Ян Ка́дар (чеш. Ján Kadár; 1 апреля 1918, Будапешт, Австро-Венгрия — 1 июня 1979, Лос-Анджелес, США) — словацкий сценарист и режиссёр, работавший в Словакии, Чехии, США и Канаде. Большинство фильмов снял совместно с Эльмаром Клосом. Их дуэт получил премию «Оскар» за фильм «Магазин на площади» (чеш. Obchod na korze, 1965). Будучи профессором FAMU в Праге, Кадар был наставником большинству представителей Новой волны шестидесятых.[1]
Кадар родился в Будапеште, столице Венгерского королевства, но вырос в Рожняве, Словакии, затем изучал право в университете Братиславы, пока не перевелся на Отделение кино в Школе Индустриальных искусств[2]. Во время Второй мировой войны, его родной город стал частью Венгрии, где вводились законы против евреев и Кадар попал в трудовой лагерь. После войны, Кадар начал карьеру сначала в Братиславе с документального фильма «Жизнь поднимается с руин» (словацк. Na troskách vyrastá život, 1945), стал коммунистом, сняв несколько идеологических фильмов, а затем переехал в Прагу. Начиная с 1952, он сотрудничал с Эльмаром Клосом. В 1968 эмигрировал в США, где был режиссёром художественных и теле фильмов, а также снимал кино в Канаде.
Избранная фильмография
Жизнь поднимается из руин (Na troskách vyrastá život, 1945)
Они лично ответственны за преступления против человечности (Sú osobne zodpovední za zločiny proti ľudskosti!, 1946)
Они лично ответственны за предателство Народного Восстания (Sú osobne zodpovední za zradu na národnom povstaní!, 1946)
Катка (Katka, 1950)
Похищение (Únos, 1952)
Музыка с Марса (Hudba z Marsu, 1954)
Там на конечной (Tam na konečné, 1957)
Три желания (Tři přání, 1958)
Смерть зовётся Энгельхен (Smrť sa volá Engelchen, 1963) — Золотой Приз III ММКФ.
Осужденный (Obžalovaný, 1964)
Магазин на площади (Obchod na korze, 1965)
Наваждение по имени Анада (Túžba zvaná Anada, 1969)
Ангел Левин (The Angel Levine, 1970)
Ложь, которую сказал мне отец (The Lies My Father Told Me, 1976)
Дело против Миллигана (The Case against Milligan, 1976)