А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Кадочников, Павел Петрович»

Павел Кадочников
Фото
Имя при рождении:

Павел Петрович Кадочников

Дата рождения:

16 (29) июля 1915(1915-07-29)

Место рождения:

Петроград,
Российская империя

Дата смерти:

2 мая 1988(1988-05-02) (72 года)

Место смерти:

Ленинград, РСФСР, СССР

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

актёр, кинорежиссёр, сценарист, театральный педагог

Карьера:

1935—1987

Награды:
Герой Социалистического Труда  — 1985
Орден Ленина  — 1985 Орден Трудового Красного Знамени Орден Дружбы народов  — 1975
Народный артист РСФСР— 1965 Народный артист СССР— 1979 Сталинская премия — 1948 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1951
IMDb:

ID 0434387

Па́вел Петро́вич Ка́дочников (1915—1988) — советский актёр, режиссёр, сценарист, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1979). Герой Социалистического Труда (1985).

Содержание

Биография

Детство

П. П. Кадочников родился 16 (29) июля 1915 года в Петрограде в рабочей семье. В период Гражданской войны отец Павла вместе со всей семьёй (женой и двумя детьми) уехал на родину — на Урал в небольшое село Бикбарда. Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил и окончил школу крестьянской молодежи. Там же определилось главное увлечение мальчика — больше всего на свете ему нравилось рисовать. Любовь к живописи ему прививала мать, женщина грамотная и умная.

В 1927 году семья Кадочниковых вернулась в Ленинград, где отец получил работу на заводе «Красный путиловец». Павел же продолжил свои занятия живописью. Он поступил в детскую художественную студию. Мальчик по-прежнему мечтал, что когда вырастет, станет художником. Но судьба внесла свои коррективы в жизнь. Серьёзно заболел отец, и Павлу пришлось заботиться о семье. Он ушёл из школы и устроился учеником слесаря на завод «Красный путиловец».

Учёба

Правда, занятий живописью Павел не бросил и продолжал ходить в художественную студию. Там, в 1929 году, и состоялось его знакомство с театром. Талантливого мальчика заметил режиссёр А. Авдеев, который руководил там театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.

На следующий год Авдеев привел Кадочникова к известному режиссёру Борису Вульфовичу Зону, набиравшему курс в театральном техникуме. Прослушав Павла, режиссёр взял его на свой курс (1931), хотя в то время юноша не успел закончить среднюю школу. Всего через полгода театральный техникум был преобразован в Театральный институт, и Кадочников стал студентом. Ему было лишь 15 лет.

Тем не менее, среди старших товарищей Павел не затерялся. Наоборот, он выделялся как одеждой (Павел форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением прекрасно петь неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.

В это время (1932 год) Т. Н. Никитина родила от него сына Константина Кадочникова (1932—1984), о котором сам Кадочников не знал до четырнадцатилетия Константина. Константин Кадочников был актёром.[1]

Театр. Брак.

Когда Кадочников заканчивал институт (1935), на основе курса Бориса Зона был создан Ленинградский новый театр юного зрителя. И Павел Кадочников становится его ведущим актёром (1935—1944). Его первой ролью стал Лель в «Снегурочке». Роль Купавы играла актриса Розалия Ивановна Котович. Совместная работа зажгла в сердцах молодых актёров любовь, и вскоре они поженились.

В ТЮЗе играл самые различные роли: сказочных героев, белогвардейцев, но лучше всего ему удаются животные. Один из спектаклей, где Кадочников играл ужа, увидел драматург Е. Л. Шварц. Ему так понравился актёр, что специально для него Шварц написал роль сказочника в спектакле «Снежная королева». Кадочникову поручали и эпические, возрастные роли. В трагедии «Борис Годунов» он играл летописца Пимена. Работа в театре всё больше увлекала молодого актёра. Роль следовала за ролью, креп и совершенствовался его талант.

С 1935 по 1938 год работал педагогом по технике речи в Ленинградском театральном институте.[2]

Довоенные работы в кино

Первой работой в кино стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние» (1935). Роль была настолько маленькой, что его никто не заметил. Да и самому актёру свое появление на экране не понравилось. После этого дебюта Павел принял решение больше никогда не сниматься в кино.

В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр Сергей Юткевич. Ему понравился талантливый юноша, и режиссёр предложил Кадочникову роль в своей картине «Человек с ружьём». Помня о своём первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссёра. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась длительная работа большого мастера в кино.

Уже в следующей картине Юткевича «Яков Свердлов» Кадочников сыграл сразу две роли — рабочего паренька Лёньку и писателя Максима Горького. Любопытно, что при утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру Кадочникова на роль Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил Кадочникова отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут Кадочников вновь предстал перед авторитетной комиссией. Все просто ахнули: настолько актёр был похож на пролетарского писателя. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.

Роль Горького принесла Кадочникову большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссёр Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съёмки картины закончились 21 июня, а на следующий день началась Великая Отечественная война.

Война

Павел Кадочников вспоминал: «Каждый приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актёрам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя».

В конце июля Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в „Обороне Царицына“ и „Походе Ворошилова“. На Ленфильме сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию» — ответили ему.

После завершения съёмок в двухсерийной ленте «Оборона Царицына», Кадочникова пригласил к себе Сергей Эйзенштейн. Легендарный режиссёр предложил актёру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный». Владимир Старицкий — одна из главных трагических фигур картины, слабый и простодушный юноша, трогательный и агрессивный в момент возбуждения, игрушка в руках безжалостных честолюбцев и палачей.

Мастерство актёра так впечатлило Эйзенштейна, что тот решил снять Кадочникова ещё в двух ролях — Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли Кадочников сыграет в третьей серии. Но этому так и не суждено было воплотиться, третья серия так и не была снята. Тем не менее, эти три года Кадочников считал самой большой жизненной школой. В 1944 году он навсегда уходит из театра и целиком посвящает себя работе в кино.

В конце декабря 1944 года в семье Павла Кадочникова и Розалии Котович на станции Кавказская в окрестностях Тбилиси (Грузия) рождается сын, Пётр Кадочников (декабрь 1944 — май 1981). Пётр тоже будет актёром.

Послевоенное кино

Вернувшись в Ленинград, Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, Кадочников выбрал работу в кино. Он отправился в Киев сниматься в картине «Подвиг разведчика». Роль майора Федотова принесла актёру поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван, Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.

В следующем, 1947 году, Кадочников приступил к съёмкам в новой картине А. Б. Стоппера «Повесть о настоящем человеке». Актёру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Маресьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, Кадочников отказался от услуг дублеров. В течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех, а спустя год Кадочников был награждён Сталинской премией.

1950-е — 1960-е годы

После картины «Далеко от Москвы» (1950), за которую актёр получил свою третью Государственную (Сталинскую) премию, Кадочникова не приглашали сниматься в кино в течение четырёх лет.

Вновь об актёре вспомнили в 1954 году. Режиссёр Александр Иванковский, который уже снимал Кадочникова в своем фильме «Антон Иванович сердится» пригласил актёра в новую картину. Это была совместная работа А. В. Ивановского и Н. Н. Кошеверовой «Укротительница тигров». Роль мотогонщика Федора Ермолаева стала одной из главных удач Кадочникова в 1950-е годы. В ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актёров ярко выраженного комедийного плана — Леонида Быкова и Сергея Филиппова. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Актёра вновь стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы.

В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. Однако они сыграли свою роль в воспитании по крайней мере двух поколений. Героизация действительности способствовала формированию нового типа личности, осваивавшей целину и участвовавшей в грандиозных стройках. Временной характер ролей Кадочникова не заслонял его актёрского таланта. Он великолепно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения.

