Ма́йя Де́рен (англ. Maya Deren, настоящее имя Элеоно́ра Деренко́вская; 29 апреля 1917, Киев, Украина — 13 октября 1961, Нью-Йорк, США) — американский режиссёр независимого кино, хореограф, этнограф, теоретик авангарда.
Дочь психиатра Соломона-Давида Деренковского и актрисы Марии Фидлер (названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе). В 1922 году вместе с родителями переехала из Украины в США. Жила и училась в городе Сиракьюс, штат Нью-Йорк; входила в кружки троцкистской молодёжи (Троцкому симпатизировал её отец). С начала 1940-х годов сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «чёрного танца» Кэтрин Данэм, была её личным секретарём; под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов. В 1942—1947 годах была замужем за чешским авангардным фотохудожником и кинорежиссёром Александром Хакеншмидом(англ.)русск. (псевдоним — Хаммид), обучившим её основам кино. В 1943 году взяла псевдоним Майя Дерен. В эти годы общалась с Андре Бретоном, Марселем Дюшаном, Джоном Кейджем, Анаис Нин, Грегори Бейтсоном, Энтони Тюдором. Умерла от кровоизлияния в мозг, что связывают с её употреблением амфетаминов с начала 1940-х годов. Много лет друживший с ней поэт Джеймс Меррилл сделал её героиней своей поэмы «Книга Эфраима» (1976).
Прах Майи Дерен был развеян над горой Фудзи.
Творчество и признание
Наиболее известна короткометражная немая лента Дерен «Полуденные сети» (1943; саундтрек был присочинён позже), в 1947 году удостоенная Международного приза за экспериментальный фильм в Каннах. Кинематограф Майи Дерен критики определяют как «поэтическую психодраму», «кино транса». Сюжета в её короткометражных фильмах нет; задача киноизображения — с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической заворожённости. Как правило, снималась в собственных фильмах сама, снимала друзей и близких (Хаммида, Дюшана, Кейджа, Анаис Нин). Творческий почерк Майи Дерен, связанный с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов и Жана Кокто, предвосхитил кино американского андеграунда (Стэн Брэкидж, Йонас Мекас, Кеннет Энгер, Дж. Смит), оказал влияние на фильмы Дэвида Линча.
В 1986 году Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.
Фильмография
Год
Русское название
Оригинальное название
Роль
1943
ф
Ведьмина колыбель
Witch’s Cradle
~
1943
ф
Полуденные сети
Meshes of the Afternoon
~
1944
ф
На берегу
At Land
~
1945
ф
Хореографический этюд для камеры
A Study in Choreography for Camera
~
1947
ф
Ритуал в преображённом времени
Ritual in Transfigured Time
~
1948
ф
Размышление о насилии
Meditation on Violence
~
1958
ф
Неотступный взгляд ночи
The Very Eye of Night
~
1985
ф
Божественные всадники: живые боги Гаити
Divine Horsemen: The Living Gods of Haiti
~
Фильмы о Майе Дерен
Invocation: Maya Deren, dir. Jo Ann Kaplan (1987)
In The Mirror of Maya Deren, dir. Martina Kudlacek (2001, о фильме см.: [1], [2])
Литература
An Anagram of Ideas on Art, Form and Film (англ.). — New York: Alicat Book Shop Press, 1946.
Sitney P. A. Visionary Film: the American Avant-Garde 1943—1978 (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1979.
The Legend of Maya Deren: A Documentary Biography and Collected Works (англ.): Vol. I, Part 1—2 / Veve A. Clark, Millicent Hodson, eds. — N. Y.: Anthology Film Archives / Film Culture, 1984—1988 (издание продолжается).
Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Sindy Sherman (англ.) / Shelley Rice, ed. — Cambridge: MIT Press, 1999.
Maya Deren and the American Avant-Garde (англ.) / Bill Nichols, ed. — Berkeley: University of California Press, 2001.
Хренов А. Маги и радикалы: век американского авангарда. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 408 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-86793-842-0
Ссылки
Майя Дерен(англ.) на сайте Internet Movie Database