А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Александров, Григорий Васильевич (режиссёр)»

Григорий Александров
Фото
Имя при рождении:

Григорий Васильевич Мормоненко

Дата рождения:

10 (23) января 1903(1903-01-23)

Место рождения:

Екатеринбург, Пермская губерния
Российская империя

Дата смерти:

16 декабря 1983(1983-12-16) (80 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя → Flag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

кинорежиссёр,
сценарист
актёр,
театральный педагог

Направление:

социалистический реализм

Награды:
Герой Социалистического Труда  — 1973
Орден Ленина  — 1950 Орден Ленина  — 1939 Орден Ленина  — 1973
Орден Трудового Красного Знамени  — 1953 Орден Трудового Красного Знамени  — 1963 Орден Трудового Красного Знамени  — 1967
Орден Дружбы народов  — 1983 Орден Красной Звезды  — 1935
Народный артист СССР— 1948 Сталинская премия — 1948 Сталинская премия — 1950
IMDb:

ID 0017893

Григо́рий Васи́льевич Алекса́ндров (настоящая фамилия — Мормоненко; 1903—1983), советский российский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Герой Социалистического Труда (1973)[1]. Член КПСС с 1954 года.

Содержание

Биография

Григорий Мормоненко родился 10 (23) января 1903 года в семье уральского горнорабочего, начал свою трудовую деятельность с девяти лет.

С 1912 года работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра.

1917 год — окончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки)

1920 год — окончил режиссёрские курсы Рабоче-крестьянского театра при губнаробразе и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию.

1921 год — работает актёром Московского первого рабочего театра Пролеткульта. Знакомится с Сергеем Эйзенштейном. Вместе они участвуют в создании нескольких спектаклей. Александров играет роль Глумова в поставленном Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В спектакле были использованы цирковые трюки и эксцентрика.

1924 год — участвует в работе над сценарием и помогает Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), снимается в них как актёр.

1927 год — выступает как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма Энзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929).

C 1929 по 1932 совместно с Эйзенштейном и оператором Э. К. Тиссе работает в США, где обучается мастерству у своих коллег в Голливуде.

1932 год — вместе с Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику снимает фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

1932 год — возвращается в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снимает фильм «Интернационал», прославляющий Сталина и его политику.

1933 год — встречается на даче у М. Горького со Сталиным. Вождь поручает создать для советского зрителя комедию.

1934 год — заканчивает съёмки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», выдвигались обвинения в халтуре и плагиате. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался Максим Горький. Он помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро и добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля (1934). Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

1936 год — снимает фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан Александровым, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

1936 год — по личному поручению Сталина снимает и монтирует фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».

1938 год — выпускает комедию «Волга-Волга», имеющую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.

1940 год — выходит фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. В. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947). В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомиллионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность. В 1949 году снял фильм «Встреча на Эльбе».

В 1951—1957 годы — художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе.

В 1960 году снял фильм «Русский сувенир».

1973 год — снимает свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», который так и не вышел на экраны.

1976 год — книга воспоминаний «Эпоха и кино».

1979 год — на базе материалов, снятых группой Эйзенштейна, смонтировал фильм «Да здравствует Мексика!» Приз Московского международного кинофестиваля.

1983 год — снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».

16 декабря 1983 года — Александров умирает от инфекции в почках в Кремлевской больнице, куда его положили на обследование. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Фильмография

  1. 1925 — Броненосец Потёмкин (сорежиссёр)
  2. 1927 — Октябрь (сорежиссёр)
  3. 1929 — Старое и новое
  4. 1930 — Спящая красавица (сценарий)
  5. 1930 — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
  6. 1932 — Интернационал
  7. 1934 — Весёлые ребята
  8. 1936 — Цирк
  9. 1937 — Доклад тов. Сталина о проекте Конституции СССР на VII Чрезвычайном Съезде Советов
  10. 1938 — Волга-Волга
  11. 1938 — Первое мая
  12. 1940 — Светлый путь
  13. 1940 — Время на солнце (документальный)
  14. 1943 — Одна семья
  15. 1944 — Каспийские люди
  16. 1947 — Весна
  17. 1949 — Встреча на Эльбе
  18. 1952 — Композитор Глинка
  19. 1958 — Человек человеку
  20. 1960 — Русский сувенир
  21. 1965 — Перед Октябрём
  22. 1965 — Ленин в Швейцарии ТВ
  23. 1974 — Скворец и Лира
  24. 1979 — Да здравствует Мексика!
  25. 1983 — Любовь Орлова (документальный)

Награды и премии

  • МКФ в Венеции (1934, Премия за режиссуру, фильм «Веселые ребята»)
  • Орден Красной Звезды (11 января 1935)
  • Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Гран-при, фильм «Цирк»)
  • Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии» (1940)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Цирк» (1936) и «Волга—Волга» (1938)
  • МКФ в Венеции (1947, Приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна»)
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Встреча на Эльбе» (1949)
  • Народный артист СССР (1948)
  • МКФ в Братиславе (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Готвальдове (1949,Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Марианских Лазнях (1950, Приз, фильм «Встреча на Эльбе»)
  • МКФ в Локарно (1953, Приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка»)
  • МКФ в Эдинбурге (1953, Почётный диплом, фильм «Композитор Глинка»)
  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Три ордена Ленина (1939, 1950, 1973)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967)
  • МКФ в Венеции (1979, Приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!»)
  • МКФ в Москве (1979, Почётный Золотой Приз, фильм «Да здравствует Мексика!»)[2]
  • Орден Дружбы народов (21 января 1983)
  • Медали
  • Ордена и медали иностранных государств.

Любопытный факт

  • Александров назвал своего сына Дугласом — в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса.

Анекдоты

« Молодой Александров был учеником Эйзенштейна. Ютился у него в общежитии Пролеткульта. Там же занимал койку молодой Иван Пырьев.

У Эйзенштейна был примус. И вдруг он пропал. Эйзенштейн заподозрил Пырьева и Александрова. Но потом рассудил, что Александров — модернист и западник. И старомодный примус должен быть ему морально чужд. А Пырьев — тот, как говорится, из народа…

Так Александров и Пырьев стали врагами. Так наметились два пути в развитии советской музыкальной кинокомедии. Пырьев снимал кино в народном духе («Богатая невеста», «Трактористы»). Александров работал в традициях Голливуда («Весёлые ребята», «Цирк»),

»

— С. Довлатов, «Соло на ундервуде».

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт. (стр. 453)
  2. Александров, Григорий Васильевич — RuData.ru

Литература

  • Фролов И. Д. Григорий Александров. — М.: Искусство, 1976. — 226 с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз.

Ссылки

Hero of Socialist Labor medal.png Александров, Григорий Васильевич (режиссёр) на сайте «Герои страны»


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную