •Здесь и там (1976) •Спасай кто может (жизнь) (1980) •Страсть (1982) •Имя: Кармен (1983) •Приветствую тебя, Мария (1985) •Детектив (1985) •Мягко стелет (1986) •Король Лир (1987) •Держитесь справа (1987) •Новая волна (1990) •Германия, девять — ноль (1991) •ЖЛГ — автопортрет в декабре (1995) •Моцарт — навсегда (1996) •История(и) кино (1998) •Хвала любви (2001) •Наша музыка (2004) •Социализм (2010)