В 1956—1958 годах П. Кадочников был художественным руководителем студии киноактера при киностудии «Ленфильм»[3].

Режиссёрская деятельность

И все же эти роли не могли удовлетворять талантливого актёра. Кадочников, чувствуя это, решил попробовать свои силы в режиссуре. Первая его работа, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», вышла ещё в 1965 году. Затем он поставил фильм-сказку «Снегурочка», где сыграл роль престарелого мудреца, царя Берендея. В обеих своих картинах Кадочников и сам играл заметные роли.

Уход в режиссуру имел ещё одно обоснование: в середине 60-х Кадочников попал в немилость к высшему руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься. Не давали новых работ актёру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми Кадочников ездил по всей стране.

1970-е — 1980-е годы

В середине 1970-х Никита Михалков внезапно предложил Павлу Кадочникову роль в своём фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эта роль принесла актёру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако Кадочников не стремился давать свое согласие всем подряд, теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее. Наиболее заметной работой тех лет стала роль в фильме «Сибириада».

В 1978 году Павел Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром в киноповести Булата Мансурова «Сюда не залетали чайки». Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Пётр Кадочников погиб при весьма странных обстоятельствах.

Весной 1981 года Пётр отправился отдохнуть в Прибалтику на озёра. А через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. Рассказывает внучка Павла Кадочникова[источник не указан 32 дня]:

У папы с детства была фирменная «фишка». Он залезал на берёзу, и, держась за ветки, начинал раскачиваться. То же самое он решил проделать и в Игналине. Только не учёл, что полез в тот раз на сосну, а сосна не гибкая. Ветка не выдержала его веса, сломалась, папа упал и разбился о землю. У него была тяжелейшая черепно-мозговая травма, все ребра переломаны В бессознательном состоянии «Скорая» увезла папу в местную больницу. Бабушка с дедом примчались в Игналину на следующий же день. Ни с ними, ни с мамой папа не простился, он так и не пришёл в сознание. Через три дня после падения его не стало. Из-за какой-то нелепости мы с сестрой лишились отца, мама — мужа, а дед с бабушкой — сына.

Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря их единственного совместного сына стала трагедией. Единственным спасением для актёра была работа. И он окунулся в неё. Ещё до смерти сына Кадочников сыграл заметную роль графа Орлова в картине «Рассказ неизвестного человека». А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль П. Лафарга в картине режиссёра С. И. Юткевича «Ленин в Париже». Стоит отметить также работу в детективе «Пропавшие среди живых» — здесь Павел Петрович великолепно совместил традиционный образ интеллигента с совершенно нехарактерным для себя амплуа злодея, и роль колоритного старого уголовника Кашлева получилась отличной. Спустя два года Кадочников просто блестяще сыграл небольшую роль майора Шолто в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

В 1985 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Последняя работа

В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андрееве. Это была последняя режиссёрская работа Павла Кадочникова.

2 мая 1988 года Павел Кадочников скончался на 73-м году жизни из-за острой сердечной недостаточности в городской больнице Ленинграда. Похоронен на Серафимовском кладбище рядом с могилой сына — актёра Петра Кадочникова (1944—1981)[4].

Спустя 12 лет на экраны вышел сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», на основе ранее снятых фильмов (в том числе и «Сокровищ Агры», где снимался Павел Кадочников).

Признание и награды

  • Сталинская премия второй степени (1948) — за исполнение роли майора Алексея Федотова в фильме «Подвиг разведчика» (1947)
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Алексея Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке» (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1951) — за исполнение роли Алексея Николаевича Ковшова в фильме «Далеко от Москвы» (1950)
  • Народный артист РСФСР (1965)
  • Народный артист СССР (1979)
  • Герой Социалистического Труда (1985)
  • Орден Ленина (1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы народов (1975)
  • Медали.

Фильмография

  • 1935 — Несовершеннолетние — Михась
  • 1937 — Человек с ружьём — Солдат с семечками
  • 1940 — Яков Свердлов — Лёнька Сухов, Максим Горький; Разгром Юденича — Сенюшкин
  • 1941 — Антон Иванович сердится — Алексей Мухин
  • 1942 — Оборона Царицына — Руднев
  • 1944 — Иван Грозный — Владимир Старицкий, Халдей, Евстафий
  • 1945 — Здравствуй, Москва!
  • 1946 — Робинзон Крузо — Робинзон Крузо
  • 1947 — Подвиг разведчика — майор Алексей Федотов, он же Генрих Эккерт;Голубые дороги — Сергей Ратанов
  • 1948 — Драгоценные зёрна — агроном Архипов; Повесть о настоящем человеке — Алексей Мересьев
  • 1949 — У них есть Родина — Добрынин
  • 1950 — Далеко от Москвы — Алексей Николаевич Ковшов; Заговор обречённых — Макс Вента
  • 1954 — Большая семья — инженер Евсей Константинович Скобелев; Запасной игрок — Светланов (он же Дедушкин); Укротительница тигров — Фёдор Ермолаев
  • 1955 — Педагогическая поэма — Горький;Таланты и поклонники — Пётр Егорович Мелузов
  • 1956 — Медовый месяц — Алексей Рыбальченко; Пролог — Максим Горький
  • 1957 — Балтийская слава — Ордынцев; Под золотым орлом — Андрей Макаров
  • 1959 — Сын Иристона — Дзахсоров
  • 1960 — Хлеб и розы — Гавриил Ивушкин; Русский сувенир — Гомер Джонс
  • 1963 — Самый медленный поезд — Корреспондент
  • 1964 — Государственный преступник — Алексей Басов
  • 1965 — Музыканты одного полка — Чулковский
  • 1967 — Продавец воздуха — профессор Энгельбрект
  • 1968 — Снегурочка — царь Берендей
  • 1971 — Прощание с Петербургом — Максимов
  • 1972 — Возвращение скрипки — Маковский
  • 1974 — В Баку дуют ветры — Цигель-Каштанов; Осень — Пианист
  • 1975 — Одиннадцать надежд — Болельщик
  • 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Иван Иванович Трилецкий
  • 1978 — Сюда не залетали чайки — дядя Роман
  • 1979 — Ищи ветра… — Сергей Сергеевич; Сибириада — Вечный Дед; Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Павел Петрович; Жизнь Бетховена — Ромен Роллан; Ты только не плачь — Борис Платонович; Я хочу петь — Липати; Санта Эсперанса — дон Лоренсо
  • 1980 — Рассказ неизвестного человека — Орлов-отец;Благочестивая Марта — капитан Урбина; Идеальный муж — лорд Кавершем; Сицилианская защита — Андриан Константинович
  • 1981 — Бешеные деньги — Григорий Борисович Кучумов; Сильва — Ферри; Проданный смех — барон Треч; Пропавшие среди живых — Федор Кашлев; Наше призвание — Николай Гудков; Ленин в Париже — Поль Лафарг
  • 1982 — Две строчки мелким шрифтом — Бартеньев; Ночь на 4-м круге — Гудзь
  • 1983 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры — майор Джон Шолто; Я тебя никогда не забуду — Ведущий; Карантин — Прадедушка
  • 1984 — Блистающий мир — Садди и Чаппи Дауговет; Последний визит — Чивер; Блондинка за углом — профессор Огурцов
  • 1985 — Три процента риска — Хлебников; Картина — Юрий Емельянович Поливанов
  • 1986 — Я — вожатый форпоста — Николай Гудков
  • 1987 — Серебряные струны — Антип; Очи чёрные — Петербургский чиновник; Поражение — Голицын

Примечания

Ссылки

Hero of Socialist Labor medal.png Кадочников, Павел Петрович на сайте «Герои страны»


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную