Джон Джост (англ. Jon Jost, род. 16 мая 1943) — американский режиссёр, сценарист, продюсер, оператор, композитор, монтажёр, единолично осуществляющий все функции при создании своих фильмов. Назван критиками «воплощением зрелости, отчуждённости и неудовлетворённости режиссёра независимого кино» (англ. the epitome of the aging, alienated and aggrieved independent film director).
БиографияРодился в Чикаго в 1943 году в семье военного. Исключён из колледжа в 1963 году, формально — за неуспеваемость. Более никакого специального образования не получал. Самостоятельно начал снимать кинофильмы, которые сам задумывал, создавал сценарии, выступал режиссёром, оператором и монтажёром. В 1965 году был заключен в тюрьму на 27 месяцев за уклонение от постановки на воинский учёт и прохождения службы. После освобождения занялся хроникально-документальным кино, участвовал и производил съёмки массовых беспорядков, которые предшествовали президентским выборам 1968 года. Исповедовал маргинальные взгляды на жизнь и общество потребления: с 1972 по 1976 год жил в штате Монтана, где попрошайничал, ночевал в мусорных контейнерах. Джон Джост первый полнометражный фильм выпустил в 1974 году, который создал в заброшенном гаражном боксе без света и воды. На первых этапах творчества наибольшее внимание уделял вопросам, связанным с различными аспектами жизни в США, провинциальной, «непарадной» Америки. Для подачи материала использует разнообразные формы: от традиционного эссе до авангардных форм повествования. Его работы широко демонстрируются на кинематографических фестивалях с 1975 года, где он 6 раз получал различные награды. В начале 1990-х годов жить и работать в США отказывается. В 1993 году уезжает в Европу, где снимает в различных странах, наиболее часто в Италии, и создаёт несколько документальных фильмов. В 2004 году прилетает в США, отметив приезд выпуском картины «Возвращение домой» (англ. Homecoming), которую сам позже обозначит, как «первую часть „Трилогии Бу́шу“». Его гражданское кредо выражено во фразе из фильма «Ловушка»: «Деньги — это первый и последний обман… Деньги — это дорога в ад и надежный способ тем, у кого они есть, считать себя лучше тех, у кого их нет… Это горы лжи, запакованные в национальные флаги, которые заставляют бедных мальчиков идти на смерть, чтобы те, у кого они есть, могли сидеть дома, потягивая изысканную бурду… Деньги — это первый шаг на долгой дороге, ведущей в никуда» Наиболее известные работыSpeaking Directly«Откровенно говоря (некоторые американские заметки)» (англ. Speaking Directly: Some American Notes, 1973 год) — кинематографическое эссе о политической и социальной ситуации в США в разгар вьетнамской войны и Уотергейта. Снят на любительскую камеру формата 16 мм. Включён в программу Эдинбургского кинофестиваля 1975 года. Отобран в ведущие кинематографические коллекции мира: МоМА, BFI, «Арсенал» (Институт и киноархив Германии), Австралийский институт кино. Last Chants for a Slow Dance«Последние песни для медленного танца» (англ. Last Chants for a Slow Dance, 1977 год) — фильм в жанре роуд-муви. Главный персонаж Том Бейтс (Том Блейер) — водитель грузовика, исследуемый на его пути от бытовой неприязни к окружающим к немотивированному убийству. «Пугающий портрет люмпен-пролетария» (обозрение «Chicago Reader»). Slow Moves«Медленные движения» (англ. Slow Moves, 1983 год) — неторопливая романтическая история двух молодых людей, которые после непродолжительного ухаживания решают жить вместе. Жизнь приносит обычные проблемы, недостаток денег, серые будни. В попытке убежать к иллюзорной свободе, два этих «гадких утёнка» предстают то нелепыми, трагичными, грязными, то лирическими и прекрасными. Картина получила главный приз МКФ авторского фильма в Сан-Ремо. All the Vermeers in New YorkFrameupИзбранная фильмография
Примечания
Ссылки
|