А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Каюмов, Малик Каюмович»

Малик Каюмович Каюмов
Фото
Имя при рождении:

Малик Каюмович Каюмов

Дата рождения:

22 апреля 1912(1912-04-22)

Место рождения:

Ташкент, Сырдарьинская область (Российская империя)

Дата смерти:

29 апреля 2010(2010-04-29) (98 лет)

Место смерти:

Москва, Россия

Гражданство:

Flag of the Soviet Union.svg СССР → Flag of Uzbekistan.svg Узбекистан

Профессия:

кинорежиссёр, кинооператор, актёр

Карьера:

1929—2010

Награды:
Герой Социалистического Труда  — 1990
Орден Ленина  — 1990 Орден Ленина  — 1980 Орден Трудового Красного Знамени  — 1959 Орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны II степени — 1985 Орден Красной Звезды Орден «Знак Почёта»  — 1940 Орден Дружбы народов  — 1989
Орден Отечественной войны I степени Орден Красного Знамени Медаль «За отвагу»
Медаль «За трудовое отличие»
Народный артист СССР— 1967 Государственная премия СССР — 1981 Народный артист Узбекской ССР

Мали́к (Абдумали́к) Каю́мович (Абдукаю́мович) Каю́мов (22 апреля 1912, Ташкент, Узбекистан — 29 апреля 2010, Москва, Россия[1]) — узбекский и советский режиссёр и оператор документального кино. Народный артист СССР (1967). Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Государственной премии СССР (1981).

Малик Каюмов — последний свидетель вскрытия гробницы Тамерлана в июне 1941 года и один из последних фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.

Содержание

Биография

Детство

Малик Каюмов родился в 1911 году в Ташкенте, ныне в Узбекистане. Узбек. Точная дата рождения известного режиссёра неизвестна: метрики ЗАГСа в то время отсутствовали. Всех своих 14 детей отец записывал на страницах Корана, который был утерян после его смерти. Малику известен лишь год рождения. Как рассказывала его мать, это было весной, когда на базаре продавали свежую зелень. По мнению самого Каюмова, это было в апреле-мае. Позднее в официальную дату рождения вкралась ошибка: 22 апреля 1912 года.

Малик Каюмов жил в Ташкенте неподалеку от нынешнего аэропорта. Его отец, Абдумалик Каюмов, был самым состоятельным человеком в городе и во всем Узбекистане, имел несколько кожевенных заводов (ему принадлежала кожа всех забитых баранов), был владельцем фруктовых садов на 400 гектаров земли. Из любви к лошадям построил ипподром, где организовывал скачки. После его смерти (когда отец умер, Малику было три года), на его счету в банке было обнаружено 10 миллионов золотых рублей.

Мать, Сибринисо-оя, была человеком достаточно образованным; хорошо говорила по-русски, читала по-арабски и знала Коран. Нередко, собирая всех своих детей, читала им сказки, приучала к добру. В семье было четырнадцать детей, но многие из них умерли от голода, в результате осталось всего пятеро. Семья Каюмовых в основном кормилась от продажи тюбетеек, которые вышивала мать, а дети продавали на базаре.

С шести лет Каюмов пошёл в махаллинскую школу, которую окончил в начале 1920-х годов. Его учителем был Тохири, которого позднее наградили орденом Ленина и представили к званию «Народный учитель Узбекистана». Из стен школы вышли многие знаменитости Узбекистана, в частности, академики Абид Садыков, Хамдам Усманов, Малик Набиев, а родной брат Малика Абдухамид стал позднее министром строительства и эксплуатации автомобильных дорог Узбекской ССР.

Начало карьеры

Карьера Малика Каюмова в узбекском кинематографе началась с восемнадцати лет, когда после окончания школы он был взят на первую узбекскую кинофабрику «Шарк Юлдузи» (в переводе с узбекского — «Звезда Востока») режиссёром Николаем Кладо, сыном известного адмирала. В 1929 году он впервые снялся в качестве актёра, сыграв роль батрака в игровом фильме Кладо «Американка из Багдада», потом снимался в некоторых других фильмах. Одновременно продолжал работать на кинофабрике, предшественнице «Узбекфильма», ассистентом оператора. Его наставником был немец Фридрих Веригородский, научивший Малика некоторым тонкостям кинооператорского искусства.

В 1930 году Каюмов с Кладо переехал в Москву, а в 1931 году поступил во ВГИК. Через два года, немного овладев профессией оператора, вернулся в Ташкент. Там молодой оператор был взят на работу в Ташкентскую студию кинохроники, одновременно работал в «Союзкинохронике» собственным корреспондентом по Средней Азии. Он снимал первый ташкентский автобус, костёр, в котором узбекские женщины сжигали свои паранджи.

В 1938 году кинолента Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Золотой Большой медали. В 1939 году он снял фильм о строительстве 270-километрового Большого Ферганского канала, который назывался «Могучий поток». В том же году за этот фильм режиссёра Каюмова наградили орденом «Знак Почёта». С того времени к Каюмову пришла известность, а его фильм признали в Узбекистане классикой кинорепортажа.

Экспедиция в Самарканд

В июне 1941 года от Ташкентской киностудии Каюмов был прикомандирован к экспедиции, которой было поручено провести работу по установлению документальной подлинности захоронения Тимура — вскрыть гробницы Тамерлана, его сына Шахруха и внука Улугбека в Самарканде. Малика с тремя операторами включили в состав экспедиции не случайно. Каюмов в то время был достаточно известный в республике кинооператор и едва ли не единственный в Ташкенте человек, который мог управлять камерой. В раскопках гробницы участвовал председатель правительственной комиссии востоковед А. А. Семенов, М. М. Герасимов, прежде восстанавливавший по останкам костей облик царя Иоанна Грозного, Т. Н. Кары-Ниязов, писатель С. Айни.

96-летний Малик Каюмов верил в проклятие Тамерлана и в то, что если бы не началась эксгумация, то не было бы Великой Отечественной войны. Об этом он подробно рассказал, снявшись в роли рассказчика в документальном фильме «Проклятие Тамерлана» (2006 год).

Фронтовой оператор

С 1941 по 1945 год Малик Каюмов находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржева, а также при освобождении Белоруссии.

Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Парой Каюмову был Алексей Семин, который дважды его спасал, вынося раненым с поля боя. После первого ранения Малик лечился в госпитале три месяца. Второе ранение было им получено в 1944 году в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Москве в Лефортово. Сначала хотели ампутировать ногу, но в итоге её удалось спасти. В марте 1945 года Малик Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.

В узбекистанском кинематографе

В послевоенное время М. Каюмов работал на киностудии «Узбекфильм» и уже в начале 1950-х годов считался лучшим режиссёром документального кино в республике. С 1976 по 1986 год был секретарем правления Союза кинематографистов Узбекской ССР, избирался в Верховный Совет республики.

Всего Малик Каюмов снял свыше 400 полнометражных и короткометражных кинолент. Позднее за свои работы был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Государственной премии СССР и Государственной премии им. Хамзы, премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

Сразу после войны вышел знаменитый фильм Каюмова, посвящённый строительству ГЭС в долине Сырдарьи «Огни Фархада», после него — кинокартина «Приезжайте к нам в Узбекистан». Последняя была удостоена Золотой медали на международном кинофестивале в Венеции. По всему миру был показан документальный фильм режиссёра «Паранджа», который был удостоен одного из высших призов — Гран-при Лейпцигского кинофорума «Золотой голубь».

В 1966—1968 годы Каюмов снимал последствия землетрясения в Ташкенте. Документальный фильм «Ташкент, землетрясение», запечатлевший борьбу человека со стихией, а также большие стройки в Узбекской ССР, обошёл весь Советский Союз. Каюмов несколько лет снимал документальное кино о зарубежном Востоке, получившее также широкую известность. Наиболее известные среди этих работ: «Утро Индии», «Вьетнам — страна моя». Снял серию фильмов об Афганистане. Особую популярность принёс кинорежиссёру фильм «Кто стреляет в республику» 1984 года.

