В 1960—1961 учился в Днепропетровском сварочном техникуме им. Е. Патона.
В 1965 году окончил Ростовское театральное училище (курс Михаила Бушнова). Поступил в Школу-студию МХАТ, но, проучившись несколько месяцев, ушёл оттуда. В 1969 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.
В 1969—1971 работал в театре им. Е. Вахтангова. Сам актёр вспоминал: «Вахтанговская „корпорация“ отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».
Потом работал во МХАТе и Театре на Бронной. С 1973 — служба в армии (кавалерийский полк при «Мосфильме»).
В 1984 окончил ВКСР (мастерская А. Тарковского и других режиссёров. Тарковский хотел взять себе на курс только Кайдановского «и еще кого-нибудь одного, кто этого достоин». Дав обязательства Кайдановскому, Тарковский уехал в Италию на выбор натуры, и, как известно, не вернулся. Кайдановский продолжил учебу у Сергея Соловьева).
В 1989 году преподавал режиссуру в Театральном училище им. Щукина;
В 1992 году присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств России»[1].
1994 — Член жюри МКФ в Каннах.
В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР. 3 декабря 1995 умер от третьего инфаркта.
О творчестве Александра Кайдановского режиссёром Е. Цымбалом снят фильм «Сны Сталкера» (1998).
Кайдановский был человеком широчайшей эрудиции и разнообразных гуманитарных интересов. Он профессионально знал мировую литературу, классическую музыку и живопись, хорошо рисовал сам (осталось несколько его выразительных автопортретов), сочинял стихи и песни, которые исполнял под гитару. Записи его песен в авторском исполнении сохранились у друзей артиста. Актёрская манера — очень нервная, артист создавал сложные многоплановые личности, с мобильной психикой.
Из воспоминаний современников
Филатов, Леонид Алексеевич: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвёртом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы всё вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали…».
Фильмография
Актёрские работы
1967 — Таинственная стена (реж. И. Поволоцкая, М. Садкович) — Некто
1967 — Анна Каренина (реж. А. Зархи) — Жюль Ландо
1968 — Первая любовь (реж. В. Ордынский) — Майданов
1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм)
1970 — Драма на охоте (реж. Б. Ниренбург)
1970 — Красная площадь (реж. В. Ордынский) — солдат
1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный, реж. Никита Михалков) — сержант
1971 — И был вечер, и было утро (реж. А. Салтыков)
1971 — Собака Баскервилей (реж. А. Зиновьева) — Джек Стэплтон
1972 — Пятнадцатая весна (реж. И. Туманян) — связной
1972 — Игрок (реж. А. Баталов) — Астлей
1972 — Четвёртый (реж. А. Столпер) — Второй
1972 — Былое и думы (реж. Л. Елагин) — критик Виссарион Белинский
1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин
1972 — Математик и черт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2, реж. С. Райтбурт) — Черт
1973 — Дети Ванюшина (реж. Е. Ташков) — Константин
1973 — Крах инженера Гарина — доктор Вольф
1973 — Былое и думы (реж. Л. Елагин)
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
1974 — Следую своим курсом (реж. В. Лысенко) — Миша
1974 — Когда постиг меня судьбины гнев… (короткометражный, реж. В. Бровкин)
1975 — Пропавшая экспедиция (реж. В. Дорман) — офицер Зимин
1975 — Мой дом — театр (реж. Б. Ермолаев) — А. Н. Островский
1975 — Под крышами Монмартра (реж. В. Гориккер) — Рауль
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата (реж. Г. Кроманов) — Воронцов
1976 — Огненный мост (реж. Б. Ниренбург)
1976 — Золотая речка (реж. В. Дорман) — Зимин
1976 — Как важно быть серьёзным (реж. А. Белинский)
1976 — Моё дело (реж. Л. Марягин)
1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. В. Ахадов)
1977 — Это было в Коканде (реж. У. Назаров)
1978 — Жизнь Бетховена (реж. Б. Галантер) — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена
1978 — Поворот (реж. В. Абдрашитов)
1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
1979 — Телохранитель (реж. А. Хамраев) — Мирзо
1979 — Сталкер (реж. А. Тарковский) — Сталкер
1980 — Рассказ неизвестного человека (реж. В. Жалакявичюс) — Владимир
1980 — Рафферти (реж. С. Аранович) — прокурор Эймс
1980 — Спасатель (реж. С. Соловьев)
1980 — Факт (реж. Альмантас Грикявичюс) — Станислав
1981 — И с вами снова я (реж. Б. Галантер) — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты
1982 — Извините, пожалуйста (реж. В. Жалакявичюс) — Пранас
1982 — Кафедра — Орлов
1982 — Братья (к/м)
1987 — Десять негритят (реж. Станислав Говорухин) — Филипп Ломбард
1987 — Хареба и Гоги (реж. Георгий Шенгелая) — князь Ольшевский
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
1992 — Ноябрь (Польша—Франция) (реж. Л. Карвовский)
1995 — Исповедь незнакомцу (Франция) (реж. Ж. Бардавиль) — Крючков
1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха Прибытие поезда) (реж. Александр Хван)
Работы по озвучиванию мультфильмов
1977 — Вперёд, время! (реж. В. Тарасов) (читает текст)
1980 — Возвращение (реж. В. Тарасов) (в титрах не указан)
1985 — Контракт (реж. В. Тарасов)
1985 — Два билета в Индию (реж. Р. Качанов)
1988 — Перевал (реж. В. Тарасов)
1992 — Сон смешного человека (реж. А. Петров)
(1982 год, Кондор/Dogkeselyu — кинофильм)- Венгрия,Режиссёр: Ференц Андраш
Озвучивание фильмов
1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — роль студента-юриста, играл Борис Плотников
Режиссёрские работы в кино
1983 — Иона, или художник за работой — режиссёр. Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской Соловьёва, по одноимённому рассказу Альбера Камю, сценарий написан совместно с Рербергом
1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок»)
1985 — Простая смерть — режиссёр, сценарист. Дипломная работа, по повести Толстого «Смерть Ивана Ильича»
1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка»)
1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
1990 — For A Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
1993 — Дефлорация — художественный руководитель
1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум»)[2]
Семья
После развода родителей сначала жил с матерью, потом — в новой семье отца, приёмная мать — Ирена Михайловна.
Первая жена — Ирина Бычкова.
Дочь: Дарья.
Вторая жена — актриса Евгения Симонова, с которой познакомился на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция».
Дочь: Зоя
Третья жена — Наталия Судакова (Кайдановская).
Сын: Кайдановский Андрей Александрович.
Четвёртая жена — Инна Пиварс.
Библиография
Раззаков Ф. Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. — М.: ЭКСМО, 2000. — ISBN 5-04-004335-X, ISBN 5-04-004333-3.
Александр Кайдановский. В воспоминаних и фотографиях. — М.: Искусство. — 2002. — ISBN 5-85200-141-4.