Ким Ки Ён (кор. 김기영, английская транслитерация Kim Ki-young; 1922—1998) — корейский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Один из классиков, формировавших кинематограф Республики Корея[2]. Известен острыми психологическими мелодрамами, исследующими различные типы женских характеров, часто на грани каких-либо сексуальных дивиаций, за что его фильмы иногда назывались критиками «мизогиническими триллерами»[3][4].
Ким Ки Ён родился в Сеуле во время японской оккупации. В его официальных документах указан 1919 год рождения, но по его собственному утверждению он родился в 01.10.1922 года[5]. Некоторое время провёл в Японии, где он увлёкся театром и кино. В юности начал изучать стоматологию, но медицинского образования не завершил, всё более увлекаясь театром. Во время Корейской войны снимал пропагандистские фильмы по заданию информационных служб США. В 1955 году использует американское оборудование для производства первых двух игровых картин. Их успех в прокате позволяет ему сформировать собственную продюсерскую компанию и начать производство популярных мелодрам.
Зрелость стиля Ким Ки Ёна впервые продемонстрирована в фильме «Горничная» (иногда — «Служанка», кор. 하녀, Hanyo, 1960 год), который демонстрирует мощный образ роковой женщины. Картина признана одной из лучших в кинематографе Республике Корея[6]. После завершения так называемого «золотого века» корейского кино в 1960-х годах, с установлением Четвёртой республики из-за введения цензуры все виды художественного творчества переживали упадок. Тем не менее, именно в этот период Ким выпускает свои самые значительные и необычные фильмы, как «Женщина — огонь» (en:Woman of Fire — название в международном прокате, оригинал — кор. 화녀, латинская транслитерация Hwanyeo, 1971 год), «Женщина — насекомое» (кор. 충녀, Chungnyeo, 1972 год), «Остров Иодо» (кор. 이어도, 1977 год). Они были успешны успешны в прокате и оказали серьёзное влияние на молодое поколение южнокорейских кинематографистов.
В начале 1980-х годов популярность Кима пошел на спад. Ким вновь стал культовой фигурой в начале 1990-х в южнокорейских Интернет-форумах. Широкий международный интерес к его творчеству был вызван ретроспективой его работ в 1997 году на международном кинофестивале в Пусане. Фильмы Кима, ранее малоизвестные за пределами Южной Кореи, получили восторженные отзывы новой аудитории Японии, США, Германии, Франции и других стран.
Режиссёр готовил к переизданию свои фильмы, когда он и его жена погибли во время пожара в собственном доме в 1998 году. Международный кинофестиваль в Берлине провёл посмертный ретроспективный показ фильмов Кима в 1998 году. Благодаря усилиям корейской организации Film Council (KOFIC) ранее утраченные фильмы Ким Ки Ёна восстановлены.
Культурное влияние
В 2010 году корейский режиссёр Им Сан Су выпустил фильм «Служанка» (en:The Housemaid (2010 film)), основанный на сюжете одноимённой картины Ким Ки Ёна. Сравнение на этом примере двух школ и поколений кинематографа с разницей в 50 лет — объект многочисленных работ кинокритиков[7][8].
Режиссёр Пак Чхан Ук утверждает, что его «Жажда» сделан под влиянием впечатления от фильма «Горничная», а иногда и прямо цитирует его[2].
Избранная фильмография
Год
Русское название
Оригинальное название
Роль
1955
ф
Коробка Смерти
주검 의 상자 / Jukeomiui sangja /Box of Death
режиссёр
1955
ф
Провинция Янсан
양산도 / Yangsan do / Yangsan Province
режиссёр, сценарист
1956
ф
Война женщин
여성전선 / Yeoseon jeonseon / A Woman's War
режиссёр
1957
ф
Сумеречный поезд
황혼열차 / Hwanghon yeolcha / Twilight Train)
режиссёр
1958
ф
Первый снег
초설 / Choseol First / Snow)
режиссёр
1960
ф
Горничная
하녀 / Hanyeo / The Housemaid
режиссёр
1961
ф
Море знает
현해탄은 알고 있다 / Hyeon hae-taneun algo itta / The Sea Knows
режиссёр, сценарист
1964
ф
Асфальт
아스팔트 / Asphalt
режиссёр, сценарист
1968
ф
Женщина
여 / Yeo / Woman)
режиссёр, сценарист
1969
ф
Леди Хонг
미녀홍낭자 / Minyeo Hongnangja / Lady Hong
режиссёр, сценарист
1971
ф
Женщина-огонь
화녀 / Hwanyeo / Woman of Fire)
режиссёр, сценарист /
1972
ф
Женщина-насекомое
충녀 / Chungnyeo / The Insect Woman
режиссёр, сценарист
1974
ф
Грех
파계 / Pagye / Transgression
режиссёр, сценарист
1977
ф
Остров Иодо
이어도 / Iodo)
режиссёр
1978
ф
Крестьяне
흙 / Heulk / Peasants)
режиссёр, сценарист
1979
ф
Женщина-вода
수녀 / Sunyeo / Water Lady)
режиссёр, сценарист, продюсер
1982
ф
Женщина-огонь'82
화녀'82 / Hwanyeo '82 / Woman of Fire '82)
режиссёр, сценарист
1982
ф
Свободная женщина
자유처녀 / Jayu cheonyeo / Free Woman
режиссёр
Примечания
↑Дефект нижней трети кадра — воздействие огня при пожаре в доме Ким Ки Ёна, в результате которого режиссёр и его жена погибли. Личный архив, включая множество фотографий, уничтожены.