Малик Каюмов скончался в Москве 29 апреля 2010 года. Похоронен 30 апреля в Ташкенте на кладбище Сагбан.

Из интервью с М. К. Каюмовым

Сколько раз смерть играла со мной в прятки, а я сам не знаю, как и почему, обманывал её. Дважды во время съемок тонул. Был на грани смерти в авиационной и автомобильной катастрофах. На своем веку я много летал, много смотрел, снимал, встречался со многими людьми. Моими собеседниками были в разное время Шарль де Голль, Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Шастри, Хо Ши Мин…

«Старайся улучшить всё, к чему прикоснутся твои руки» — сказал мне как-то Александр Довженко. Меня часто упрекают в том, что мои картины слишком красивы. Да, красивы. Но разве не красивы моя земля и мой народ? Почему я должен видеть уродство там, где его нет? Конечно, не всё так прекрасно, как в фильмах Каюмова. Но я такой воспринимаю мою Родину. Если меня узнавали и признавали в Москве, так это потому, что я открыл людям малоизвестные раньше Хорезм и Каракалпакию. А потом всю жизнь старался открывать узбекские дворы, старинные медресе, арыки, каналы… Узбеков. Прежде всего — их. Но при этом я интернационалист и ненавижу шовинизм: ненависть к другим народам — удел слабых. Но свой народ я знаю лучше других. (портал Фергана. РУ, 2006 г.)

Награды

  • Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1940)[2],
  • Народный артист Узбекской ССР (1965),
  • Народный артист СССР (1967),
  • Герой Социалистического Труда (1990),
  • Государственная премия СССР (1981),
  • Национальная премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1991),
  • Государственная премия Узбекской ССР имени Хамзы (1965),
  • Два ордена Ленина (1980, 1990),
  • Орден Красного Знамени,
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1959,?),
  • Отечественной войны I степени,
  • Отечественной войны II степени (1985),
  • Орден Дружбы народов (1989),
  • Орден Красной Звезды,
  • Орден «Знак Почёта» (1940),
  • Медаль «За отвагу»,
  • Медаль «За трудовое отличие» (1951),
  • медали и более двадцати Почётных грамота Президиумов Верховных Советов РСФСР, Узбекской, Белорусской, Таджикской, Киргизской, Казахской, Туркменской, Эстонской ССР.

Фильмография

Режиссёрские работы

  • «Ташкентский текстильный комбинат» (1938)
  • «Могучий поток» (1939)
  • «Советский Таджикистан» (1946)
  • «Социалистический Узбекистан» (1950)
  • «Огни Фархада»
  • «Приезжайте к нам в Узбекистан»
  • «Утро Индии» (1956)
  • «Пять рук человечества» (1958)
  • «Вьетнам — страна моя» (1960)
  • «Регистан» (1965)
  • «Ташкент, землетрясение» (1968)
  • «Дети Ташкента» (1969)
  • «Самарканду 2500 лет» (1969)
  • «Самарканд всегда со мной» (1970)
  • «От весны до весны»
  • «Паранджа»
  • «Могучий поток»
  • «Золотая свадьба»
  • «Тринадцать ласточек»
  • «Встречи с Таджихон»
  • «Хива — город четырех ворот»
  • «Кто стреляет в республику» (1984)

Роли в кино

  • «Американка из Багдада» (1929) батрак
  • «О том, чего не было» (1986)
  • «Проклятие Тамерлана» (док., в ролях, 2006, реж. Фетисов)

Сочинения

  • «Жизнь моя — кинематограф». Ташкент, 1982.

Примечания

Ссылки

Hero of Socialist Labor medal.png Каюмов, Малик Каюмович на сайте «Герои страны»


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную