А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Братья Коэн»

Братья Коэн
Coen brothers
Фото
Итан и Джоэл Коэны, Канны 2001
Имя при рождении:

Джоэл Дэвид Коэн
Итан Джесси Коэн

Дата рождения:

29 ноября 1954 (57 лет)(19541129) (Джоэл)
21 сентября 1957 (54 года)(19570921) (Итан)

Место рождения:

Сент-Луис Парк, Миннесота, США

Гражданство:

Flag of the United States.svg США

Профессия:

кинорежиссёры
сценаристы
кинопродюсеры

Направление:

Независимое американское кино

Награды:

4 премии Оскар 1996, 2008

Джо́эл Дэ́вид Ко́эн (англ. Joel David Coen; 29 ноября 1954(19541129)) и И́тан Дже́сси Ко́эн (англ. Ethan Jesse Coen; 21 сентября 1957(19570921)) — американские режиссёры, продюсеры и сценаристы кино. Родные братья, работающие вместе на всех этапах процесса кинопроизводства (формально в титрах это не указывается, иногда используется общий псевдоним монтажёр Родерик Джейнс, англ. Roderick Jaynes).[1][2]

Обладатели 4 премий Оскар (в 1996 и трижды в 2007 годах), двух премий BAFTA (1996 и 2007 годы), Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля (1991 год) и ещё более 70 наград ведущих кинематографических конкурсов и фестивалей[3].

Содержание

Биография

Джоэл Коэн родился 29 ноября 1954 года, Итан Коэн — 21 сентября 1957 года. Братья выросли в еврейской семье[4] в Сент-Луис Парке, пригороде Миннеаполиса, штат Миннесота. Их отец — Эдвард Коэн, экономист, профессор Университета Миннесоты, мать — Рене Коэн, искусствовед, Университет Сент-Клауда. У Коэнов есть младшая сестра — Дебора.

В школьном возрасте Джоэл и Итан заработали стрижкой газонов на кинокамеру формата Super-8 и начали переснимать фильмы, которые транслировались по телевидению. Первым собственным оригинальным проектом братьев стал любительский короткометражный фильм «Лесорубы Севера» (англ. The Lumberjacks of the North), где во всех ролях снялись их друзья по району.[5]

Братья поочерёдно, в соответствии с возрастом закончили St. Louis Park High School, потом художественный колледж с четырёхлетним обучением Simon’s Rock Early College в городе Great Barrington, штат Массачусетс.[6] После его окончания Джоэл поступил в Нью-Йоркский университет на четырёхлетний курс кинематографического отделения. В период учёбы он снимает получасовой чёрно-белый фильм Soundings (зарисовка о женщине, которая во время интимной близости с глухим партнёром вслух фантазировала о сексе с его лучшим другом, подслушивающим её из соседней комнаты).[7] После завершения университета Джоэла нанял на работу своим ассистентом режиссёр и кинооператор Барри Зонненфельд, который вспоминал: «без сомнения, это худший ассистент, с которым я когда-либо работал».[7] В это время Итан учился на философском факультете Принстонского университета, который закончил со степенью бакалавра в 1979 году.[8] Его выпускной работой было эссе «Два взгляда на позднюю философию Витгенштейна».

Профессиональная карьера

1980-е годы

В самом начале 1980-х годов Джоэл устроился помощником редактора Эдна Паула (англ. Edna Paul), специализирующегося на съёмках малобюджетных фильмов ужасов. Вскоре режиссёр Сэм Рэйми пригласил всю группу Паула на съёмки своей первой полнометражной картины — фильма ужасов «Зловещие мертвецы».[9]

В 1984 году братья написали сценарий и выпустили первый совместный фильм «Просто кровь». Оператором выступил упомянутый выше Барри Зонненфельд. Совместно они подготовили макет трейлера, который позволил привлечь инвестора на 1,5 млн долл. Действие происходит в Техасе (Джоэл Коэн признался в одном интервью, что на выбор места съёмок повлияло, в том числе, наличие дешёвой иностранной рабочей силы и отсутствие контроля за её использованием со стороны профсоюзов).[10] Фильм рассказывает историю о владельце бара, который нанимает частного детектива, чтобы убить свою жену и её любовника. Фильм содержит элементы, которые указывают на будущий режиссёрский стиль Коэнов: уважение традиций и стандартов жанра (в данном случае — нуар), неожиданные сюжетные повороты, возникающие вокруг относительно простой истории, чёрный юмор.[11] В главной женской роли картины занята Фрэнсис Макдормэнд, которая в последующем станет женой Джоэла Коэна и снимется во многих фильмах братьев. Первая работа режиссёров была достаточно высоко оценена критикой.[12][13]

В этот же период братья Коэн совместно с Сэмом Рэйми написали сценарий, по которому тот снял фильм «Волна преступности» (1985). Двое киллеров, безумных карикатурных персонажа, совершают заказное убийство. По стечению обстоятельств обвинение падает на главного героя — Виктора, который вспоминает предшествующую цепочку событий на электрическом стуле. Собрав в первые выходные демонстрации 3,5 тыс. долл., фильм провалился в прокате[14] и получил самую негативную оценку критиков. Типичный отзыв: «Сюжет часто пропадает без вести… Сценарий разочаровывает, несколько приколов — это всё, что видно из таланта братьев Коэнов».[15]

Следующей работой братьев Коэнов стал фильм 1988 года «Воспитывая Аризону». История влюблённой пары: экс-осужденного Хая (Николас Кейдж) и офицера полиции Эд (Холли Хантер), которая, к несчастью, бесплодна. Когда местный торговый магнат появляется на телевидении со своими пятью новорожденными близнецами и шутит, что детей «больше, чем можно справиться», Хай крадет одного из мальчиков. В фильме также заняты Фрэнсис Макдорманд, Джон Гудмен, Уильям Форсайт, и Рэндалл «Текс» Кобб. Фильм — комедия, фарс, стал своеобразной противоположностью предыдущей картине братьев Коэнов «Просто кровь», исполненной в стиле нуар.[16] Американский институт кино расположил фильм в списке ста самых смешных американских кинокомедий на 31-м месте.

1990-е годы

В 1990-м году братья Коэн выпускают криминальную драму «Перекрёсток Миллера», где снялись Альберт Финни, Гэбриэл Бирн и Джон Туртурро. Фильм рассказывает о вражде гангстерских групп в эпоху действия сухого закона в США. Самую высокую оценку фильму дал журнал «Time», включив его в список 100 лучших картин, выпущенных на экраны с начала выхода этого издания.[17]

В следующем году режиссёрами выпущен фильм, расположенный на грани чёрной комедии и триллера «Бартон Финк» (1991), который был отмечен большим количеством кинематографических наград самого высокого уровня, включая две премии Каннского кинофестиваля и его главный приз — Золотую пальмовую ветвь.[18] Это был их первый опыт сотрудничества с кинооператором Роджером Дикинсом, продолжавшегося в течение следующих 15 лет.

В 1994 году братья Коэн (опять при участии Сэма Рэйми) выпускают фильм «Подручный Хадсакера» — эксцентрическую комедию, стилизованную под лучшие образцы жанра бурлеск режиссёров Фрэнка Капры, Говарда Хоукса или Билли Уайлдера. Критика, однако, не увидела в фильме ничего, кроме глянцевой эстетики. Роджер Эберт: «Одна веская причина пойти в кино — порадовать глаз, не загружая мозги. „Хадсакера“ это касается напрямую».[19] В прокате фильм коммерческого успеха не имел.[20]

Совершенно иная ситуация сложилась с вышедшем в 1996 году криминальным триллером «Фарго». Герой фильма, испытывая серьёзные финансовые проблемы, заказывает похищение собственной жены, чтобы её отец оплатил выкуп из собственных сбережений. Но похитители отклоняются и ситуация выходит из под контроля. Картина имела коммерческий успех: при бюджете в 7 млн долл. суммарная выручка по всему миру на середину 2011 года превысила 60 млн.[21] Критики в положительных оценках были практически единодушны: «За такие фильмы как „Фарго“ я и люблю кино» (Р. Эберт, «Чикаго Сан-Таймс»)[22], «Коэны проявляют зрелость и мастерство… Блестящий подбор актёров…» (Питер Стак, «Сан-Франциско Кроникл»)[23]. Роль Мардж Олмстед-Гандерсон в исполнении Макдорманд была признана AFI лучшей в соответствующей номинации, братья Коэн получили «Оскар» за лучший сценарий. Всего фильм и участники съёмочной группы получили 55 высших кинематографических наград.[24]

В 1998 году был выпущен фильм «Большой Лебовски».

2000-е годы

Следующим фильмом братьев Коэн стал «О, где же ты, брат?» (2000) — история путешествия и приключений трёх беглых каторжников в США времён Великой депрессии. В соответствии со вступительными титрами, в основе картины лежит Одиссея Гомера, хотя сами режиссёры эпос не читали, знакомы с ним только по различным экранизациям и использовали лишь некоторые сюжетные линии.[25] Картина показала хорошие результаты в прокате (более 70 млн долл. сборов при бюджете в 26 млн).[26] Профессиональная критика была сдержанно-благожелательной. Негативные отзывы касались чаще всего утверждения, что у фильма отсутствует цельность, братья Коэн не смогли собрать несколько сцен и скетчей в единое произведение: «Каждая из сцен замечательна по-своему, но фильм меня оставил в неопределённости и неудовлетворении» (Роджер Эберт, «Чикаго Сан-Таймс»).[27]

В последующие шесть лет братья Коэн выпускают три полнометражных фильма: нуар-триллер «Человек, которого не было» (2001), романтическую ироничную комедию «Невыносимая жестокость» (2003), чёрную комедию «Игры джентльменов» (2004) и одну из короткометражных историй любви в альманахе «Париж, я люблю тебя» (2006). Если первый из упомянутых фильмов этого периода был номинирован на ряд наград (которых удостоен не был), то прочие остались вне зоны внимания крупнейших кинематографических мероприятий и авторитетных кинокритиков. Более того, некоторые из них называли начало 2000-х годов периодом «торможения»[28] или простоя режиссёров: «Некоторые фильмы можно было бы и не снимать, но единственный способ понять это — снять их» (англ. Some movies just don’t need to get made — but the only way to find out is to make them, из рецензии San Francisco Chronicle).[29]

Братья Коэн с Хавьером Бардемом, 2007 г.

Совершенно иначе был принят триллер по одноимённому роману Кормака Маккарти «Старикам тут не место» (2007). Жёсткое, многослойное повествование, лишённое по воле авторов музыкального ряда, практически мгновенно превратило картину в культовый фильм (95 % положительных из 100 % отзывов на Rotten Tomatoes)[30] и классику кино (по классификации журнала Empire)[31]. Фильм получил 98 высших кинематографических наград (не считая ещё 48 номинаций)[32], среди которых самые почётные — 3 премии BAFTA, 4 премии «Оскар» и 2 премии «Золотой Глобус».

Кинематографическую карьеру братьев Коэн продолжила криминальная комедия «После прочтения сжечь» (2007). В ней режиссёры создают ещё один мир с «частными проявлениями идиотии в общемировом контексте».[33] При этом, по их утверждению, они не закладывают никаких политических смыслов в свой фильм. «Если кто-то вычитывает их в наших картинах, то мы не против этого. Но и не за».[34]

Как происходило и ранее, режиссёры меняют от фильма к фильму их атмосферу, стили, жанры. Картина 2009 года «Серьёзный человек» — драма с элементами чёрного юмора. Братья Коэн признают высокую степень биографичности сюжета: «История не повторяет наше детство в точности. Мы старались создать атмосферу, которая окружала нас в нашей небольшой коммуне. Мы учились в еврейской школе, учили иврит, у нас была бар-мицва, наш отец был профессором в университете Среднего Запада, нас окружали такие примерно соседи — все это во многом автобиография. Но если говорить об истории, то она от начала и до конца выдумана».[35] Часть критиков обвинила фильм в отсутствии корректности освещения межнациональных отношений, этнической карикатурности персонажей, нарисованной со свойственной братьям Коэн прямотой, «доходящей до садизма».[36]

2010-е

22 декабря 2010 года состоялась премьера вестерна «Железная хватка», которая стала самым кассовым фильмом братьев Коэн и одним из самых кассовых вестернов в истории кинематографа.[37] Фильм претендовал на премию Американской киноакадемии «Оскар» в 10 номинациях, но не выиграл ни в одной из них, уступив основные награды картинам «Король говорит!» и «Боец».

Все фильмы братьев Коэнов в статистике (кассовые результаты, рейтинг IMDb, отзывы по Rotten Tomatoes)

По сообщению прессы со ссылкой на неназванный источник, Братья Коэн готовятся к съёмкам биографической ленты об американском фолк-музыканте 1960-х годов Дэйве Ван Ронке (1936—2002), блюзовом гитаристе, создателе фолк-сцены нью-йоркского района Гринвич-Виллидж, на которой выступали Боб Дилан, Том Пакстон и Джони Митчелл.[38] Сами режиссёры, не раскрывая деталей, уже заявляли, что работают над музыкальным фильмом, и все песни будут записаны живьём с использованием единственного инструмента.[39]

Личная жизнь

Джоэл Коэн с 1984 года женат на актрисе Фрэнсис Макдормэнд, они усыновили парагвайского мальчика по имени Педро. Итан Коэн женат на Трише Кук.

Дополнительные факты

  • Коллеги и кинокритики часто используют в отношении братьев эпитет «Двухголовый режиссёр» (англ. The Two-Headed Director)[2].

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1984 ф Просто кровь Blood Simple режиссёры, сценаристы, продюсеры
1987 ф Воспитывая Аризону Raising Arizona режиссёры, сценаристы, продюсеры
1990 ф Перекрёсток Миллера Miller’s Crossing режиссёры, сценаристы, продюсеры
1991 ф Бартон Финк Barton Fink режиссёры, сценаристы, продюсеры
1994 ф Подручный Хадсакера The Hudsucker Proxy режиссёры, сценаристы, продюсеры
1996 ф Фарго Fargo режиссёры, сценаристы, продюсеры
1998 ф Большой Лебовски The Big Lebowski режиссёры, сценаристы, продюсеры
2000 ф О, где же ты, брат? O Brother, Where Art Thou? режиссёры, сценаристы, продюсеры
2001 ф Человек, которого не было The Man Who Wasn’t There режиссёры, сценаристы, продюсеры
2003 ф Невыносимая жестокость Intolerable Cruelty режиссёры, сценаристы, продюсеры
2004 ф Игры джентльменов The Ladykillers режиссёры, сценаристы, продюсеры
2006 ф Париж, я люблю тебя Paris, je t’aime режиссёры, сценаристы
2007 ф Старикам тут не место No Country For Old Men режиссёры, сценаристы, продюсеры
2007 ф У каждого своё кино Chacun son cinéma (segment «World Cinema») режиссёры, сценаристы, продюсеры
2008 ф После прочтения сжечь Burn After Reading режиссёры, сценаристы, продюсеры
2009 ф Серьёзный человек A Serious Man режиссёры, сценаристы, продюсеры
2010 ф Железная хватка True Grit режиссёры, сценаристы, продюсеры

Награды

4 премии «Оскар»: 3 за фильм «Старикам тут не место» (адаптированный сценарий, режиссура и лучший фильм) и 1 Оскар за оригинальный сценарий к фильму «Фарго».

Приз за режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне — «Перекрёсток Миллера».

Каннский кинофестиваль: «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Бартон Финк»; премия «лучший режиссёр» за ленты «Бартон Финк», «Фарго», «Человек, которого не было».

Британская киноакадемия: премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре («Фарго») и «Лучший режиссёр» («Старикам тут не место»).

Гран-при в категории «Драматический фильм» («Просто кровь») на фестивале Сандэнс.

Примечания

  1. Юрий Геворкян. Интервью с режиссёрами АиФ, 4 февраля 2011
  2. 1 2 Интересные факты на IMDb
  3. Лист наград и номинаций на IMDb
  4. Coen Brothers: Boycotting Israel is a mistake Haaretz.com, 15 мая 2011
  5. Joel and Ethan Coen Интернет-ресурс The Gods of Filmmaking
  6. Официальный сайт колледжа Simon’s Rock о своих лучших выпускниках
  7. 1 2 Биография Джоэла Коэна на Yahoo!
  8. Братья Коэн доказали, что две головы лучше одной Agence France-Presse, AFP, 24 февраля 2008
  9. Информация о фильме на IMDb
  10. The Coen Brothers Were Never Better Than with Barry Sonnenfeld Village Voice, 29 июля 2008
  11. Роджер Эберт, К 15-летию выхода фильма «Чикаго Сан-Таймс», 14 июля 2000
  12. Роджер Эберт. Рецензия на фильм «Чикаго Сан-Таймс», 1 марта 1985
  13. Рецензия на фильм Тhe A.V. Club, 29 марта 2002
  14. Вusiness for Crimewave IMDb
  15. Simon Hill. Crimewave
  16. Review by Lucia Bozzola
  17. ALL-TIME 100 Movies TIME, 2005
  18. Лист наград и номинаций на IMDb
  19. Роджер Эберт. Рецензия на фильм «Чикаго Сан-Таймс», 25 марта 1994
  20. Business for The Hudsucker Proxy IMDb
  21. Business for Fargo IMDb
  22. Роджер Эберт. Рецензия на фильм «Чикаго Сан-Таймс», 8 марта 1996
  23. Питер Стак. Рецензия на фильм «Сан-Франциско Кроникл», 4 октября 1996
  24. Awards for Fargo IMDb
  25. Jonathan Romney. Double vision  (англ.). The Guardian (19 мая 2000). — Интервью с Джоэлом и Итаном Коэнами. Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 27 августа 2011.
  26. Box office for O Brother, Where Art Thou? IMDb
  27. Роджер Эберт. Рецензия на фильм «Чикаго Сан-Таймс», 29 декабря 2000
  28. Иванов А. Уходящая натура. Volgograd.ru (16 марта 2008). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 25 августа 2011.
  29. Mick LaSalle. Put on the Boccherini, boys -- it's time to rehearse for our robbery  (англ.). San Francisco Chronicle (26 марта 2004). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 25 августа 2011.
  30. No Country for Old Men  (англ.). Rotten Tomatoes. Проверено 29 августа 2011.
  31. Ian Nathan. No Country For Old Men  (англ.). Empire. Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 29 августа 2011.
  32. Awards for No Country for Old Men IMDb
  33. Роман Волобуев. Анафема глупости, сатирическое шапито с суперзвездами. Компания Афиша (29 сентября 2008). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 31 августа 2011.
  34. Стас Тыркин. Братья КОЭН: Лишь идиоты не понимают, что вражда России и Америки уже в прошлом! (интервью). Комсомольская правда (07.10.2008). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 25 августа 2011.
  35. Братья Коэн: «Мы даже курили марихуану!» Знаменитые режиссёры — в эксклюзивном инте. Московский Комсомолец (24 февраля 2010). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 31 августа 2011.
  36. Ella Taylor. For A Serious Man, Coen Brothers Aim Trademark Contempt at Themselves  (англ.). Village Voice (29.09.2009). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 31 августа 2011.
  37. Emma Jones. Coen brothers bring Grit to Berlin Film Festival  (англ.). BBC News. Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 31 августа 2011.
  38. Братья Коэн снимут фильм о фолк-музыке. OpenSpace.ru (27 июня 2011). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 29 августа 2011.
  39. Братья Коэны снимут фильм о фолк-музыканте. Лента.ру (27 июня 2011). Архивировано из первоисточника 7 февраля 2012. Проверено 29 августа 2011.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную