Дими́трий Кирса́нов (фр. Dimitri Kirsanov или Kirsanoff , собственно Марк Давидович Каплан, 6 марта 1899, Рига, Россия, ныне Латвия — 11 февраля 1957, Париж) — французский кинорежиссёр и кинооператор, выходец из России.
Биография и творчествоВо Франции с 1923 года. Учился музыке (виолончель), подрабатывал тапёром. Стал широко известен после авангардистского фильма «Менильмонтан» (1924—1925), где применил экспрессивный монтаж, близкий к стилистике Всеволода Пудовкина. Уже в первом фильме «Ирония судьбы» (1923 год), где играл и сам, открыл и затем несколько раз снимал актрису Надю Сибирскую. Сибирская стала его женой (они разошлись в 1931 году); кроме «Менильмонтана», из их совместных работ наиболее известен фильм «Осенние туманы» (1929 год). В начале 1930-х годов Кирсанов не принял звукового кино, однако в 1933—1936 годах — в рамках проекта Эмиля Вюйермоза «Синефонии» — начал экспериментировать с контрапунктом изображения и звука (музыки). Так возникли фильмы «Похищение» (1934 год, сценарий Бенжамена Фондана по роману Шарля Фердинанда Рамю, музыка Артюра Онеггера, в главной роли — Дита Парло), «Колыбель» (1935 год, музыка Габриэля Форе, с участием Нинон Валлен), «Девушка в саду»(1936 год, музыка Федерико Момпоу), «Источник Аретузы» (1936 год, музыка Кароля Шимановского, исполняет Жак Тибо). Снял несколько фильмов-экранизаций, в том числе — короткометражку «Два друга» (1946 год, по новелле Мопассана). Как режиссёр он снял 23 фильма. Избранная фильмография
Тексты
Литература
Ссылки
Примечания |