Отар Дави́дович Иоселиа́ни (груз. ოთარ იოსელიანი , р. 2 февраля 1934(19340202), Тифлис) — грузинско-французский кинорежиссёр, сценарист, актёр. С 1984 года жил и работал во Франции, куда эмигрировал из-за проблем с советской цензурой. Согласно интервью 2006 года, живёт в Грузии, снимает кино во Франции[1]. Известен крайне антироссийскими высказываниями[2].
Отар Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тифлисе (ныне Тбилиси), Грузинская ССР.
Учился на механико-математическом факультете МГУ. В 1965 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко).
В 1962 году Иоселиани поставил короткометражную ленту «Апрель», а в 1964 году снял документальный фильм «Чугун», показав в нём один день работы металлургического завода. Уже для этих фильмов был характерен оригинальный режиссёрский стиль, который ярко проявился в его первой полнометражной картине «Листопад» (1966), удостоенной в Каннах приза ФИПРЕССИ и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. В 1971 году на экраны вышел фильм «Жил певчий дрозд», а в 1976 году режиссёр поставил «Пастораль», получившую приз ФИПРЕССИ на Берлинском фестивале.
С начала 1980-х годов Отар Иоселиани работает во Франции, там он снял несколько документальных и короткометражных картин: в 1984 году фильм «Фавориты луны», удостоенный на Венецианском кинофестивале Специального приза жюри. Этой же премией были отмечены ещё два фильма Иоселиани — «И стал свет» (1989) и «Разбойники. Глава VII» (1996). В 1999 году на экраны вышел фильм Отара Иоселиани, в котором он сыграл и одну из главных ролей — «Прощай, дом родной!» (в российском кинопрокате получивший название «Истина в вине»).
Лауреат Царскосельской художественной премии (2001).
Политические взгляды
В 2006 году позиционировал себя как глобалиста в кинематографе[4].
Отар Иоселиани о событиях военного конфликта России с Грузией 08.08.08:
Но знаете, несмотря на все безобразия, которые произошли с приходом оголтелых русских войск,— а выяснилось, что это просто мародёры и насильники, армия не может быть такой,— ненависти у Грузии нет. Кстати, эта традиция ведётся издалека. Когда советские войска вошли в Германию, ничего, кроме насилия, они не творили, с благословения, разумеется, вождя.
По словам журналиста АиФ Алексея Попова, в одном из своих интервью режиссёр Отар Иоселиани отразил традицию «двухвековой грузинской русофобии»[5], сказав следующее:
Я отличаюсь от Кикабидзе тем, что никаких орденов ни с одной, ни с другой стороны не получал. А вы не можете мне вправить мозги, потому что вы ничего не понимаете!.. И оставьте меня в покое! Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть. Это очень серьёзно. Поэтому живите с русскими, как вам угодно. Целуйтесь с ними и говорите, что НАТО — это опасно, а Россия — это безопасно. Но возврат к прежнему невозможен! Двести лет терпения и презрения кончились!
— «До и после Иоселиани», интервью О. Иоселиани журналисту А. Рутковскому[2].
Однако в 2010 году Отар Иоселиани сообщил, что покажет свою картину в Москве, и обратился в Сбербанк России за безвозмездной финансовой помощью[6]:
Во Франции картина столкнулась с трудностями. Есть здесь комиссия, выдающая некую сумму для запуска фильма и для поддержки проекта. Эта комиссия решила, что хватит заниматься искусством. Надо давать людям ту пищу, которую они требуют. Надо, чтобы залы были полны. А залы заполняют американские фильмы, которые штампуются как из-под пресса. На них ходят потому, что к этой пище привыкли. Во Франции мы не получили ни копейки ни от государства, ни от телевидения. Поэтому я обратился за помощью в Сбербанк России, который занимается меценатством. И Сбербанк пошёл нам навстречу и дал миллион евро, который нас спас.
— Отар Иоселиани «петь не будет» (chantera pas)
Фильмография
Документальные фильмы
1957 — Акварель (фильм)
1959 — Саповнела
1964 — Чугун
1969 — Старинная грузинская песня
1982 — 7 пьес для чёрно-белого кино / 7 pièces pour le cinéma noir et blanc
— Эускади, 1982 / Euskadi, 1982
1988 — Маленький монастырь в Тоскане / Un petit monastère en Toscane
1994 — Грузия одна / Seule, Géorgie
Художественные фильмы
Короткометражные
1957 — Акварель
1962 — Апрель / აპრილი
Полнометражные
1966 — Листопад / გიორგობისთვე
1970 — Жил певчий дрозд / იყო შაშვი მგალობელი
1975 — Пастораль / პასტორალი
1984 — Фавориты луны / Les favoris de la lune
1989 — И стал свет / Et la lumière fut
1992 — Охота на бабочек / La Chasse aux papillons
1996 — Разбойники, глава VII / Brigands, chapitre VII
1999 — Истина в вине / Adieu, plancher des vaches!
↑«В кино пахнет жареным» «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4210 от 31 октября 2006, Отар Иоселиани: «Я хотел бы категорически заявить, что не существует ни грузинского, ни французского, ни русского кинематографа. Существует кино как способ выражения личности, которая хочет поделиться своим опытом жизни, и никакой национальный или этнический бульон тут не имеет значения».
↑«200 лет „презрения и ненависти“: особенности грузинской русофобии» «Аргументы и факты» от 05 сентября 2010: «Шокировали слова (Отара Иоселиани) о «двух веках терпения и презрения». Однако на самом деле ничего принципиально нового в этих словах нет. Они отражают традицию двухвековой грузинской русофобии».